ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 36

 

Тема. Любовь - первооснова жизни. Выражение в стихотворениях Гейне личной судьбы поэта - изгнанника, его неразделенной любви.

Цель: продолжить знакомство с творчеством Генриха Гейне; развивать творческое мышление учащихся, навыки выразительного чтения поэтических произведений; обогащать и совершенствовать речь; развивать читательские интересы учащихся.

Тип урока: анализ лирических произведений; комбинированный.

 

Алмаз возгордился бы, если бы поэт сравнил его с человеческим сердцем.

Г. Гейне

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Экспресс - опрос

• На какие этапы можно поделить жизнь Гейне? Что вы о них можете рассказать?

Какие факты из жизни поэта вам особенно запомнились? Почему?

Как отразились события жизни Гейне на его творчестве?

Как вы считаете, почему к творчеству Гейне всегда было приковано внимание читателей и художников слова?

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Настоящего поэта можно сравнить с натянутой струной на скрипке бытия. Прикосновение - и запоет, заплачет душа поэта. А людям остаются стихи... Особенно это касается тех, у кого большое и горячее сердце, способное чувствовать прекрасное, и чистая поющая душа. Генрих Гейне стоял у истоков романтизма, был его основателем вместе с Байроном, Мицкевичем, Пушкиным, Шевченко. У каждого из этих поэтов была своя книга, которая принесла ему мировую славу. Для Гейне такой книгой был сборник стихов «Книга песен», которую сегодня мы развернем для того, чтобы приблизиться к образу ее создателя.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Вступительное слово учителя

- В сборник вошли стихи, созданные на протяжении 1816-1827 годов. Подавляющее их большинство написано вроде народных песен, о чем и свидетельствует название. «Книга песен» состоит из четырех разделов. Первый раздел, «Юношеские страдания», является наиболее романтичным. Перед нами - переживания и муки неразделенной лю-бови. Лирический герой впадает в отчаяние. Он воспринимает свою трагедию как самую большую в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Большая часть стихов посвящена любви. Семнадцатилетним юношей Гейне влюбляется в дочь своего богатого дяди Амалию. Но гордая девушка не обращает внимания на юного кузена. Юноша страдает, сердце его бешено бьется, и на свет появляется шедевр мировой лирики, который потом вошел в «Лирического интермеццо».

В общем тема любви вроде бы разделена на три части: «Юношеские страдания» - любимая появляется к нему в воображении; «Лирическое интермеццо» - любовь расцветает в сновидениях; «Опять на родине» - любовь оживает только в памяти поэта.

Дома вы работали над стихами Генриха Гейне, отдельные из них выучили наизусть. После прочтения поэзии скажите, что вас поразило в ней, как вы поняли ее содержание.

 

2. Чтение и краткий анализ стихов

Одинокий кедр на стромиш

В северной стороне стоит,

И льдом и снегом укрыт,

Дремлет и мечтает во сне.

И видит он сон о пальму,

Что где-то в южной земле

Грустит в немом одиночестве

На сожженной солнцем земли.

(Перевод Л. Первомайского)

 

Ожидаемый ответ

Именно этот стих можно считать образцом романтической поэзии. Через образы природы автор передает свои чувства. Никогда не встретиться кедра и пальме, никогда не быть поэту со своей возлюбленной. Казалось бы, мы читаем об обычных событиях из жизни человека. Но обычное любовное разочарование перерастает в трагедию одиночества человека в бездуховном мещанском окружении. Перед нами предстают образы - символы одиночества.

Почему розы словно неживые,

Любимая, скажи мне?

Почему, скажи, в зеленой траве

Фиалки такие молчаливые?

 

Почему так горько звенит и поет

Жаворонком голубизна?

Почему в своем дыхании трава

Тление и смерть таит?

 

Почему холодное солнце поля

В мрачной задумчивости мина?

Почему такая пустынная земля

И серая, словно гроб?

 

Почему меня, как безумца, в тьму

Моя печаль гонит?

Скажи, любимая моя, почему

Покинула ты меня?

(Перевод Л. Первомайского)

 

Ожидаемый ответ

Одной из особенностей сборки можно считать пейзажные зарисовки, где природа выступает как живое существо: подобно герою она грустит и радуется. Стихотворение звучит как песня минорной тональности. В поэзии находим образы фиалки, травы, жаворонка...*

Когда расстаются двое,

За руки берутся они,

И плачут, и тяжело вздыхают,

Без счета вздыхают, смутные.

