II семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 34
Тема. Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л. Толстого «Анна Каренина»; особенности его стиля
Цель: помочь учащимся осознать проблематику произведения и его художественное воплощение; развивать навыки выделения главного в постановке и решении автором проблем; выражение собственного мнения о прочитанном; умение анализировать большой эпическое произведение; воспитывать высокие моральные качества.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Коренным образом изменился и время, и люди с тех пор, как был написан Л. Толстым роман «Анна Каренина». Проблемы также стали другими, иногда даже диаметрально противоположными. Но остались любовь, семья, поиски человеком смысла бытия, своего пути в жизни. Насколько близким является нам проблематика произведения и ее художественное воплощение - порассуждаем сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Составление «сюжетной цепочки» романа Л. Толстого «Анна Каренина»
Ожидаемые ответы
Разлад, конфликт в доме Облонских. Левин получает отказ Кити. Анна теряет покой. Вронский идет из Москвы и встречает Анну на заметенной снегом станции Левин сидит в своем поместье в одиночестве. Китти путешествует курортными городками Германии. Вронский и Анна вместе. Вронский проигрывает на конных скачках. Анна переживает за него и, не имея сил скрыть свои чувства, признается мужу в измене Анна остается в доме Каренина, ждет ребенка. Вронский служит в полку. Левин живет в Покровском.
Все опутаны «паутиной лжи» Анна рожает девочку, тяжело болеет. Левин признается Кити Каренина уезжает с Вронским в Италию. Левин женится на Кити и везет ее в Покровское. Каренин отдался на волю тех, кто занимается его делами жизни семьи Левина в деревне. Вронский с Анной и дочерью тоже едут в село. Дом Облонского в селе разрушается в Левина рождается сын; Анна, которую не принимают в мире, не находя смысла жизни, под влиянием ревности накладывает на себя руки размышления Левина, его поиски «позитивной программы».
2. Определение основных элементов сюжета романа Л. Толстого «Анна Каренина»
Ожидаемые ответы
• Из элементов сюжета мы определяем: экспозиция (знакомство с героями); завязку первой сюжетной линии (знакомство Анны и Вронского на вокзале); завязку второй сюжетной линии (отказ Левину со стороны Кити); развитие действия; несколько кульминационных моментов (падение Вронского с лошади и поражение его на соревнованиях; признание Анны мужчине; рождение ребенка и болезнь Анны; встреча Анны с сыном; признание Левина); развязка первой сюжетной линии (смерть Анны).
• С позасюжетних элементов имеющиеся портреты героев, пейзажи и различные виды описания (интерьер, описание сна и др.).
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Л. Толстой писал, что свою задачу как художника он видит «не в том, чтобы беспрекословно решить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесконечных проявлениях, которые никогда не иссякают».
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
¦ Определите проблематику романа «Анна Каренина».
Ожидаемые ответы
• Семьи, брака (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой); поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»).
• Любовь.
• Взаимоотношений родителей и детей (право женщины/мужчины на жизнь за движениями собственной души или обязанность перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани).
• Места человека в обществе.
• Смысла бытия.
• Жизни и смерти.
• Долга и ответственности.
3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Учитель. Основным художественным принципом воплощения проблематики романа «Анна Каренина» есть художественный параллелизм. Докажите этот тезис на примере первой указанной проблемы - проблемы семьи и брака, сделайте выводы.
Семья «неправильная» |
Семья «правильная» |
Семья Анны и Алексея Карениных: построена по расчету, без любви. Мужчина старше на 20 лет. Семья Анны и Вронского: построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе осуждается. Становится обузой для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.
Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, она была вынуждена мириться |
Семья Левина и Кити: основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь |
Выводы. И Каренин, и Анна были сиротами, не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию прочных собственных семей. Большое значение имело также развито не очень развито чувство долга и много других факторов.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Беседа
¦ Вставьте в высказывание Ф. Достоевского пропущенное слово из предложенных и прокомментируйте: «Анна Каренина» - само совершенство как художественное произведение ... ... да кстати и такой, с которым не может ничего ... ... в европейских литературах нынешней эпохи». (Слова для справки: а) пропустил, увидеть; б) пошел, достичь; в) появился, сравниться; г) приблизился, улучшить.)
VII. Домашнее задание
Уметь характеризовать проблематику произведения, анализировать художественные принципы, их воплощение в романе.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Среди затронутых в романе Л. Толстого «Анна Каренина» проблем мне больше всего близка...