ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 33

Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Основные персонажи сказки и их характеристика

 

Цель: помочь учащимся осознать богатство и раВНОобразие жизненного пространства, отраженного в произведении Киплинга; развивать навыки выразительного чтения, пересказа прозаического произведения, выделение главных эпизодов, целостного восприятия большого по объему текста; воспитывать стремление к познанию закономерностей мира и смысла жизни, к добру и справедливости.

Оборудование: портрет писателя, различные издания повести-сказки, иллюстрации к ней.

Теория литературы: повесть-сказка, характеристики героев.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Индейская народная пословица гласит: «Сила человека в его друзьях». И это действительно так. Маленькое, слабое, нежное человеческое дитя нашло в джунглях друзей-зверей, которые стали ему родителями, и наставниками, и охранниками и спасателями. История Мау - гли сказочная, но помогает нам, людям, посмотреть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Мы продолжим знакомство с главным героем, его друзьями и врагами и постараемся усвоить нравственные уроки повести-сказки Дж. Г. Киплинга «Маугли».

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

Ролевая игра «Я - редактор»

- Один мальчик готовил домашнее задание по зарубежной литературе. Он взял учебник, сел перед телевизором, по которому показывали интересный мультфильм «Семья Адамсов», надел, чтобы не скучно было, наушники с музыкой, и начал читать разделы повести-сказки «Маугли». На следующий день вот что он рассказал на уроке, когда его попросили пересказать прочитанное. Внимательно прослушайте и найдите ошибки в рассказе мальчика и правильные факты. (Примерно 10 ошибок и 3 правильные факты)

- У Маугли был давний враг - тигр Шер-Хан, который постоянно его перекривляв, дразнил, не хотел делиться добычей. Мужественный мальчик решил вызвать тигра на честный бой. Секундантами были с его стороны Серый Брат, а со стороны Шер-Хана - шакал Табаки. Битва была ожесточенной. Сначала тигр побеждал Маугли, но тот собрал все силы и скрутил своего врага в бараний рог. Потом содрал с тигра шкуру и принес показать ее Свободному Племени волков.

Назовите друзей и врагов Маугли.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выразительное чтение раздела повести «Утренняя песня джунглей» (С. 157-171 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 144-146 - по учебнику Е. Волощук)

(Можно работать с полным текстом раздела.)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера

• Почему люди села хотели убить Мессуа и ее мужа? (Потому что они были богатые и дали приют Маугли, который поссорился с охотником-хвастуном и колдуном.)

• Как мог отомстить Маугли и как отомстил за мать? (Напустил на деревню зверей из джунглей, чтобы люди покинули этот край; мог бы устроить кровопролитие, но не захотел.)

• Что такое анкас и почему он нес людям смерть? (Палка, которой погоняли слонов; она была украшена драгоценными камнями; люди, которые хотели ею завладеть, убивали друг друга.)

• Что вам больше всего запомнилось из раздела? Почему?

• Прокомментируйте отрывок: «Муж Мессуа стоял... в уголке хижины и копал землю.

- Там у него немного денег,- ответила Мессуа. - Мы больше ничего не сможем взять с собой.

- Ах, да... Деньги... вещи, которые переходят из рук в руки и никогда не теплеют. Неужели эти штучки нужны и в других местах? - спросил Маугли?»

(Маугли не понимает значение денег, они в его мире - найнепотрібніша вещь.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Проблемное задание

Кто это, чей это портрет?

 

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать, пересказывать разделы повести «Утренняя песня джунглей» и «Княжеский анкас», выделять главные эпизоды и основную мысль, характеризовать героев.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Маугли, хоть и вырос среди зверей, имел такие человеческие черты...

• Маугли вырос среди зверей, поэтому имел такие черты...

• Хорошо, когда у тебя есть...