ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 34

 

РОБИНЗОН КРУЗО В ЗЕРКАЛЕ БИОГРАФИИ ДАНИЭЛЯ ДЕФО

 

Тема: Даниэль Дефо (ок. 1660-1731). «Робинзон Крузо».

Придумывать - достовернее правду.

Д. Дефо

Цель: выяснить, какие черты характера Д. Дефо и факты его биографии отразились на особенностях романа «Робинзон Крузо»; развивать аналитические, исследовательские способности, умение упорядочивать фактологический материал, совершенствовать устную речь, культуру общения, воспитывать интерес и уважение к литературному наследию других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Даниэля Дефо, выставка произведений писателя, глобус, иллюстрации Же. Воспитания к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо», «Дневник читательских наблюдений», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Можно предложить переоформить, перефразировать тему урока (например: От автора к герою - как от смешного до великого, или: В каждой выдумке есть доля правды т.д.). После коротких рассуждений - разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель/задачи урока, обсудить в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать.

Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

 

2. Вопросы к автору. Эвристическая беседа. Словарная работа.

Методический комментарий. На этом этапе учащиеся на основе домашнего задания (сформулировать вопросы к тексту статьи учебника с целью проведения игры - беседы с автором «Робинзона Крузо») адресуют свои вопросы условно присутствующему автору, роль которого берут на себя желающие к перевоплощению на Даниэля Дефо. Работа учащихся оценивается по принципу ценить инициативы. Учитель замечает, что поскольку жизнь Д. Дефо благодаря его характера было чрезвычайно пестрым, то во время беседы будет состоять таблица «Взлеты и падения Д. Дефо» и указывают черты характера писателя, которые свойственны характера героя приключенческого произведения. Эту работу будут выполнять двое учеников по обе стороны доски; остальные - в тетрадях.

Ориентировочные вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, кто вы, откуда и куда идете? Какими были ваши впечатления в детстве?

Дополнения. Даниэль Дефо (англ. Daniel Defoe; около 1660, Кріплгейт - 26 апреля 1731, Мурфилдс). Предки Д. Дефо были фламандцы на фамилию Де Фо. Они иммигрировали из Фландрии в Англии в конце XVI ст., во времена Шекспира, спасаясь от преследований католиков (сами они были протестантами во время религиозных войн. Отец будущего писателя входил в состав гильдии мясников и был владельцем свечного предприятия. Приставка «де» в его фамилии оказалась лишней, и семья носила фамилию просто Фл. Даниэль вернул эту приставку только в тридцятип'ятирічному возрасте. Пятилетним мальчишкой Даниэль запомнил эпидемию чумы в Лондоне, в 6 лет видел знаменитую лондонскую пожар, а в 8 лет потерял мать. После смерти матери, в 16 лет Даниэль оказывается в пансионе. Однако продолжил обучение и в 20 лет начал проповедническую, торговую и литературную деятельность. В 24 года женился и позже стал отцом аж 7 детей.

2. Которую получили образование, которыми овладели науками?

Дополнения. Хотя Дефо получил строгое религиоВНОе воспитание и готовился в пасторы, но от церковной карьеры отказался, потому что от природы имел деловую хватку и жаждал бурной светской жизни. Будущий писатель окончил Ньюїнгтонську академию, где изучал греческий, латынь, знал французский, испанский, итальянский (позже ознакомился и со славянской), вооружился знаниями классической литературы, философии, истории, географии и даже стенографии. После этого стал управляющим у оптового торговца чулками. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовал владение языками.

3. Вы написали один из самых известных романов мира. Скажите, какие черты вашего характера роднят вас с героем приключенческого романа?

4. Какие факты вашей биографии вы считаете наиболее интересными?

Дополнения. Дефо был также активным политическим деятелем своего времени. Литературную деятельность начал памфлетами и газетными статьями. Писал на разные темы. В одном из произведений - «Опыт проектов» - он предлагал усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных, создать общество для поощрения наук», страховые общества, настаивал на необходимости женского образования. Значение его проектов было огромным, если учесть, что на то время почти ничего из предложенного им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры-меняли. «Английский банк», один из центров мирового финансового капитала сегодня, на то время только открывался.

