ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 33

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕСЕЛЬЕ В ПОВЕСТИ М. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

 

Тема: Повесть М. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Комочек кашицы,

Кольцо колбаски!

Щедривка

 

Цель: исследовать особенности сюжета повести, раскрывать образы ее героев, художественное своеобразие произведения, попытаться выяснить простейшие общие и отличительные черты поэтики повестей М. Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Ч. Диккенса («Рождественская песнь в прозе»); развивать устную речь, аналитическое и ассоциативное мышление, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес к творчеству М. Гоголя; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Николая Гоголя и Чарльза Диккенса, выставка произведений писателей, иллюстрации к повести М. Гоголя «Ночь перед Рождеством», магнитофон, фонограмма фрагмента из оперы М. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (сцена Оксаны возле зеркала), «Дневник читательских наблюдений», чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: внеклассное чтение.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель / задачи урока, обсудить ее (их) в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

Работа с эпиграфом. Обращается внимание на эпиграф урока; ученики вспоминают эпизод повести, в котором звучит песня, пытаются выяснить, о чем сигнализирует этот эпиграф относительно перспектив урока.

 

2. Ученические сообщения на тему биографии и творчества.

Заранее подготовленным учащимся предлагается представить сведения о М. Гоголя, о его связях с Украиной, вспомнить произведения, принадлежащие его перу, выразить впечатления, полученные от знакомства с его творчеством.

3. Пересказ учащимися ключевых эпизодов произведения (с элементами эвристической беседы, выразительного чтения и анализа художественного текста).

На основе предварительно составленного простого плана одни ученики по цепочке пересказывают ключевые эпизоды повести, другие с участием учителя совершенствуют умения формулировать аналитические вопросы.

По совету учителя ключевые идеи урока ученики записывают в тетрадь.

 

Ориентировочный план перевода

1. Печной пейзаж.

Выразительное чтение фрагмента текста, анализ его художественности. (Сочетание реальности и фантастики; настроения: веселье, возвышенная очарованность красотой природы, ожидание чуда; широкое использование олицетворений; яркая гипербола: «так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты»).

2. Ночные парения ведьмы и черта.

• Зачем черту понадобилось похищать месяц? Чем автор умотивовує это намерение черта?

• В каком ключе изображены мистические образы у Гоголя сравнению с «Рождественской песнью в прозе» Диккенса?

Работа с фонограммой. Ученики прослушивают фонограмму фрагмента из оперы М. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», после чего пытаются отгадать, какой эпизод повести воплощены композитором в музыкальных образах.

3. Сцена любования Оксаны своей красотой.

• Какими качествами наделяет автор Оксану? Какие черты характера он подчеркивает в ее образе? (Оксана - самая красивая девушка, капризная, манерная, кокетливая, игривая, погордлива, самодовольная и тем не менее привлекательна, потому, как подчеркивает автор, ей идут даже недостатки, которые в дальнейшем «излечивает» всепереможна сила настоящей любви).

• Как Оксана относится к кузнецу? (Чурается его грубости, дурачит его кузнечного дела, насмехается над его простотой).

4. Визит коваля к Оксане.

• Какими чертами характера наделяет автор коваля? (Физическая сила, застенчивость, одаренность по живописи, настойчивость (он был единственным, кто ухаживал за Оксаной, несмотря на ее сопротивление и насмешки с него), скромность (не заметил, что Оксана насмехается над ним), преданность своей мечты, способность на самопожертвование).

• К чему приближенное изображение событий в повести - до последовательного, непрерывного течения или до эпизодов и сцен? С какой целью автор строит свое повествование в форме своеобраВНОй мозаики и, словно маляр отдельными мазками, чередующий реалистичные сцены (беседа Оксаны с Вакулой) с мистическими (полеты ведьмы с чертом)? (Чтобы передать в рассказе атмосферу таинственности, приблизить ее к настроениям Рождественских праздников, наполнить повесть ощущением необычности, как это бывает во сне, где все странное переплетается с реальным и воспринимается без удивления ).

