I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 30
Тема. Тематическое оценивание № 3
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме; выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся с целью их коррекции; развивать обраВНОе и логическое мышление учащихся, память, умение формулировать собственные суждения; воспитывать лучшие человеческие качества на примере положительных героев изученных произведений.
Оборудование: тестовые задания.
Теория литературы: литературная сказка, пьеса-сказка, драматическое произведение, диалог, монолог, ремарка, реплика, действие, картина, антитеза.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока
II. Основное содержание работы
1. Инструктаж к выполнению тестовых заданий
2. Выполнение тестовых заданий (выполняются задания всех уровней)
Вариант I
Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Какую ценную вещь Герда из сказки «Снежная королева» Г. К. Андерсена отдала реке, чтобы та вернула ей Кая?
а) Ботиночки;
б) носовой платок;
в) куклу.
2. Как подчиненные относились к Принцессе в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»?
а) С любовью и уважением;
б) равнодушно переносили все капризы;
в) льстили ей.
3. Приведите 2-3 примеры антитезы из сказки «Снежная королева».
4. Чей это портрет (описание внешности): «Я ее сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней и сама дырявая, и ботиночки плохенькі, те, что днем на ней были»?
5. Почему пейзаж (описание природы) в сказке «Снежная королева» был печален: «Как холодно и сыро было вокруг! Туман крупными каплями садился на пожелтевшие ивовые листья и, словно дождь, стекал на землю. Листья опадали и опадали. Только терн стоял обильно покрытый ягодами, но какие же они были терпкие!»? Достаточный уровень (содержательный, правильный ответ - 2 балла) Сделайте сравнительную характеристику Падчерицы и Принцессы из сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.
Высокий уровень (содержательная, правильная, интересная ответ - 5 баллов)
Выполните одно из заданий.
а) Напишите письмо Каю или Герде, героям сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева».
б) Придумайте окончание истории Старухи и ее Дочери, других героев сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Вариант II
Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Почему Кай из сказки Г. К. Андерсена вдруг изменился, стал злой и насмешливый?
а) Его поразила осколок из зеркала тролля;
б) Снежная королева заморозила его сердце;
в) его разлюбила Герда, перестала дружить.
2. Как Принцесса из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» приказала изменила календарь своим приказом?
а) Отменила совсем;
б) ввела в календарь 32-е декабря;
в) приказала сделать все дни выходными.
3. Приведите 2-3 примеры антитезы из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
4. Укажите, чей это портрет (описание внешности): «Пока девочка ела, бабушка золотым гребешком расчесывала ей волосы, что кучерявилось и я была окружена золотым сиянием ее личико - приветливое, милое, кругленькое и розовое, словно роза».
5. Как называется такое высказывание одного лица в драматическом произведении: «Падчерица. Кто здесь, кто? Нет, пожалуй послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и розбуркала меня. А мне что-то хорошее приснилось, и даже теплее стало. Будто мать моя по комнатам с лампой идет, и огонек мне прямо в глаза светит... А действительно что-то светится, вон, вдали. Так и мигает и дрожит, будто звезда среди ветвей запуталась. Побегу!.. Идти нужно. Ох, ноги не идут, сидят совсем»?
Достаточный уровень (каждый правильный ответ - 2 балла) Сделайте сравнительную характеристику Снежной королевы из одноименной сказки и Принцессы из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Высокий уровень (содержательная, правильная, интересная ответ - 5 баллов)
Выполните одно из заданий.
а) Напишите письмо любимому герою из сказок Г. К. Андерсена или С. Маршака.
б) Выскажите свое суждение о том, что такое настоящая дружба и помогут нам это понять литературные сказки.
III. Итог урока