ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 32

Тема. Средневековая китайская поэзия. Лирика Ли Бо (701-762 гг.)

 

Цель: определить характерные признаки средневековой китайской поэзии; обогащать словарный запас понятиями конфуцианство, даосизм; учить работать с текстом критической статьи; анализировать поэтическое произведение; развивать обраВНОе мышление, умение работать самостоятельно; воспитывать интерес к восточным культурам, толерантность.

Оборудование: гроно «Средневековья», тексты статьи про китайскую поэзию, тексты стихотворений Ли Бо.

 

Взмах кисти -

и ураган и ливни дрожат.

А напишет стиха -

и вызовет слезы у призраков, добрых и злых.

Ду Фу

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

• Рассказ о периоде средних веков за гроном (см. предыдущий урок).

• Проверка домашнего задания.

• «Слово в защиту Средневековья» (зачитываются несколько работ).

 

II. Мотивация учебной деятельности

На доске записан выражение, в котором два слова не известные. Разгадайте анаграммы и прочитайте поэтические строки китайского поэта Ду Фу.

1. ЕЗНЛЯП

2. ШІВРА

О ком мог сказать такие слова художник? (О настоящего поэта, искусство которого имеет большую силу, влияние на окружающий мир.)

Ду Фу посвятил эти слова своему другу, поэту Ли Бо.

 

III. Изучение нового материала

1. Словарная работа

Конфуцианство - этико-политическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (VI в. до н. э.) Главным в учении Конфуция является понятие «жэнь» - гуманность.

Даосизм (дао - путь) - одно из философских ученой Китая. Оно утверждает, что человек - частица Вселенной, что человек и природа - единое целое, познать природу означает познать человека.

 

2. Работа над текстом статьи О. М. Николенко «Общая характеристика китайской поэзии эпохи Тан»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ ЭПОХИ ТАН

Китайское Средневековья, охватывающий VII-XIII века - золотой период развития поэзии, которая стала существенной частью духовной жизни китайцев. В это время стихи писали все - от императора и чиновников до беднейших крестьян. Поэтическое видение мира было характерно для мировосприятия китайцев той эпохи. Они внимательно созерцали природу, окружающий мир, учились у того, что видели, и соотносили с увиденным свои мысли и чувства. Китайская поэзия эпохи Средневековья отмечается гуманистическим содержанием и глубиной обобщений. Она и сейчас полна неповторимого аромата трав и деревьев, в ней слышится дуновение ветра и полет птиц, она никого не может оставить равнодушным, потому что в ней нашла отражение вся гамма человеческих переживаний и чувств, наблюдения личности по внешним и внутренним миром, попытки найти свое место в космосе.

Начало высокоразвитую цивилизацию правления династии Тан, что продолжалось почти триста лет (618-907). В процессе объединения отдельных враждующих между собой княжеств была создана могущественная Танская государство, столицей которой стал Чанань, город с миллионным населением, где находилась и резиденция императора. Первые правители Танского государства заботились о развитии страны, раздали немало земель крестьянам, ограничили власть помещиков, способствовали активизации торговли. Страна имела мирное и относительно спокойную жизнь.

Правители заботились и развитием науки и искусства. В крупные города приезжали талантливые писатели, художники, архитекторы, их всячески поддерживали власть имущие, и поэтому Танская государство расцвела в новых архитектурных ансамблях и получила мировое признание своими декоративными изделиями, живописными шедеврами, книгами. В VII веке в Китае был изобретен ксилографічний средство книгопечатания, который уже в XI веке был заменен на печать разборным шрифтом. Благодаря этому изобретению печатались не только государственные указы и буддистские тексты, но и сборники стихов и новелл.

В это время существовала система экзаменов на должности государственных чиновников. Это давало возможность привлекать к руководству страной не только людей из высших слоев общества, но и способных землевладельцев, которые происходили из средних и низших классов,- наиболее многочисленного слоя населения, за счет труда которого обогащалась государство. Чтобы занять определенную должность, нужно было проявить не только специальные знания, но и осведомленность в области философии, поэзии, искусства и каллиграфии. Все это было связано с представлениями древних китайцев о духовном предназначении человека.

Характерной особенностью китайской поэзии того времени является психологический параллелизм - параллельное изображение природы и чувств человека. Китайские поэты находили в природе ассоциации со своими душевными состояниями. В то же время природа давала толчок их вдохновению, развития мысли и лирическим переживанием.

В эпоху Средневековья в Китае возникает пейзажная лирика. И это не случайно, ведь вся жизнь человека тесно связана с природой. Природа не только кормила человека, но и была ее духовным учителем, другом, собеседником. Природа и человек в китайской лирике эпохи Тан сливаются в одно целое, они составляют одно естество в широком и необъятном мире. Поэты наблюдают за малейшими изменениями в природе, что відлунюються в их строках неожиданными образами, сравнениями, метафорами, которые идут из глубины души. Современный украинский литературовед Ю. Султанов отмечает: «Это поэзии весны и осени, и очень редко - холодной весны и жаркого лета. И всегда в неразрывном единстве с человеком, который знает цену мгновения человеческой жизни. Поэзия Китая - это поэзия мысли, она лелеялась и шлифовалась художником, который старательно учился у своих предшественников. Китайская лирика - это лирика общения с друзьями, но общение открытого, потому что скрытые мысли поэта - для всех, он рядом с людьми и пишет для людей».