Известно, что в 1685 году на пути между Харіджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его выкупили.

Существуют письменные свидетельства (в письмах к лорду Харли) о том, что Дефо принадлежит разработка схемы организации в Англии секретной службы, благодаря которой королевские министры со всех уголков страны могли получать надежную информацию о том, как на данный момент различные графства и города относятся к правительству.

Словарная работа. Памфлет (англ. pamphlet - от названия популярной комедии XII вв. «Памфіліус» ) - жанр публицистики, для которого характерно резкое, сокрушительное разоблачение какого-либо политического явления или лица.

5. Не считаете ли вы себя человеком несколько противоречивой по своим предпочтениям? Если так, то чем это можно объяснить и на чем это отразилось в вашей жизни?

6. Как вы думаете, почему предпринимательские дела в основном не были успешными для вас?

7. Расскажите, за что и как вы пережили гражданскую казнь?

Дополнения. Особой популярности Дефо приобрел после появления его памфлета «Истинный англичанин». 80 тысяч экземпляров полулегально было продано на улицах Лондона за несколько дней. Памфлет был написан в ответ на нападения аристократии на короля Вильгельма III, который защищал интересы тогдашних предпринимателей. Дефо не столько выступил в защиту короля, сколько высмеял аристократов, доказывая, что древние благородные роды происходят от норманнских пиратов, а новые - от французских лакеев, цирюльников и гувернеров, хлынувших в Англию во время восстановления династии Стюартов.

После обнародования этого памфлета Дефо оказался на дружеской ноге с королем и помог буржуазии относительно закрепления их привилегий в парламентских законах. Буржуазия же вела борьбу не только с аристократией, но и с духовенством, которое в Западной Европе было крупным землевладельцем и тормозило экономическое развитие страны. В русле этой борьбы Дефо пишет еще один острый памфлет под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) (диссидент [от лат. dissidens (dissidentis) - несогласный] - 1) лицо, религиозные или политические взгляды которого расходятся с теми, что установлены официальной властью; 2) отступник). В памфлете аристократам и религиозным фанатикам предлагается воспользоваться виселицей как надежным средством в их борьбе против противников. Аристократы и фанатики восприняли этот совет всерьез, словно откровение, ровно Библии, потому что не сразу поняли произведение как карикатуру на себя. Когда же выяснилось, что автор посмеялся над ними, они возмутились, добились ареста и суда над Дефо. На суде писатель тоже отличился: судей городского совета управление Лондона он обвинил и уличил в их личных пороках. Суд приговорил вольнодумца до семилетнего заключения (до Ньюгейтської тюрьмы), штрафа и троекратного выставления к позорному столбу. До назначенного дня заключенный через друзей смог напечатать и распространить свой «Гимн позорному столбу». В то время как над Дефо выполнялся приговор, на улицах и площадях города народ распевал его памфлет. Он мог бы остаться в заключении до конца своих дней, если бы не вмешательство спикера палаты общин, министра, а позже - премьер-министра, лорда Ричарда Харли (Гарлея). При его поддержке Дефо получил не только королевское помилование, но и дотацию.

Словарная работа. Дотация (лат. dotatio - дар, пожертвование) - выдача средств из государственного бюджета на покрытие убытков.

8. Какими реальными фактами вы воспользовались, решив написать «Робинзона Крузо»?

Дополнения. С XVI ст. Англия становится главной колонізаторською страной, и в ней быстрыми темпами развивается предпринимательство. Предвестниками «Робинзона Крузо» могут считаться описания настоящих путешествий, которые претендовали на точность, а не на художественность. Толчком к написанию «Робинзона Крузо» мог быть сочинение «Путешествие вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса» (недалеко от Чили), где речь шла о шотландца Селкирк, высаженного на острове Хуан Фернандес в Тихом океане. Об истории Селкирк Дефо мог узнать и из очерка Ричарда Стила, напечатанного в журнале «Англичанин».

9. Что вы узнали от моряков о том, что на самом деле произошло с Селкірком вследствие пребывания на необитаемом острове в течение 4 лет? Ученики выразительно зачитывают сообщения под рубрикой «Мозаика мелочей» и обсуждают прочитанное.

