ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 31

Тема. Средневековье как историческая и культурная эпоха

 

Цель: ознакомить с особенностями эпохи Средневековья, ее хронологическими пределами; обратить внимание на характерные признаки средневековой литературы; развивать умение конспектировать, общаться; воспитывать интерес к Средневековья как исторической и культурной эпохи.

Оборудование: карточки с текстом, линия времени.

ХОД УРОКА

I. Объявление результатов тематической аттестации № 3.

Анализ типичных ошибок

 

II. Мотивация учебной деятельности

«Отгадай слово»

 

Древнегреческий поэт, который воспевал вино и любовь. (Анакреонт)

А

И

Выдающийся древнеримский поэт. (Вергилий)

В

Лирический жанр, свойственный поэзии Тіртея. (Элегия)

Е

Второе имя Овидия. (Назон)

Н

Величайший поэт Древней Греции. (Гомер)

Г

Литературный жанр, который использовал Гораций. (Ога)

В

 

- Мы не случайно начали урок с разгадывания этого слова, ведь в романе В. Скотта «Айвенго» изображается эпоха средних веков, которые и будут темой наших следующих нескольких уроков.

Что вы помните о Средневековье из романа В. Скотта? Из уроков истории? (Ответы учащихся.)

 

III. Изучение нового материала

1. Работа с линией времени

 

 

2. «Броуновское движение»

Карточка № 1

Средними веками называют тысячелетний период времени - с момента падения Римской империи (V в. н. э.) до XV века.

В истории литературы и искусства Западной Европы различаются такие этапы:

1) V-XI вв. - раннее Средневековье;

2) XII-XIII вв. - расцвет средневековой цивилизации;

3) XIV-XV вв. - позднее Средневековье, начало Возрождения.

 

Карточка № 2

Христианская католическая церковь в средние века царит над всем культурным жизнью Западной Европы. Античная культура приходит в упадок. Церковь создает литературу, что одобряет подвиги аскетизма, мученичества за веру. Характерным для этого периода является жанр «жития», которые описывают отшельников, отправляющимся в пустыню, добровольно подвергаются пыткам. Распространяются также «видение», то есть рассказы людей, что словно побывали в потустороннем мире. В них описываются фантастические картины райских наслаждений и адских мучений.

 

Карточка № 3

Одновременно с церковной литературой, что писалась преимущественно на латыни, на протяжении всего средневековья развивается светская литература, которая далека от мрачного, аскетического мировосприятия. Различные ее направления и виды происходят из народного творчества, что существовала с давних времен, а темой ее был человек со своими земными радостями и горестями.

 

Карточка № 4

Самой значительной и ценной наследием средневековой литературы был эпос - поэмы о героях-воинах, которые были созданы народом и выражали его идеалы. Эпос возник в форме сказаний, которые длительное время существовали в устной форме. Исполнителей сказаний называли во Франции жонглерами, в Германии - шпільманами. Обычно это были акробаты-фокусники, что развлекали народ на дорогах и площадях. Они также пели или читали песни о воинах-героях. А позже, уже с XII в., поэты перерабатывают эти сказания и записывают их в виде поэм.

 

Карточка № 5

Герой средневекового эпоса - воин, защитник своей страны и народа. В эпоху постоянных войн - это важная фигура общественной жизни. В эпосе идеальные качества воина - сила, храбрость, доблесть, верность вассала своему сюзерену - героизируются. Сюжеты многих поэм составлены на основе подлинных исторических событий. Речь идет об исторических личностях, но со временем сюжет может быть изменен, причем довольно существенно.

 

Карточка № 6

В период с XII до XV в., когда развиваются города и торговля, а воины - феодалы объединяются в рыцарские ордена и происходят крестовые походы, при дворах феодалов создается пышная и изящная культура: рыцари учатся музыки, искусства писать стихи. В это время возникает новая рыцарская, или куртуазная (придворная), литература. Рыцарская лирика воспевает любовь рыцаря к «дамы сердца». Ради ее любви рыцари (в романах) переживают различные приключения, сражаются с великанами и чудовищами.

 

Карточка № 7

Средние века отмечаются также и значительным культурным развитием народов Востока, получивший название «золотого века» арабской и ирано-таджикской литератур. Литература «золотого века» писалась на двух языках - арабском и фарси. В ней часто пропагандировалась любовь к человеку, женщины, воспевание жизни.

 

3. Ґронування на тему «Средневековье»

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

• Назовите хронологические рамки эпохи Средневековья.

• Какие периоды имеет эпоха Средневековья?

• Почему в средние века имеют такое название?

• Назовите жанры церковной литературы, распространенной в Средние века.

• Как возник героический эпос?

• Когда и как возникает куртуазная литература?

• Каковы особенности средневековой культуры Востока?

 

V. Итоги урока

«Микрофон»

- Средние века называют темными веками (Dark Аges). Согласны ли вы с таким определением? Объясните свое мнение.

 

VI. Домашнее задание

Подготовить рассказ по составленному гроном «Средневековья»; написать «Слово в защиту Средневековья».