ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №35

 

Тема. Генрих Гейне (1797-1856) - немецкий поэт - романтик. «Книга песен» - выдающееся явление немецкого романтизма.

Цель: повторить сведения о романтизм; продолжить знакомство с выдающимися представителями этого направления; развивать читательский интерес учащихся, развивать творческое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, уважение к духовным ценностям человечества; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Генриха Гейне.

Оборудование: портреты Генриха Гейне, репродукции картин XVIII ст.

с изображением немецких пейзажей, Дюссельдорфа, таблица, гроздь на тему «Романтизм».

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Каждый человек - это мир,

который с нами рождается и с нами

умирает; под каждой могильной плитой лежит всемирная история.

Г. Гейне

 

Бог меня простит, это его ремесло.

Предсмертные слова Г. Гейне

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Коллективное гронування на тему «Романтизм»

Ученики по очереди выходят к доске и записывают по одному сроку относительно предложенной темы, кратко его комментируют, параллельно ведется работа в тетрадях.

 

 

2. Повторение

С чем у вас ассоциируется слово « романтизм » ? (Ассоциация со Средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.)

Что вы знаете о романтизм как направление искусства? (Романтизм - направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., для которого характерно изображение идеальных героев и высоких чувств.)

В чем заключается суть романтизма? (В изображении необыкновенного человека в необычных обстоятельствах)

Что является истоками, первоосновой произведений романтиков? (Устное народное творчество, легенды,рассказы. Романтики пытались создавать свою национальную культуру, их интересовала история родной страны.)

Укажите выдающиеся достижения романтиков в литературе. (Создание новых жанров: романа, поэмы и лирической поэзии) • Назовите самых известных писателей, имена которых связаны с романтизмом. (В. Скотт, Ж. Санд, В. Гюго, Э. Гофман, Ф. Купер, Э. По, Дж. Байрон, Г. Гейне, А. Мицкевич, П. Шелли, Ш. Петефи)

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Среди упомянутых имен поэтов - романтиков вы указали имя Генриха Гейне, который однажды сравнил свое сердце с удивительной тропической цветком, который расцветает один раз в сто лет. И действительно, известный немецкий поэт, яркий талант которого расцвел в начале XIX ст., является выдающимся мастером мирового уровня. Именно о нем и его творчестве мы будем говорить на ближайших уроках.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Заполнение первой колонки таблицы для сравнения первичных и вторичных знаний (в сильных классах - «таблица ЗХВ»)

 

Тема «Генрих Гейне»

 

Знаю

Хочу узнать

Изучил

 

2. Усиленная лекция. Заполнение второй колонки таблицы

Сведения о жизни и творчестве Г. Гейне

Немецкий поэт, прозаик, эссеист Христиан Иоганн Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти Ван Гельдерн в городе Дюссельдорфе на Рейне. Долгий спор о годе рождения окончательно не решена и сегодня. Сам Гейне, особенно в конце своей жизни, настойчиво и неоднократно заявлял, что родился 13 декабря 1799 года, но это утверждение вызывает законные сомнения. Вполне вероятно, что он появился на свет двумя годами ранее.

Генрих был старшим сыном в еврейской семье со скромным достатком. Его отец работал провіантмейстером в ганноверской армии, затем поселился в Дюссельдорфе и женился на дочери врача. Он был добродушным, скромным, интеллектуально не развитым человеком. Мать была более образованной. Своего старшего сына она хотела видеть практичным человеком, поэтому его желание стать поэтом считала ошибочным.

Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Здесь уже в 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено более прогрессивное законодательство.

Поэтому с раннего возраста Гейне имел возможность видеть не только феодальную отсталость страны, но и ростки новой Германии. С 1810 по 1812 год Генрих учился в Дюссельдорфском лицее. Еврейское происхождение сделалось для Гейне и счастьем, и несчастьем всей жизни. Оно лишило молодого человека уверенности, и молодой Гейне, закончив Дюссельдорфский лицей, не имел возможности сделать чиновничью карьеру, о которой мечтала для него мать. Она решила, что сын должен пойти в коммерцию, несмотря на то, что такой специальности у него не было никаких способностей. Следующий год Гейне провел в конторе богатого банкира во Франкфурте-на-Майне. в 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди - миллионера Соломона Гейне.