Во времена правления династии Тан и в политике, и в литературе появились выходцы из обедневших семей землевладельцев, которые выросли на лоне природы и сохраняли прочные связи с крестьянством. Они были носителями другого духа, чем старая аристократическая верхушка. И это не могло не повлиять на литературу, в частности поэзию.

Предыдущая эпоха в лирике отличалась изысканностью, аристократизмом форм, красочностью стиля, которые уже не соответствовали демократическим настроениям танского времени. Уже первые поэты новой эпохи стремились простоты формы и глубины поэтической мысли. Они выражали не только свои скрытые чувства, но и мировоззрение человека, что осознала свою ценность и единство с природой. Внимательно присматриваясь к естественной жизни, китайские поэты стремились к простоте выражения мыслей и чувств.

Впрочем, новаторский характер танской поэзии не отрицал традиционных тем и мотивов. Те же горы и реки, времени года и возвышенные чувства волнуют художников, но они приобрели нового осмысления и приблизились к жизни обычного человека. Китайская поэзия двигалась от элитарности и чопорности к простоте и повседневной конкретности. Простота и открытость чувств стали ведущим признаком лирики эпохи Тан.

В китайской поэзии эпохи Средневековья развивались две основные жанры ши и цы. Ши - стихи с двухстрочной строфой, каждая строка состоит из четырех, пяти или семи слов с цезурою (паузой) после второго знака в строке из четырех или пяти слов и после четвертого - в строке из семи слов. Лирическая форма ши просуществовала довольно долго, она не отвергнута и по сей день современными китайскими поэтами.

Ци, в отличие от ши, состоят из неровных строк. Стихи в форме ци создавались на определенную мелодию, поэтому музыкальность является характерным признаком этих произведений. Ци появились в VIII веке, сначала их тематика была связана с сугубо личностными переживаниями поэтов, но впоследствии художники овладели и другие темы, значительно расширив круг сюжетов и мотивов.

За три века правления династии Тан поэзия достигла небывалого расцвета: сотни, даже тысячи талантливых поэтов (и это только те, кто упоминается в авторитетных изданиях и чьи стихи дошли до нашего времени, а еще было много безымянных художников, произведения которых навсегда потеряны) искали новые пути в литературе, прославляя свою культуру. Четко очерченные образы, изысканность и ясность стиля, гармония пропорций - все это появляется в поэзии эпохи Тан.

Говоря о танську лирику, каждый стих можно вполне назвать значимой поэтической единицей, потому что в произведениях этого времени живое дыхание природы, взлеты мысли, буйство фантазии. Простота и легкость танских стихов стали образцом для последующих поколений поэтов.

Исследователи выделяют несколько характерных для танской поэзии темам: природа и поэт, бегство от мира, отношения с друзьями, чужбина, юность и старость, бренности бытия, преходящее и вечное т.д. Однако очень редко можно найти стихотворение, в котором одна из тем встречалась бы в чистом виде. Произведения

танского периода представляют собой единый тематический комплекс. Например, природа вызывает у поэта размышления о быстротечности бытия, приближение старости, мысли о вечном и т.д. Распространенная в то время тема тоски поэта на чужбине (в Китае чиновников переводили из одной области в другую, что составляло определенные трудности для их семей и для них самих; человек чувствовал себя отчужденным, оторванной от своих корней) связывается с переживаниями, обусловленными разрывом с друзьями, родным домом.

Своеобразие китайской культуры танского периода заключается еще и в том, что поэзия, живопись и каллиграфия не имели привычных для нас границ: независимо от их специфичности эти три вида искусства имели иероглифическое выражение.

 

Задание: прочитать текст, найти ответы на вопросы, записать их.

Вопросы к классу:

1. Хронологические границы имеет китайское Средневековье?

2. Во времена какой династии происходит усиленное развитие науки и искусства?

3. Раскройте понятие «психологический параллелизм».

4. Каковы основные жанры китайской средневековой лирики?

5. Какие темы являются характерными для танской поэзии?

Проверка ответов на вопросы.

 

3. Рассказ учителя о жизни и творчестве Ли Бо

Китайский поэт Ли Бо (что означает «белая слива») был не только самым знаменитым поэтом эпохи Тан, а еще и «странный из странных» своего времени. Родился поэт 701 года в провинции Сычуань в семье купца, получил хорошее образование. По легендам, уже в 5 лет мог вывести любого иероглифа, а в 10 - написал своего первого стихотворения. Будущая судьба была прогнозируема: юноша должен был стать чиновником. Но Ли Бо не из тех, кто подчиняется правилам: он оставляет суетная жизнь и вместе с учителем-даосом живет на горе Міншань, посвящая свое время изучению даосизма. Много путешествует по стране, пишет стихи. В 724 году создает литературный кружок под названием «Шестеро “лентяев” из бамбуковой рощи».

