I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 32
Тема. Л. М. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его творчество как проявление возможностей реалистической литературы. Духовные и творческие искания и достижения художника
Цель: ознакомить учащихся с духовными и творческими исканиями художника, заинтересовать его произведениями и личностью; развивать навыки работы с книгой, восприятие информации на слух, выделение главного, высказывания своих соображений и оценок; воспитывать уважение к литературе, к лучшим ее создателей.
Оснащение: портрет писателя, иллюстрации к биографии, издание произведений.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Анализ контрольной работы
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Объявление темы и цели урока
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)
«В всякий время и у всех людей ребенок считается образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек рождается совершенным...» - написал Лев Толстой в своей первой повести «Детство» (1852), которая сразу принесла ему успех. Дальше были «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), что вошли в известной автобиографической трилогии и показали путь становления и развития личности будущего писателя.
Будущий писатель родился в 1828 году в селе Ясная Поляна Тульской губернии в семье родовитых аристократов. В два года он потерял мать, а в девять - и отца. Только благодаря тетушке Татьяне Александровне Єргольській Лев и его братья и сестра были воспитаны в традициях семейной любви, дружбы и уважения.
в 1841 году семья Толстых переезжает в Казань. Через три года юноша поступает в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем на юридический факультет. Государственное преподавания не удовлетворило его, и в 1847 году он покидает учебное заведение, решив заняться самообразованием, которой занимался всю жизнь. Л. Толстой стал одним из самых образованных людей в Европе. В 1851 году Толстой вместе с братом Николаем, в то время офицером-артиллеристом, едет служить на Кавказ. Там же начинает писать. Школой военного и гражданского мужества стала для него участие в героической обороне Севастополя. За отвагу он был награжден орденом Анны IV степени и двумя медалями. После отставки Толстой едет в заграничное путешествие.
Художник пишет «Севастопольские рассказы», впервые в русской литературе избрав своими героями солдат и матросов. Известные критики отмечали «чистоту нравственного чувства» автора и «мастерство психологического анализа», которую М. Чернышевский назвал «диалектикой души».
в 1859 году писатель, ощутив творческий кризис, решает оставить литературу и заняться педагогической деятельностью. Он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем еще 26 школ в селах, принадлежавших его семье. Сам с удовольствием обучает детей грамоте, пишет «Азбуку» и первоначальные книги для чтения, детские рассказы; издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
Толстой строил обучение на полной свободе, в отличие от тогдашних учителей (дячків и отставных солдат), которые опирались на страх наказания.
Он считал, что признаком хорошего образования является удовольствие, с которым она воспринимается, принуждение является неэффективным в процессе познания. Ученикам в школе Толстого не задавали домашних заданий, их не наказывали за бестолковость, за опоздание в школу. Дети должны были убедиться, что учиться - интересно и радостно, что можно свободно развивать свои природные дарования и интересы.
¦ Хорошо бы вам было учиться в такой школе? Назовите «плюсы» и «минусы» такого обучения. Кто из украинских мыслителей, писателей XVIII века придерживался такого же мнения? (Г. Сковорода)
В 1862 году в жизни Толстого происходит счастливое событие - он женится с Софией Бернс, с которой проживет долгую супружескую жизнь. В 1863 году Лев Николаевич начал работу над романом «Война и мир». Рукопись произведения составлял 5000 листов! Четырнадцать раз писатель переделывал начало романа, и только пятнадцатый вариант его удовлетворил.
В 1873-1877 годах Л. Толстой работает над романом «Анна Каренина». Рукопись его состоял из 2500 листов! В образе главной героини этого произведения Анны отчетливо заметны черты старшей дочери Пушкина Марии Александровны Гартунг, с которой писатель познакомился в Туле 1868 года. (Кстати, существует восемнадцать кино-версий «Анны Карениной»!)
С 1882 года большая семья Толстых живет в Москве, ведь старшие сыновья учатся в университете, а дочь Татьяна - в училище живописи. Вскоре писатель в произведении «Исповедь» (сочинение был запрещен русской цензурой и вышел в Женеве) признается: «Со мной случился переворот, который уже давно назревал во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только остогидле мне, но и потеряло всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга».
Это произошло не только на словах - Л. Толстой действительно отрекся от дворянского титула, выдвинул свою программу обновления личности и общества на почве теории «не сопротивления злу насилием», философию «опрощення», что предлагала человеку довольствоваться необходимым, жить только трудом, проявлять милосердие и любовь к ближнему, быть ближе к природе, земле, крестьянского быта.
Свою теорию Л. Толстой подкреплял собственным примером: пахал землю, косил траву, строил печи, колол дрова в Ясной Поляне.
¦ А как вы воспринимаете эти теории?
Последние годы жизни - это и сама титанический труд души, поиски новых форм в искусстве, публикации в журналах, встречи с людьми, общественная деятельность.
Выходят роман «Воскресение», повесть «Хаджи Мурат» (с кавказских впечатлений), памфлеты и другие произведения.
Последние годы Л. Толстого - не покой старого мудреца, а буря и борьба: с собой, с социальной несправедливостью. В состоянии душевной тревоги, растерянности, недовольства 1910 года он покидает Ясную Поляну, по дороге простужается и умирает.
Лев Толстой
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Учитель. Охарактеризуйте Л. Толстого по услышанным рассказом и составьте соответствующую схему.
VII. Домашнее задание
Знать биографию Л. Толстого, отыскать в учебниках, дополнительной литературе интересные факты, о которых на уроках не упоминалось (например, о «толстовство», о «коммуны» и др.); прочитать И книгу романа «Анна Каренина».
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Л. Толстого я представляю как человека...
• Мне захотелось...
• Я удивлен (на) тем фактом...