ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 33

Тема. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция и система образов

 

Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание своего мнения о прочитанном; воспитывать высокие моральные качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; словари литературоведческих терминов.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Такими словами, которые давно стали крылатыми, начинается роман Л. Толстого «Анна Каренина». Следующая фраза также звучит афористично: «Все изменилось в доме Облонских». Какие же истины нашли художественное отражение в произведении великого художника, стали предметом восхищения, обсуждения, споров нескольких поколений читателей,- об этом поговорим на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Рассказ о Л. Толстого, его философские и эстетические взгляды и творчество

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Произведения Л. М. Толстого - это художественное исследование жизни, что схватывает важнейшие сферы общественной и личной, быта эпохи. В нем писатель освещает свои философские, морально-этические взгляды.

В 60-е годы XIX века, время реформ и социалистической кризиса, Толстой написал исторический роман-эпопею «Война и мир», в котором его «мысль народная» освещала историю и объясняла современность. Роман «Анна Каренина» был написан в 1870-е годы, и главной мыслью, которая охватывала не только современность, но и будущее страны и народа, была «мысль семейная».

Впервые идея сюжета романа возникает у Толстого еще в 1870-е годы. Об этом пишет в дневнике его жена: «Ему уявився тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и невинной, и как только ему уявився этот тип, так все персонажи и мужские типы, которые вырисовывались ранее, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины. «Теперь мне все выяснилось»,- говорил он».

Но работать над романом «Анна Каренина» писатель начал только через несколько лет. Толчком к началу было перечитывание произведений А. С. Пушкина, которыми он увлекался. В заголовок Толстой, как и Пушкин в романе «Евгений Онегин», вынес имя и фамилия главного героя. Его Анна Каренина, условно говоря,- это Татьяна Ларина, которая перешагнула нравы тогдашнего общества и дала волю своим чувствам. Лев Николаевич признавался, что Пушкин «словно развязал все. сомнения». Он якобы подсказывал форму современного свободного романа.

 

2. Беседа, работа со словарем литературоведческих терминов

¦ Вспомним, что такое роман. (Роман - большое эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, эпохи в художественном пространстве и времени.)

Толстой разрушал традиционные «известные пределы» романному жанру, когда гибель героя или свадьбы становились завершением сюжета, точкой в истории персонажей.

 

3. Слово учителя

Критики-современники упрекали писателю, что в сюжете его произведения нет стройности, единства, сюжетные линии являются независимыми друг от друга. Толстой подчеркивал: целостность романа не во внешних фабульних построениях, а в «внутренней связи», что определяется общей идеей. Во многих сценах, характерах, суждениях произведения выдержана художественное единство и единство авторского отношения.

«В области знания существует центр,- пишет Толстой,- и от него идет несметное количество радиусов. Все задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Понятие «одноцентричності» было положено в основу философии жизни писателя. Это отразилось и в романе «Анна Каренина», в котором создано два круга: круг Левина и круг Анны. Круг Левина значительно шире: его история начинается раньше, чем история Анны, и продолжается после ее гибели. Произведение завершается катастрофой на желеВНОй дороге (часть седьмая), а моральными поисками Левина и его попыткой создать «позитивную программу» обновление частной и общественной жизни (часть восьмая).

Круг Анны Карениной, которое можно назвать кругом жизни «исключений», постоянно сужается, сжимается и приводит героиню к отчаянию; круг Левина - круг «настоящей жизни». Оно расширяется и не имеет четких границ, как и сама жизнь. В этом есть незыблемая логика исторического развития, что якобы определяет развязку конфликта, и соотношение частей, в которых нет ничего лишнего. Это и является признаком классической ясности и простоты в искусстве.

 

4. Эвристическая беседа

¦ Что, по вашему мнению, является основой развития сюжета, «любимой мечтой» самого автора? (Внутренней основой развития сюжета в романе «Анна Каренина» является постепенное освобождение человека от сословных предрассудков, от путаницы понятий, от лжи, что мучает, приводит к разобщению и вражде. Жизненные поиски Анны завершились катастрофой, а Левин через сомнения и отчаяние выходит на дорогу к добру и правде, к народу. Он думает не об экономической или политической революции, а о революции духовную, которая, по его мнению, должно примирить интересы и создать «согласие и связь» между людьми. Это «заветная мечта» автора, которую в произведении выражает Левин.)

¦ По каким другим, по вашему мнению, принципу, можно разделить героев романа? (На две неравнозначные группы: одна, большая - те, кто придерживается «семейных правил», которые установлены современным обществом; вторая - те, кто эти правила отверг, переступил через них.)

¦ Что же это за «семейные правила»? (Общество давно молча согласилось закрывать глаза на отход от норм семейной жизни, если речь идет о женатого мужчины. Для него это чуть ли не заслуга, «геройство», признак популярности. А замужнюю женщину строго осуждают, особенно когда речь идет не о легкий флирт, а о настоящей любви, стремление к личному счастью.)

¦ Как герои романа относятся к «семейных правил»? (Эти неписаные правила принимают: Стива Облонский, который любит Долли, но при этом не пропускает ни одной юбки, и сама Долли, и Бетси Тверская, и мать Вронского, Каренин. Только двое героев сознательно бросают вызов обществу - Анна и Левин.)

 

5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

¦ В чем же выражается «мысль семейная» Л. Толстого?

Ожидаемые ответы

• Семья, построенная на подлинном чувстве любви, может стать основой общества.

• Каждый человек имеет право на личное счастье.

• За свое счастье нужно бороться.

• Нельзя пренебрегать нормами христианской морали и этики.

• Брак, семья, жизнь - это не только счастье, но и, по Л. Толстым, «мудрейшая дело на свете», «самая трудная и важнейшее дело жизни».

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Проблемный вопрос

¦ Объясните значение эпиграфа к роману «Анна Каренина», взятого из Библии: «Мне отмщение, и аз воздам». (Сам писатель объясняет эпиграф так: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и только через самого человека».)

 

VII. Домашнее задание

Знать сюжет произведения, уметь определять ключевые эпизоды, элементы сюжета, комментировать их.

 

VІІI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• «Мысль семейная» для меня...