Первые стихи Гейне были напечатаны в 1817 году в журнале «Гамбургский страж» и были откликом на первое безответная любовь к кузине Амалии. На средства дяди 1819 году Генрих вступил к Боннского университета, откуда в 1820 году переехал в Геттингенский университет, но вынужден был покинуть его в связи с участием в дуэли. Он изучал юридические науки, философию, литературу. в 1821 году поступил в Берлинский университет, где слушал лекции философа Гегеля, одного из образованнейших людей своего времени. Позже Гейне выступил с глубоким анализом немецких философских систем. В декабре 1824 года Генрих возвращается к Геттингенского университета. В этом же году его принимают в доме Гете в Веймаре. 1825 года Гейне получил в Геттингенском университете степень доктора права, а накануне принял лютеранство. Потом он много путешествует, посещая Англию, Италию. Впечатления от этих поездок отразились в его путевых очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочитал в газетах о Июльскую революцию, что подтолкнуло его поехать во Францию.

Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Всю последующую жизнь поэта прошла в столице Франции. В Германии он боялся возвращаться, ведь ему грозил арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии дважды, чтобы навестить мать и устроить дела с издателем (1844). В дальнейшем по-їздки Германии были невозможными из-за состояния здоровья: поэт не мог двигаться из-за паралича спинного мозга. В мае 1848 года он последний раз вышел из дома, чтобы посетить Лувр. Остальные годы, которые он называл «матрацною могилой», он был прикован к кровати. Один из друзей рассказывал: «Он лежал, протянувшись на желеВНОй кровати, и мог немного подняться при помощи специальных приспособлений. Десять грубых шнуров свисали с потолка над ним, чтобы ему было удобно ухватиться за них, когда он желал подвинуться или изменить положение. Тяжелее всего было смотреть на то, как некогда прекрасное лицо с безупречно правильными чертами было искажено истощением и свинцовой бледностью». У Гейне постоянно находилась жена Матильда.

Достойной удивления выдается работоспособность поэта в течение этих тяжелых лет. Едва слышно, шепотом (губы и язык уже его не слушались) диктовал Гейне свою прозу, пронизанную языческой полнотой чувств, искрящимися весельем и иронией. Проживая в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Карлом Марксом и Фердинандом Лассалем.

Незадолго до смерти внезапно вспыхнувшая в нем любовь к Камиллы Сельден, которую он обессмертил в нескольких стихах под именем «мушки». Переживая невыносимые физические страдания, поэт мучительно доживал последние дни. Еще 13 февраля 1856 года он писал свои мемуары; 16-го после обеда сказал: «Бумага и карандаш»,- но то были последние его слова, началась агония. 17 февраля 1856 года Гейне не стало. Он похоронен на Монмартрському кладбище, согласно завещанию - без религиозных обрядов и речей. За гробом шли друзья поэта - писатели, журналисты; над могилой его жена поставила памятник, на плите которого вырезаны всего два слова: «Henri Heine».

«Это один из величайших людей Германии»,- сказал о Гейне Ференц Лист.

(Учащиеся (по выбору учителя) зачитывают сделаны в таблицу записи.)

 

3. Обзор творчества Генриха Гейне. «Книга песен»

 

