ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 34

 

Тема. Урок дополнительного чтения. Е. Гофман. «Золотой горшок»

Цель: углубить знания о творчестве Гофмана; ознакомить учащихся с произведением Е. Гофмана «Золотой горшок»; воспитывать интерес к литературе и искусству.

Оборудование: схема.

Тип урока: дополнительное чтение с элементами анализа эпического произведения.

 

Художник - не профессия,

художник - образ жизни.

Е. Гофман

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Две параллельные миры могут перекрещиваться, могут существовать параллельно, но всегда существует трагическое, хотя и иронично осмысленное противоречие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Гофмана не поняли современники, но уже через несколько десятилетий после его смерти писателя стали считать пророком. Эдгар По, Оноре де Бальзак, Федор Достоевский, Александр Блок, Франц Кафка и многие другие считали Гофмана своим учителем. В первой книге «Фантазии в манере Калло. Листы из дневника странствующего энтузиаста» Е. Гофман утверждает: художник - не профессия, художник - образ жизни. Таким является Ансельм иВНОвеллы «Золотой горшок» (1814). Уже эта ранняя новелла демонстрирует основные особенности творчества Гофмана: изображая материальный мир, он мастерски передает колорит через эстетическую деталь (действие происходит в Дрездене, город легко узнать), реально отражает жизнь немецкого бюргерства (мечты Вероники являются типичными мечтами духовно ограниченной личности женского пола). «Золотой горшок» и «Крошка Цахес», поражает своей невероятной фантастикой. Но чем затейливее есть приключение, тем становится более очевидным - все это является плодом неудержимой выдумки писателя, все это сказкой. Сегодня мы о сказке и поговорим.

 

II. Работа над темой урока

 

Коллективное составление схемы сюжетной линии произведения.

Цитатний комментарий к схеме

Происшествие возле Черной брамы, «...один парень ...из спешки просто попал в корзину с яблоками и пирожками дряхлой гидеВНОї перекупы... На визг старой все кумушки покинули свои столики с пирожками и водкой, окружили молодого человека и ну отчитывать его на все заставки, а он, воспылав со стыда и смущения, смог лишь подать ей своего маленького, не очень полного кошелька, которого старая жадно выдрала ему с рук и моментально спрятала... Хриплый, пронзительный голос старухи был такой страшный, что все мимолетность удивленно останавливались, и сміхи, которые при начале зазвучали были, моментально стихли...»

Проклятие старой ведьмы. «А, убегаешь, чертов сын, скоро в бутылке згорбиш спину!» (Здесь и далее перевод С. Сакидона).

Размышления под бузиной. «Таки и правда - родился я себе на горе и беду!..»

Три змейки. Чувство любви. «...Анзельм увидел, что одна змейка протянула головку к нему. Словно электрический ток пронзил его насквозь, он весь задрожал, глянул застывшим взглядом вверх и увидел пару восхитительных синих глаз, с невыразимой тоской смотрели на него, и неизвестное до сих пор чувство небесной радости и глубочайшего боли словно пронзило ему грудь. И пока он, полный горячей страсти, смотрел в те прекрасные глаза, сладкие аккорды хрустальных колокольчиков зазвенели еще сильнее, искрящиеся изумруды посыпались на него, опутывали его золотым плетением, вилискуючи тысячами искр, играя мерцающим золотом красок... И что больше погружался Анзельм в взгляд чудесных глаз, тем горячее становилась его тоска, сильнее жажда. И вдруг все зарухалось, зашевелился, словно проснулось к радостной жизни. Цветы пахтіли вокруг него, и их дух витал, будто чудное пение тысячи флейт, а отголосок того пения золотые вечерние облака, летели мимо, послы с собой в далекие края...»

Утренний подъем и еще одна встреча с ведьмой. «Все шло как нельзя лучше. Казалось, его вела счастливая звезда, галстук сидела хорошо, нигде ничего не розпоролося, ни одна петелька на черных шелковых чулках не порвалась, вычищенную шляпу ни разу не упал в пыль... он хотел взяться за... молоток, как вдруг металлическое лицо зажглось противным синим светом и растянулось в мерзкую улыбку. Ах! И это же лицо торговки из-под Черной ворот! Острые зубы защелкали в роззявленім писка, и оттуда заскрипело, захрипел: "Дурршо! Дуррню! Дуррню! Постой, постой! Почему убегаешь? Дурршо!.."»

Вдохновение от любви. «...Студент Анзельм уже несколько дней работал в архивариуса Ліндгорста, и те часы труда были для него самые счастливые в жизни, потому что здесь, всегда вчуваючи дорогие звуки, утешительные слова Серпентиниці, а порой даже тихий и нежный, как весенний ветерок, прикосновение ее дыхания, он пронимался никогда не известным чувством утешения, доходившую иногда до наивысшего блаженства. Все нищета, все мелкие заботы его скудного существования вылетели из сердца и головы, и в новой жизни, что сошло для него в солнечном сиянии, Анзельм понял все чудеса высшего мира, которые передше сповняли его удивлением и страхом... Он прислушивался к каждому ее слову, что відлунювало в самых сокровенных глубинах его души и, словно яркий луч, зажигало в нем небесную радость...»

