ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 32

Тема. О. Уайльд. Роман «Портрет Дориана Грея». Образ главного героя

 

Цель: углубить знания учащихся о содержании романа; помочь понять образ главного героя; развивать навыки анализа художественного образа, пересказа, выразительного чтения, связную речь, логическое мышление; способствовать морально-нравственному воспитанию.

Оборудование: учебник, текст романа «Портрет Дориана Грея» в переводе Г-н Доценко (или другом на выбор учителя или учащихся).

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка и анализ письменных работ.

(Учитель проверяет 3-4 ученические работы.)

 

2. Литературная викторина.

1) Кто рисовал портрет Дориана Грея? (Бэзил Голуорд.)

2) Как звали лорда Генри? (Гарри.)

3) Кому принадлежат следующие слова: «Поэты не такие дразливі, как ты. Они знают полеВНОсть страстей для печати. В наше время разбитое сердце выдерживает множество изданий»? (Лорду Генри.)

4) Как звали тетушку лорда Генри? (Агата.)

5) Кем была Сибіл Уэйн? (Актрисой.)

6) Как звали слугу Дориана Грея? (Виктор.)

7) Куда Дориан приказал вынести портрет? (До классной комнаты.)

8) Чем Дориан увлекался? (Драгоценными камнями, музыкой, ароматическими веществами и секретами их производства, гобеленами, дорогими тканями и вышивками, религиозными обрядами.)

9) К чему призывал Дориана Бэзил после того как увидел искаженный портрет? (К раскаянию.)

10) Чем занимался Алан Кэмпбел? (Химией.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Беседа с учениками.

- Найдите описание портрета Дориана.

- Чем он поражал людей? (Своей удивительной красотой.)

- Сколько лет было Доріанові в начале романа и в конце? (Двадцать в начале романа и тридцать восемь в конце. Итак, действие романа длилась восемнадцать лет.)

- Какие слова Дориана стали зловещими? («Увы! Я состарюсь, стану гадким и уродливым, а этот портрет век останется молодым. Он никогда не будет старше, чем вот этого июньского дня... О, если бы только можно было наоборот! Если бы это я мог остаться век молодым, а старел - портрет! За это. за это. я отдал бы все! Так, все, напрочь все на свете! Я отдал бы за это даже саму душу!».)

- Какую роль в жизни сыграл Дориана лорд Генри? (Лорд Генри стал его учителем, злым гением. Именно он, любуясь портретом в мастерской художника Бэзила, подсказал Дориану идею вечной молодости.)

 

2. Пересказ текста.

- Расскажите, почему между художником Безілом и лордом Генри возникли напряженные отношения.

 

3. Комментарий учителя.

Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в его портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты. Прекрасное произведение искусства впитал душу художника, способного влиять и подчинять других. Но Дориана не привлекали чувства Бэзила, а идеи лорда Генри. По мнению лорда, человек должен не доверять искусству и учиться красоты у него, а сама искать ее в жизни: «Влиять на кого - то-значит отдавать кому-то собственную душу. Человек уже не увлекается своими природными страстями. И добродетели она перенимает от других, и грехи - когда есть такая вещь, как грех,- заимствует. Цель жизни - развитие собственного “я”». Полностью реализовать свою сущность - вот для чего существует каждый из нас». Между художником и лордом разворачивается битва за душу и красоту юноши. С первых страниц романа победу получает лорд. Почему это произошло? Возможно, потому, что его слова упали на благодатную почву. Лорд Генри говорил: «Прекрасное в жизни - это наслаждение чувств, надо только дать проявление каждому чувству, воплотить каждую мечту». И свои теории он имел возможность проверить на юном Доріанові.

 

4. Проблемные ситуации.

- В уста лорда Генри О. Уайльд вложил свой любимый парадокс: «Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему». Подумайте, как этот парадокс раскрывается на примере образа Дориана Грея? (Дориан Грей пошел за своим учителем даже без долгих колебаний. Он довольно легко променял свою душу на поиск вечного наслаждения.)

- Какой прием использует автор в своем романе? (Прием фантастики, связанный с преобразованием портрета.)

 

5. Беседа.

- Какими, по вашему мнению, были отношения Дориана Грея с Сибіл Уэйн? Или любил Дориан эту девушку? (Сибіл Вейн была актрисой и поразила эстетические чувства Дориана своим необычным талантом перевоплощения. Но Дориан любил девушку до тех пор, пока видел в ней литературную героиню: Джульетту, Офелию, Розалинду, Беатриче, Корнелию. Девушка же горячо полюбила молодого красавца. Когда Сибіл, влюбившись в Грея, не смогла больше довольствоваться любовью мнимым, Дориан, не получив наслаждения от спектакля, грубо оттолкнул девушку.)

- Что известно о судьбе Сибіл Уэйн? (Она не могла пережить поступок Дориана Грея и выпила яд.)

- Как Дориан пережил эту трагедию? (Сначала Дориан вроде как переживал. Однако лорд Генри доказал ему ненужность подобных переживаний. Дориан не пролил ни одной слезы, а своему другу признался: «Если бы я прочитал это в книге, я рыдал бы! А вот теперь, когда это произошло в жизни, и произошло со мной, оно выглядит слишком удивительным, чтобы проливать слезы». Это был первый проявление жестокости героя.)