5. Замерзшие ведьма и черт залетают в дымоход.

• Каким настроением пропитана эта сцена? (Веселостью, беззаботностью, юмором; кстати, в украинском языке слово «юмор» означает еще и «хорошее настроение». Оно связано с первоначальным значением латинского слова humor - «влага, жидкость», которая за средневековыми представлениями создавала в организме человека хорошее, жизнерадостное настроение, определяла ее веселый, приветливый характер).

6. Ночной пейзаж.

• Выразительное чтение фрагмента текста, анализ его художественности. (Сочетание реальности и фантастики; настроения: веселье, очарование красотой природы, праздничность; метафоричность; эпитеты, яркое олицетворение образа ночи, что «весело смеется» и навевает все возможные шутки и выдумки).

• Выделите ключевую художественную деталь, с помощью которой автор раскрывает тему красоты природы в обеих пейзажных зарисовках. (Яркий образ месяца).

7. Посещение подруг, обещание Вакулы.

• Как можно определить сопутствующую тему повести, связанную с историей отношений Вакулы и Оксаны? (Тема любви).

8. Черт дома у Солохи.

• Определите настроение, с которым изображена сцена.

9. Посещение Солошиної дома головой, дьяком, Чубом, кузнецом, Свербигузом.

• Определите настроение, которым пропитана сцена.

10. Уличные веселье.

• Какую роль играют эти эпизоды в повести?

11. Решение Вакулы утопиться.

• Как бы вы определили композиционную роль этого эпизода?

12. Черт соблазняет коваля деньгами (чтобы завладеть Оксаной).

• Подобные ситуации из других произведений вам известны (возможно, кто-то читал рассказ Г. Л. Стивенсона «Сатанинская бутылка» , где человек заключает сделку с дьяволом, или кому-то известна легенда о докторе Фаусте)?

• Что, на ваш взгляд, может символизировать эта сцена? Попробуйте прокомментировать ее значение.

13. Борьба Вакулы с чертом.

• Прокомментируйте значение этой сцены.

14. Сцена появления мешке с Чуба и дьяка.

• Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

15. Ночной пейзаж (городской пейзаж Петербурга с высоты птичьего полета).

Выразительное чтение фрагмента текста (учащимся предлагается подобрать темп чтения, соответствующий динамике развития изображаемых картин). Анализ художественного качества текста. (Сочетание реальности и фантастических образов; сквоВНОй для всей повести яркий образ луны, вокруг которого разворачиваются фантастические приключения; настроение веселья, очарования красотой природы, неистовой возвышенности, вызванный бешеным движением в небе; широкое использование олицетворений, гипербол, метафор, эпитетов, глаголов; фантасмагория, картина нестямного карнавала, игрища и пляски).

• Как вы считаете, почему автор неоднократно обращается к живописному изображение ночного пейзажа в повести? И почему в нем так много фантастического?

16. Сцена встречи с царицей.

• Охарактеризуйте душевное состояние, которое переживал Вакула.

• Укажите, какие детали привлекли ваше внимание в описании интерьера царского дворца и в сцене встречи коваля с царицей.

17. Сцена встречи Вакулы с Оксаной.

• Определите композиционную роль этого эпизода.

4. Применение и обобщение приобретенных знаний. Репрезентация творчества творческих групп.

1. Фантастические мотивы в повести.

Ориентировочные находки: ведьма летит на помеле и ворует зари, черт крадет месяц, месяц вылетает через дымоход и возвращается на небо, «некий дух проносил пред ним образ улыбающейся Оксаны», Вакула летает на чертовы, вареники послушно залетают Пацюку в рот, колдун летит в горшке, парения духов в небе, помело ведьмы летает в воздухе, черт превращается в коня, дома росли и поднимались с земли, мосты дрожали, кареты летали.

Учащиеся обобщают свои наблюдения над элементами фантастики в повести (связь с движением, динамичность, преобразования, смешная).

2. Художественные особенности, среди которых выделяются гиперболы и сравнения.