10. Работа с эпиграфом. Растолкуйте, пожалуйста, ваш афористическую фразу: «Придумывать - подлиннее за правду».

Дополнения. Читатели во времена Дефо предъявляли к литературе, особенно к прозе, две взаимоисключающие требования: повествование должно быть что-то исключительное, необычное и в то же время не должно быть выдумкой. Несмотря на требования, Дефо и отнесся к своему будущему произведению, как к товару, который должен был удовлетворить рыночный спрос, воспользовавшись при этом своим огромным журналистским опытом. Дефо смог удовлетворить эти требования и написал об исключительном так правдоподобно, что никто не смог бы уличить его в вымысле. Если бы Дефо документально точно воспроизвел в своем романе сведения, услышанные от матросов о Селкирк, его герой не был бы таким интересным и привлекательным, как Робинзон, а впрочем, и сам автор, и произведение не имел бы такого успеха.

Ориентировочные результаты работы у доски:

 

Взлеты и падения Д. Дефо

Взлеты Падения

Писательская популярность Успехи в коммерции Доверенное лицо короля Позорный столб - триумф Мнимое обогащение путем разведения кошек

Мнимый успех на водолаВНОй ниве Политические притеснения

Долги

Узник

Позорный столб - наказание Падение цен, перепродажа товара

Финансовое фиаско

Дефо - приключения герой:

• взлеты и падения;

• положение узника;

• склонность к авантюризму;

• неусидчивость;

• любознательность;

• мореходные путешествия;

• пережил нападение пиратов;

• противоречивость характера;

• бурная жизнь;

• свободомыслие;

• неуемная энергия;

• устойчивость, уверенность в своих силах.

 

3. Работа с учебником (от поэтики названия до жанра). Эвристическая беседа. Словарная работа.

Внимание учащихся привлекается к полной названия романа и обсуждается на основании следующих вопросов:

1. Как вы считаете, зачем автору понадобилось разворачивать такую длинную название произведения?

2. Как называется краткая характеристика содержания книги? (Аннотация. Название романа включает аннотацию).

3. Какую цель преследовал Дефо, когда:

• опирался на документальные свидетельства реальной истории;

• указал на точное время пребывания Робинзона на необитаемом острове;

• заметил о принадлежности авторства перевода до очевидца и участника изображенных событий;

• предупредил о том, что повествование пойдет от 1-го лица;

• обозначил точные географические координаты корабельной катастрофы?

После ответов на вопросы можно сообщить, что перечисленные признаки позволяют роман Дефо по жанру отнести к так называемой документальной прозы, однако это вовсе не лишает его тех общих черт, традиционно присущие роману, потому что это дополнительная характеристика жанровых особенностей произведения.

Учитель предлагает учащимся занести исследованы особенности названия до «Дневника читательских наблюдений» и замечает, что они будут использованы в дальнейшей работе.

 

4. Проработка понятий по теории литературы.

Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках (рассказы и повесть), учащиеся заполняют следующую таблицу, добавив в нее понятие «роман», с определением которого знакомятся в учебнике (с. 83) при участии учителя.

Таблица анализа признаков понятий

Понятие/явление Признаки понятий/явлений

Объем произведения Объем событий Герои Состояние характера

Рассказ Небольшой Одна важная Количество ограничено Без изменений

Повесть Больше, чем рассказ Период из жизни, несколько сюжетных линий, связанных между собой Главный и второстепенные, связанные с ним Иногда с изменениями

Роман Большой История жизни героя, судьба в целом, большое количество сюжетных линий, независимых друг от друга, картина жизни общества Большое количество, несколько главных, не обязательно связанных друг с другом Обязательно с изменениями

 

4. Работа с глобусом.

Ученики обращаются к глобусу и определяют координаты корабельной катастрофы Робинзона Крузо, сравнивая их с местом высадки Александра Селкирк.

 

5. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

 

6. Домашнее задание.

1. Читать роман «Робинзон Крузо».

2. С целью подготовки к беседе составить простой план важнейших событий романа (к корабельной катастрофы включительно).