I семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 32
Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». История Маугли, воспитанника джунглей
Цель: помочь учащимся глубже ознакомиться с идейно-художественным содержанием разделов произведения; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделения основных эпизодов и определение их роли в повести-сказке; характеристики героев; воспитывать гуманность, любовь к художественной литературе, любознательность.
Оборудование: портрет писателя, различные издания повести-сказки «Маугли», иллюстрации к ней.
Теория литературы: повесть-сказка, герои (образы, персонажи, действующие лица произведения).
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Когда читаешь интересную, захватывающую книгу о далеких краях, необычных героев, часто радуешься, грустишь, переживаешь вместе с ними, забывая, что это лишь литературное произведение, а не настоящая жизненная история. К таким книгам принадлежит и повесть-сказка «Маугли». Согласны ли вы со мной? Сегодня те дети, кто согласился со мной, будут доказывать эту мысль тем, кто, возможно, остался равнодушным к жизни мальчика Маугли в джунглях.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Мини-викторина
1) Кто кому сказал и по какому поводу: «Волки - Свободное Племя!»? (2 балла)
(Отец Волк тигру Шер-Хану, когда тот потребовал вернуть ему его добычу - детеныш)
2) Чьи это слова и что означают: «На своем дворе и собака господин!»? (2 балла)
(Шер-Хан не смог влезть в пещеру Волков и забрать детеныша, поэтому отступил, признавая свое бессилие в данном случае, но обещал отомстить.)
3) Что означает имя Маугли? (1 балл)
(Лягушонок)
4) Кто учил волчат Закону Джунглей? (1 балл)
(Медведь Балу)
5) Кому никто в джунглях не решался становиться на дороге? (1 балл)
(Пантере Багире)
6) Как выкупили жизни Маугли и кто это сделал? (2 балла)
(Слово Бала и бык, которого вполювала Багира)
7) Что такое Красный Цветок? (1 балл)
(Огонь)
8) Почему многие звери ненавидели Маугли? (2 балла)
(Потому что не выдерживали его взгляда; потому что он умный и он - Человек)
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение глав повести-сказки «Маугли» (С. 148-157 к «Утренней песни джунглей» по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко и С. 139-143 по учебнику Е. Волощук)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• С какими новыми героями мы познакомились? (Удавом Каа, обезьянами Бандер-Логами, коршуном Чілем, волком Серым Братом, буйволом Рамой)
• Почему в джунглях не уважали Бандер-Логов? (Не соблюдали никаких законов, были неразумны и хвастливі)
• Кто и как доказал свою дружбу Маугли? (Багира, Балу, Каа освободили Маугли от обезьян)
• Какими увидел людей Маугли как воспитанник джунглей? (Добрыми и злыми, жадными и щедрыми)
• Как Маугли победил тигра? О чем это свидетельствует? (С помощью буйволов; это свидетельствует о его смекалку, силу)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Заполните пробелы в истории Маугли (с части, что прочитали).
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, пересказывать, анализировать разделы повести «Маугли» (С. 147-157 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 139-143 - по учебнику Е. Волошук).
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «микрофон»
Продолжите предложения.
• Больше всего меня поразил эпизод...
• Мне запомнилось...
• Странно, но...