3. Комическое у Гоголя. После того, как выяснится, что большее количество сравнений игривого и юмористического оттенка («хвост..., как нынешние мундирні фалды», «мордочка, как у наших свиней», «схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекладывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки», «для нее я столь же дорогой, как переіржавіла подкова», «піджарював он грешников с таким удовольствием, с каким обычно баба жарит на Рождество колбасу»), отчитывается группа, что собрала проявления комического в повести.

Ориентировочные находки этой группы: объяснение происхождения колядок (от болвана Коляды), образ черта (немец, похожий на свинью и одновременно на губернского стряпчего), мотив разговора Оксаны с Вакулой («правда Ли, что твоя мать ведьма?»), забавные сравнения, эпизод, в котором ведьма и черт опускаются сквозь дымоход в печке, изображения веселых колядовщиков, замечания черта о том, что он может пожертвовать собственной душой, посещение Солошиної дома головой, дьяком, Чубом, кузнецом, Свербигузом, веселые игры парней с девушками, Крыса «дирижирует» варениками, сюрприз появления мешке с Чуба и дьяка.

Ученики делают вывод о сквозную просякнутість повести юмористическим струей на всех возможных уровнях.

4. Работа с эпиграфом. Внимание снова привлекается к эпиграфа урока.

• Обратили ли вы внимание на то, что песня, взятая из повести и вынесенная нами до эпиграфа, не совсем уместна к Рождеству?

Обратимся к эпизоду, в котором автор вспоминает щедривку: «То неожиданно один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло: Щедрик, ведрик!».

• В чем заключается комичность ситуации, описанной Гоголем, кроме простого намерения передать веселое настроение народного праздника? Когда поются колядки, а когда щедривки? (Неуместность запева щедривок каким-то неизвестным из толпы, кто перепутал два зимних праздника, ведь щедривки поют за неделю после Рождества, в день святого Василия (под вечер на «старый» Новый год)).

• Как бы вы определили роль эпиграфа, выбранного для нашего урока?

5. Эвристическая беседа. Конкурс - викторина «Наблюдательные и сообразительные».

Ученикам в парах / группах предлагается принять участие в конкурсе на наблюдательность и сообразительность на основе нескольких вопросов, связанных с содержанием повести. Оценивается скорость, меткость и оригинальность ответа.

 

Вопросы викторины

1. Кто в повести называл себя «дворянином»? (Казаки).

2. Что имели в виду дворяне под выражением «заходить по дороге»? (Наведаться к Солохе).

3. Какую вещь Вакула пообещал Оксане? (Кроме башмачков, отдать заказанную ею сундук).

4. За какими фактами именно Вакула противопоставляется черту? (Он был богобоязним,; на церковной стене нарисовал картину со святым Петром, что в день страшного суда изгоняющего из ада злого духа; он не подвергся попытке черта соблазнить его деньгами).

5. Кто среди чертей считался самым сообразительным? (Хромой черт).

6. Как доброжелательно называет Гоголь черта, чтобы придать ему естественности? (Животным).

7. Чему больше всего удивился Вакула в царском дворце? (Медной ручке на дверях).

8. Кого перепутал с царем Вакула? (Потемкина).

9. Назовите героя повести Гоголя, подобного Скруджа. Аргументируйте ваше мнение. (Оксана, потому что, как и Скрудж, она осознает свое несовершенство и духовно перерождается).

10. Назовите одного из главных героев повести, который не имеет имени. (Смех).

 

6. Подведение итогов урока, объявление домашнего задания.

 

7. Домашнее задание.

1. За раВНОобразными источниками подготовить сведения о Даниэля Дефо, сформулировать вопросы к тексту статьи учебника с целью проведения условной/игровой беседы с автором «Робинзона Крузо».

2. Читать начальные главы романа «Робинзон Крузо», ориентироваться на вопросы хрестоматии, записывать ответы на вопросы, интересные находки и наблюдения в «Дневник читательских наблюдений».