 

С тобой мы вдвоем не вздыхали.

Никогда не плакали мы;

То сумм, те тяжелые вздохи

Пришли к нам со временем сами.

(Перевод М. Славинского)

 

Ожидаемый ответ

Центральная тема стихотворения - тема разлуки, прощания. Ощущение потери всегда приходит позже, особенно, если речь идет о неразделенной любви. Поэт любит и страдает из-за того, что любимая девушка не отвечает ему взаимностью.

*

Не знаю, что стало со мною,

Скучает сердце мое,-

Мне ни сна, ни покоя

Сказка старая не дает.

 

Воздух свежий - смеркается,

Привільний Рейн затих;

Вечерний луч играет

Ген на вершинах горных.

 

Неизвестная красавица на утесе

Сидит в одиночестве,

Упали на блестящие одежды

Косы ее золотые.

 

Из золота гребень имеет,

И косу расчесывает ним,

И дикой песни поет,

Не песенной никем.

 

В лодке рыбалку в эту пору

Пронзает невыносимая боль,

Он смотрит только вверх -

Не видит ни скал, ни волны.

 

Исчезают в потоке бурхливім

И лодка, и парень с глаз.

И все это своим пением

Сделала Лорелей.

(Перевод Л. Первомайского)

 

Ожидаемый ответ

Песня написана на манер народных песен. Ключевым в произведении является образ, традиционный для немецкого фольклора, - образ Лорелей, девушки - сирены с Рейна, очаровывала своим пением рыбаков. Это давняя народная легенда о погибшей несчастную красавицу, которая вытекает на побережье и завораживает всех, кто проплывает Рейном. Очарованные красотой русалки, лодочники теряют бдительность и погибают. Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стихотворение стало народной песней.

Любили они - и оба

Смотрели, словно враги,

И оба упорно молчали,

Хоть млели оба жажды.

 

Они развелись - лишь изредка

Их сны соединяли немые.

Они давно уже умерли

И не знали о том сами.

(Перевод Л. Первомайского)

 

Ожидаемый ответ

Любовные страдания юности воспринимаются автором на расстоянии времени и переосмысливаются события той поры. Юношеские страдания теперь дорогие для поэта лишь как воспоминания.

Чтение и краткий анализ стихотворений, предложенных учащимися

 

IV. Рефлексия

 

1. Подведение итогов

Учитель. Нерадостной была любовь Гейне к Амалии. А через семь лет Генрих влюбляется в младшую сестру Амалии - Терезу. Но и эта девушка не ответила поэту взаимностью. И снова - несчастная любовь, душевные страдания и новые стихи, которые позже войдут в цикл «Опять на родине». Вообще, тема несчастной любви - не новая для поэтов, но произведения Гейне отличаются тем, что в них не только душевную боль, но и социальный протест - никогда бы богатый дядя Соломон не согласился на брак своей дочери с бедным племянником. Поэт страдает из-за непризнания родственниками его личности. Он гораздо лучше чувствует себя среди простых, искренних людей, чем среди «золотой молодежи». Гейне, как и все поэты, страдает из-за одиночества, но его лирический герой не молчаливый и не покорный. Гейнівський герой не хочет мириться с действительностью, его не привлекает встреча с любимым на небесах, он хочет обычного человеческого счастья на земле. Стихам Гейне свойственны глубокая задушевность, искренность, понятность и простота, но романтическая откровенность не всегда находит понимание, нередко она вызывает смех.

 

2. Стратегия «Одно слово»

Методический комментарий

Стратегия «Одно слово» используется для обобщения проработанного материала. Учитель говорит начало предложения, ученики по очереди добавляют к нему по одному слову, которое по их мнению наиболее точно соответствует содержанию предложения.

Завершите предложение «Лирический герой Гейне ...».

 

V. Домашнее задание

 

Подготовить карточки для стратегии «Сохрани последнее слово за мной» к теме «Изображение природы в поэзии Г. Гейне - способ видения мира и познания собственной души» и/или: найти высказывания Гейне и прокомментировать те из них, которые больше всего понравились; подготовиться к выразительному чтению стихотворений Г. Гейне наизусть.