Учитель. Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книгу - «Книга песен» (1827). Эта поэтический сборник принесла ему признание в Германии, а впоследствии и во всем мире. При жизни автора она издавалась 13 раз; многие стихи были положены на музыку Г. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя обраВНО передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книги песен» не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственницы. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит лишь поэтическим выражением трагического одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтический образ одинокой сосны, известен российскому читателю по знаменитым переводом М. Лермонтова. Если первые циклы «Книги песен» написаны по традиции немецкой романтической лирики, то впоследствии своеобразие поэтического таланта Гейне встала со всей яркостью. Он умеет причудливо сочетать романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он мастерски пользуется иронией как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но снова и снова возвращается к романтическим образам. Значительное влияние на поэтическое творчество Гейне произвела немецкая народная песня, на образцах которой он учился мастерству непосредственного, искреннего изображения чувств.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эпоха романтизма сделала лирику традиционным жанром немецкой литературы. Его поэзия стала высшим достижением немецкого романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, выражая свои чувства без риторики и этики, а иногда позволял себе даже иронизировать над их страстью. Простота, естественность, импровизационность его поэзии покорили тогдашнего читателя. Гейне способствовал «упрощению» лирики, с космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, но от этого она не перестала быть искренней и значимой. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь - это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками повседневности, которые заставляют поверить в искренность чувств. Сквозь лирическую взволнованность постоянно прорывается ироническая интонация. Герой «Книги песен »и какой бы он не был счастлив, всегда помнит, что это лишь мгновение, а не вечное блаженство. Он находит в себе силы улыбнуться, даже когда его чувства не разделяют, жить дальше и снова любить. Благодаря иронии Гейне поднимается над своим лирическим героем, автор всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Названием «Книги песен» Гейне определил жанр и традицию своей лирики: поэт в первой своей книге следовал традиции немецкого фольклора. Он взял некоторые темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно немецкой песни стихи Гейне часто похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни обусловила свободную поэтическую форму. Вместе с тем в «Книгу песен» вошло много стихов, которые были написаны в строгих канонических жанрах сонета, баллады, романса. Молодой Гейне пытался показать свой поэтический талант в разных жанрах, которые отражали изменения настроения лирического героя.

Беседа

 

Сколько раз за жизнь поэта казалась сборник «Книга песен»? (13 раз)

В чем суть духовных переживаний лирического героя сборника? (В первом разделе доминируют переживания и муки неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние, свою трагедию он воспринимает как самую большую в мире. Во втором разделе тоску сменяет светлая печаль. В третьем разделе лирический герой покидает родные места и переосмысливает все, что произошло. Юношеские страдания для него лишь воспоминания. Герой, пережив разочарование, потери, стремится жить совместным с природой жизнью, чувствовать себя частицей вселенной. Тема неразделенной любви в сборнике переплетается с трагическим одиночеством героя.)

Какие образы создают чувство одиночества? (Светлая печаль и одиночество лирического героя нашли отражение в стихах о сосну, пальму, известные нам в переводе М. Лермонтова, хотя в немецком языке «сосна» - мужского рода, а «пальма» - женского.)

В чем новаторство поэзии Гейне? (Поэзия Гейне стала наивысшим достижением немецкого романтизма. Поэт отвергал устаревшие поэтические условности, выражая свои чувства без риторики и поэтики, а иногда даже иронизировал над страстью своих чувств. Современников поэта покорили простота, естественность, импровизационность его поэзии. Гейне способствовал определенному «упрощению» лирики; хотя с космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, она не перестала быть искренней и значимой. Кредо лирического героя Гейне - без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь.)

Почему Гейне назвал свой сборник «Книга песен»? (Название сборника Гейне позаимствовал у Петрарки («Канцоньере» в переводе - «Книга песен») и таким образом присоединился к многовековой традиции воспевания недосягаемой Мадонны, которая является символом чистого, всепоглощающего и возвышенного любви.)

В чем новаторство Гейне - поэта? (В «Книге песен» Гейне следовал традиции немецкого фольклора. Он взял некоторые мотивы и темы из устного народного творчества, форма многих песен напоминает песни. В сборник также вошло много стихов, которые были написаны в строгих канонических жанрах сонета, баллады,романса. Поэт пытался показать свой поэтический талант, в разных жанрах. Хотя название сборника автор позаимствовал у Петрарки, Мадонна Гейне не похожа на ренессансные образцы - поэт не отрицает, что его любимая - обычная девушка.)

IV. Рефлексия

 

Составление сенканів на темы «Гейне», «Поэзия Гейне»

Примеры сенканів

1) Гейне,

Горячий, беспокойный,

Учился, путешествовал, творил,

Работал до последней минуты,

Поэт.

2) Поэзия Гейне,

3) Романтичная, искренняя,

4) Очаровывает, трогает, поражает,

5) Сочетание сна с реальностью,

6) Музыка.

 

V. Домашнее задание

 

Из сборника «Книга песен» выбрать для выразительного чтения и краткого анализа поэзии, в которых раскрывается тема любви и судьба поэта - изгнанника; одно из стихотворений сборника выучить наизусть (по выбору).