I семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 31
Тема. Дж. Г. Киплинг. Повесть-сказка «Маугли»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; развивать навыки выразительного чтения, пересказа ключевых эпизодов, их анализа; воспитывать интерес к чтению, художественной литературе, любознательность, стремление к познанию мира.
Оборудование: портрет писателя, сборники его книг, карта мира, индийские пейзажи; иллюстрации к произведениям, аудио - и видеоматериалы.
Теория литературы: повесть-сказка, реальное и фантастическое.
ХОД УРОКА
I. Анализ контрольной работы
II. Объявление темы и цели урока
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Наверное, у многих из вас есть домашние любимцы - животные, за которыми вы ухаживаете, с которыми дружите. А если не имеете, то, по крайней мере, мечтаете, чтобы они появились у вас. И, еще, наверное, любите смотреть мультфильмы, кинофильмы о разных животных, о далеких, удивительные края, в которых тоже, надеюсь, хотели бы побывать. Помочь нам в этом может известная и любимая многими поколениями детей книга английского писателя Джозефа Гедьярда Киплинга «Маугли».
Джозеф Редьярд Киплинг
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Самостоятельная работа с учебником (или чтение вслух) чтение статьи о Дж. г. Киплинга (С. 135-136 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 128-130 - по учебнику Е. Волощук).
2. Эвристическая беседа, обмен впечатлениями о прочитанном
• Что больше всего поразило, заинтересовало в биографии писателя? Почему?
• Проследите по карте мира маршруты путешествий Киплинга. Какой вывод можно сделать? (Писатель много видел, детально знает, о чем пишет.)
• Какие еще книги Киплинга известны вам? («Кошка, которая гуляет сама по себе», «Рикки-Тикки-Тави», «Господин с волшебных холмов» и др.)
• Какую самую высокую награду получил писатель? (Нобелевскую премию)
3. Просмотр иллюстративного материала
4. Слово учителя
- История зафиксировала случаи, когда дети терялись, теряли каким-то образом родителей, и их воспитывали звери - волки, медведи, обезьяны. Эти дети, к сожалению, практически навсегда теряли способность общаться с людьми, жить жизнью людей. Киплинг описывает сказочную историю, как маленький мальчик попал к волкам и не только не погиб, а стал впоследствии вожаком стаи, познал и усвоил законы джунглей, но при этом не потерял и человеческих черт.
5. Выразительное чтение раздела «Братья Маугли» (С. 137-144 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 132-139 - по учебнику Е. Волощук)
6. Словарная работа за вопросами учеников
7. Обмен впечатлениями о прочитанном, беседа, выполнение заданий
• Как вы думаете, история Маугли будет интересной? Почему?
• Что больше всего поразило из прочитанного? Почему?
• Запишите в таблицу героев произведения и подберите прилагательные-эпитеты в их характеристики.
Герои |
Определения-эпитеты |
Отец Волк |
Законопослушный, расчетливый |
Мать Волчица (Ракша) |
Смелая, милосердная |
Шакал Табаки |
Вредный, підлесливий |
Шер-Хан |
Жестокий, ненасытный |
Маугли-Лягушонок |
Слабое, нежное, веселое |
Акела |
Мудрый |
Медведь Балу |
Добрый, умный, немного ленивый |
Пантера Багира |
Добрая, сильная, независимая, смелая |
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Выпишите нужные обобщающие слова.
VI. Домашнее задание
Научиться читать, пересказывать повесть к С. 147 (включительно) - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 132-139 - по учебнику Е. Волощук.
VII. Итог
Интерактивное упражнение «Прошу слова...»
Ученики высказывают свои соображения об эффективности урока, сочинение и затронутые в нем проблемы.