Рассказ Серпентины. «...Берегись старой, любимый Анзельме, она твой враг, ибо твоя по-детски чистая душа уже много обезвредила ее злых чаклунств. Будь верен, верен мне, и ты скоро придешь к цели...»

Ощущение стеклянной бутыли, «...пожалей, ласковый читальнику, студента Анзельма, который познал эти неописуемые мучения в своей стеклянной тюрьме; но он чувствовал, что и смерть не могла бы освободить его, ибо разве же не проснулся он из обморока, в которую запал за чрезмерные муки свои... Он не мог шевельнуться, его мысли бились о стекло, поражали неприятными звуками, и вместо внятных слов, которыми раньше проиВНОсила его душа, слышал лишь глухое гудение безумия...»

Еще одна схватка с ведьмой; отказ от бракосочетания с Вероникой. « ...вглядываясь пристальнее, он видел, как все отчетливее из него выступали отвратительные черты искривленной лицо старой женщины, а вдруг у полки стала перекупка из-под Черной врата... "...Ты моим сынкам растоптал лицо, а мне обжег нос, но я на тебя не имею зла... Потому что ты раньше был порядочный парень и моя дочь тебя любит. Но из бутыли не вылезешь, пока я тебе не помогу..." - "...Лишь твои адские чары привели меня к преступлению, которое я должен теперь искупить... Я не хочу быть радцею, наколи и не гляну на Веронику, которая через тебя соблазняет меня лишь на беду. А не станет Зеленая змейка моей, то я погибну с тоски и боли. Прочь, прочь, подлая поторочо!"»

Поединок добра и зла. «...Старая, полна ярости и отчаяния, бросила горшок обратно себя, вскочила к архивариуса и, растопырив закарлючені пальце, хотела вцепиться в него когтями, но архивариус быстро сорвал свой шлафрок и швырнул его на старую. Тогда зашипело, забрызгала, затріщало голубое пламя с пергаментових листов, старуха засуетилась, воя от боли... кот и попугай в яростной борьбе, фыркая и ревя, метались по комнате. Наконец попугай повалил кота сильными крыльями па землю и, крепко держа его, запустил в него когти, аж тот в смертельных судорогах страшен-но взвыл и застонал, сделал ему острым клювом горящие глаза, и из них брызнула огненная пена. Густой чад поднялся оттуда, где старая упала на землю под шлафроком...»

Победа, «...когда студент Анзельм, очень обрадованный поражения дрянной торговки, которая толкала его к гибели, взглянул на архивариуса, то снова увидел высокую, величественную фигуру князя духов, смотрел на него с несказанной приятностью и достоинством. "Анзельме,- сказал князь духов,- не ты, а враждебные стихии, по - руїнницькому Пытались ворваться в твою душу и оторвать тебя от самого себя, виноваты в твоем неверии. Ты не изменил своей цели, будь свободен и счастлив". Молния пронзила все естество Анзельмове, чудесная музыка хрустальных колокольчиков зазвучала сильнее и могущественнее, чем когда-либо, его фибры и нервы задрожали, но все громче раздавались аккорды по комнате; стекло, заключили Анзельма, розприснулось, и он упал в объятия любимой, милой Серпентина».

 

III.

 

IV. Рефлексия

 

1. Итоговая беседа

Почему горожане высмеивали Анзельма?

Какое событие дало начало удивительным приключениям героя?

Какие забавные случаи вам запомнились?

О чем рассказала Анзельму Серпентина?

Почему Анзельмові было плохо в своей стеклянной бутыли, а его товарищам - удобно и хорошо?

Что символизирует в сказке бутыль?

Как соотносится фантастическое и реальное в сказке?

Возможно ли подобное сочетание в нашей жизни?

Похож ли главный герой сказки «Золотой горшок» Анзельм на Балтазара? Чем? (Балтазар является поэтом в душе: он не только сочиняет стихи, но и ощущает свое единство с природой, он имеет дар прозорливца.)

 

2. Интервью у автора

- Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у Гофмана. О чем бы вы у него спросили? Почему у вас возникли такие вопросы?

(Ответы учащихся.)

 

IV. Домашнее задание

К следующему уроку дополнительного чтения «Мазепа в произведениях мировой литературы» прочитать произведения В. Гюго «Мазепа», О. Пушкина «Полтава», В. Сосюры «Мазепа», Ю. Словацкого «Мазепа» в группах (ученики объединяются произвольно); подготовить сообщение об истории создания произведения, его жанровое своеобразие, сюжет и художественные особенности и краткую характеристику образа Мазепы.