Стихи Ли Бо удивляли ученых современников поэта: они являются слишком простыми, незатейливыми. Но поэта их мнение мало волновала, он писал так, как считал нужным.

В 724 году Ли Бо оказался в столице и был представлен императору Сюань-цзуну. На императора произвели впечатление знания языков и философии Ли Бо, и он предложил поэту звание академика и место при дворе. Поэт воспевал красоту жены императора - Ян, которая собственноручно растирала краску для того, чтобы Ли Бо мог своей волшебной кистью нарисовать еще один гениально простой стих.

Но долго при дворе императора поэт не удержался. Друзья говорили, что у него в спине есть «кость гордости», которая не позволяет ему склоняться ни перед кем.

Умер Ли Бо в доме своего родственника Ли Ян-бина, которому осталось в наследство около 900 стихотворений поэта. Смерть его окутана легендами. Одни говорят, что поэт утонул, пытаясь пройти по лунной дорожке на озеро, другие считали, что он погиб, стремясь поймать отражение луны в воде, а третьи утверждали, что видели, как, придя к нему, лунной дорожкой на озеро спустился единорог*.

Особенности лирики Ли Бо

• Поэзию Ли Бо называют «поэзией гор и рек».

Нескрываемое восхищение природой сочетается с философскими размышлениями художника.

• Созерцательность и самоуглубленность: изменения в природе и изменения в собственном внутреннем мире интересуют его одинаково. «Он сам себе интересен». (Гао Ши)

• Лирический герой Ли Бо - отшельник, странник, но он проникается переживаниями и тревогами людей.

 

4. Чтение поэзии Ли Бо «Вхожу я в реку...»

Подготовка для восприятия текста

- Закройте глаза.

Уівіть раннюю осень, прохладный день. Вы - на берегу реки, входите в воду. Что вы чувствуете? (Свежесть, прохладу, чистоту...) Почувствуйте, как приятно касается ваших ног речная вода, которая движется по течению...

Вокруг - ни души, только вы и природа.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Вхожу в реку, играет осенняя вода...

люблю свежесть этих лилий...

срываю цветы, играюсь жемчужинами на лепестках,

волнуется заводь...

Странная эта час... громоздятся шелковые облака...

хотел бы подарить это все тому, кто за далеким небосводом;

с тем, о ком думаю, нам не встретиться больше...

в горе и надежды смотрю туда... северный ветер в лицо.

Беседа

• Каким является настроение у лирического героя? Почему? (Лирический герой грустит, он хотел бы любоваться прекрасным осенним пейзажем вместе с тем человеком, с которым разведен, очевидно, со своим другом.)

• Почему это настроение нельзя назвать тоской, а лишь грустью? (Во-первых, волшебная природа утешает героя, во-вторых, он сам отмечает: «в горе и надежды смотрю туда». Поскольку жива надежда, то нет места тоске.)

• Какими образами природа очаровывает поэта? (Прекрасные лилии с жемчугом воды на лепестках - метафора; шелковые облака - метафора.)

• Случайно выбранная пора года автором? (Очевидно, что нет. Осень - символ угасания, приближения к зиме, о которой напоминает в последней строке северный ветер. Этот порядок, «естественный путь» не одолеть, как часто не изменить человеку и свою судьбу.)

• Как вы думаете, зачем автор поэзии так часто использует многоточие? (Многоточие - это пауза, символ остановки, размышлений. Лирический герой неторопливо наблюдает за природой, любуется ею, но это не отвлекает его от собственного печального настроения. Три точки свидетельствуют о поток мыслей лирического героя, словно их обірваність, смешанность мыслей о природе и собственные невзгоды.)

• В чем проявляется психологический параллелизм в поэзии «Вхожу я в реку»? (Образы природы, любование ею переплетаются с мышлением лирического героя о свой внутренний мир. К тому же печальный осенний пейзаж подчеркивает настроение героя.)

 

IV. Итоги урока

«Продолжите предложение»

Сегодня на уроке:

• я узнал...

• я удивился...

• я почувствовал...

• я представил...

 

V. Домашнее задание

Доказать, что стихотворение «Вхожу я в реку» соответствует особенностям лирики Ли Бо (письменно), выучить конспект, подготовить рассказ «Этот чудак Ли Бо».

__________________________________________________________________

* Единорог - сказочное создание из китайской мифологии, символизирующее состояние высшей духовной благодати. Это животное не употребляет в пищу живых созданий, не повлечет никому ни страданий, ни боли. Единорог является носителем «жень» - самого высокого и самого ценного человеческого начала, то есть сочувствия, уважения, добра.