ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 34

Тема. Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л. Толстого «Анна Каренина»; особенности его стиля

 

Цель: помочь учащимся осознать проблематику произведения и его художественное воплощение; развивать навыки выделения главного в постановке и решении автором проблем; выражение собственного мнения о прочитанном; умение анализировать большой эпическое произведение; воспитывать высокие моральные качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Коренным образом изменился и время, и люди с тех пор, как был написан Л. Толстым роман «Анна Каренина». Проблемы также стали другими, иногда даже диаметрально противоположными. Но остались любовь, семья, поиски человеком смысла бытия, своего пути в жизни. Насколько близким является нам проблематика произведения и ее художественное воплощение - порассуждаем сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Составление «сюжетной цепочки» романа Л. Толстого «Анна Каренина»

Ожидаемые ответы

Разлад, конфликт в доме Облонских. Левин получает отказ Кити. Анна теряет покой. Вронский идет из Москвы и встречает Анну на заметенной снегом станции Левин сидит в своем поместье в одиночестве. Китти путешествует курортными городками Германии. Вронский и Анна вместе. Вронский проигрывает на конных скачках. Анна переживает за него и, не имея сил скрыть свои чувства, признается мужу в измене Анна остается в доме Каренина, ждет ребенка. Вронский служит в полку. Левин живет в Покровском.

Все опутаны «паутиной лжи» Анна рожает девочку, тяжело болеет. Левин признается Кити Каренина уезжает с Вронским в Италию. Левин женится на Кити и везет ее в Покровское. Каренин отдался на волю тех, кто занимается его делами жизни семьи Левина в деревне. Вронский с Анной и дочерью тоже едут в село. Дом Облонского в селе разрушается в Левина рождается сын; Анна, которую не принимают в мире, не находя смысла жизни, под влиянием ревности накладывает на себя руки размышления Левина, его поиски «позитивной программы».

 

2. Определение основных элементов сюжета романа Л. Толстого «Анна Каренина»

Ожидаемые ответы

• Из элементов сюжета мы определяем: экспозиция (знакомство с героями); завязку первой сюжетной линии (знакомство Анны и Вронского на вокзале); завязку второй сюжетной линии (отказ Левину со стороны Кити); развитие действия; несколько кульминационных моментов (падение Вронского с лошади и поражение его на соревнованиях; признание Анны мужчине; рождение ребенка и болезнь Анны; встреча Анны с сыном; признание Левина); развязка первой сюжетной линии (смерть Анны).

• С позасюжетних элементов имеющиеся портреты героев, пейзажи и различные виды описания (интерьер, описание сна и др.).

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Л. Толстой писал, что свою задачу как художника он видит «не в том, чтобы беспрекословно решить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесконечных проявлениях, которые никогда не иссякают».

 

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

¦ Определите проблематику романа «Анна Каренина».

Ожидаемые ответы

• Семьи, брака (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой); поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»).

• Любовь.

• Взаимоотношений родителей и детей (право женщины/мужчины на жизнь за движениями собственной души или обязанность перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани).

Места человека в обществе.

• Смысла бытия.

• Жизни и смерти.

• Долга и ответственности.

 

3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Основным художественным принципом воплощения проблематики романа «Анна Каренина» есть художественный параллелизм. Докажите этот тезис на примере первой указанной проблемы - проблемы семьи и брака, сделайте выводы.

 

Семья «неправильная»

Семья «правильная»

Семья Анны и Алексея Карениных: построена по расчету, без любви. Мужчина старше на 20 лет. Семья Анны и Вронского: построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе осуждается. Становится обузой для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, она была вынуждена мириться

Семья Левина и Кити: основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь

 

Выводы. И Каренин, и Анна были сиротами, не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию прочных собственных семей. Большое значение имело также развито не очень развито чувство долга и много других факторов.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Беседа

¦ Вставьте в высказывание Ф. Достоевского пропущенное слово из предложенных и прокомментируйте: «Анна Каренина» - само совершенство как художественное произведение ... ... да кстати и такой, с которым не может ничего ... ... в европейских литературах нынешней эпохи». (Слова для справки: а) пропустил, увидеть; б) пошел, достичь; в) появился, сравниться; г) приблизился, улучшить.)

 

VII. Домашнее задание

Уметь характеризовать проблематику произведения, анализировать художественные принципы, их воплощение в романе.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Среди затронутых в романе Л. Толстого «Анна Каренина» проблем мне больше всего близка...