- Влекущие за собой изменения на портрете? (Преступления Дориана.)

- Каким был первый преступление? (Смерть Сибіл Вейн. После этого «иным стало выражение, что-то жестокое появилось в очертаниях уст».)

 

6. Проблемный вопрос.

- Как по вашему мнению, сказалось преобразование с портретом на психологическом состоянии героя? (Конечно, герой потерял душевный покой. Он живет двойной жизнью, что пагубно влияет на его психику.)

 

7. Исследовательское задание.

- Проследите этапы нравственного падения Дориана Грея. (Стал виной смерти Сибіл Уэйн, от светских салонов перешел в грязных притонов, опиумных курильниц, о нем поползли грязные сплетни.)

- В чем, по вашему мнению, кроются причины такого поведения? (Не желание наслаждения гонит его в грязь, а скорее опасения, что кто-нибудь увидит портрет и разгадает его страшную тайну.)

 

8. Комментарий учителя.

Уже после первой смены портрета Дориан начинает жить двойной жизнью. На людях он был блестящий денди, красавцем, которого все хотели видеть, кумиром молодежи, которая подражает его манеры, стиль, высказывания. Он становится эталоном красоты, сторонником эстетизма в реальной жизни. Любовь к красоте проявляется в стремлении к изысканных драгоценных вещей. Дориан Грей меблировал свой дом с большой пышностью, собрал коллекцию старинных гобеленов и редких духов, драгоценных камней и удивительных музыкальных инструментов. Но вместе с тем он весь находится в плену страха, что его тайна может раскрыться.

 

9. Проблемные вопросы.

- По вашему мнению, какую роль для понимания характера главного героя играет описание интерьера? (Отметим, что описаниям интерьера дома главного героя присуща декоративность - одна из главных черт эстетизма. Внимание автора к эффектных вещей играет важную роль в раскрытии характера Дориана Грея. Один из исследователей отметил: «Ни одного пейзажа, ни одного вздоха свежего воздуха! - только комнаты, стены, гобелены!» Итак, описания интерьера создают мир мертвой красоты Дориана Грея.)

- Подумайте, что в смысле Дориана Грея есть красота? (Для главного героя красота является статичным, декоративным понятием, она словно заперта в картинную раму. Такой же замкнутой для всех есть душа самого Дориана. Для него совершенно не существует сочетание красоты и духовности. То есть его красота мертва.)

- Вспомните, кому первому Грей открыл свою тайну? (Это был автор портрета - художник Бэзил Голуорд.)

- Почему Дориан убил художника? (Потому что тот стал свидетелем его тайны.)

- Каким был следующий преступление Дориана Грея? (Путем шантажа он вынудил бывшего приятеля Алана Кэмпбелла, который был химиком, уничтожить тело покойника.)

- Какова дальнейшая судьба Кэмпбелла? (Он наложил на себя руки.)

- Почему никто не разыскивал Бэзила? (Потому что все знали, что он собрался ехать в Париж на длительное время.)

- Угрожала Доріанові расплата? (Да, только один раз. Брат Сибіл Уэйн Джеймс стремился отомстить Доріанові за смерть сестры. Он на протяжении всех этих лет искал Дориана. Дважды Джеймс пытался наказать Грея, но оба раза ему не удалось это сделать. Первого раза Джеймса ввела в заблуждение внешность Дориана (ведь он выглядел намного моложе), а второй раз - слепая пуля попала в самого Уэйна, когда тот на охоте целился в своего врага. Судьба спасла Дориана Грея.)

 

10. Проблемная ситуация.

- Подумайте, понимал ли сам Дориан Грей, что стал «уродливым символом нового гедонизма», к которому его призвал лорд Генри.

 

11. Комментарий учителя.

С самого начала юный и чистый Дориан Грей оказался между двумя противоположными идеями: «чистого искусства» художника Бэзила и учением лорда Генри, который видел искусство в самом себе. Но, к сожалению, «художник собственной души» и «художник собственной жизни» не замечали душ других людей, они проглядели и душу юного красавца. Ученик возразил теории своих наставников и как следствие - в познании жизни стал преступником, а для себя - собственным душегубом.

В конце концов сам герой понял, до чего доводит пренебрежение моралью: «Смерть собственной души в живом теле». Разрушительные силы, которые впустил в свою душу Дориан Грей, уничтожили и его тело. Поэтому, когда он бросился с ножом на портрет, то убил самого себя.

 

12. Проблемные вопросы.

- По вашему мнению, можно ли сказать, что трагический финал романа отрицает теорию эстетизма О. Уайльда?

- Какое символическое значение имеет финал романа?

 

13. Комментарий учителя.

В романе много блестящих парадоксов: «Доброго влияния вообще не существует», «Совесть - это страх», «Жизнь - это лишь нервные волокна и клетки мозга» и т.д. Но в сравнении со страшными изменениями, что произошли на портрете, они теряют свою привлекательность и становятся бесполезными. О. Уайльд, начав с отрицания морали в искусстве, закончил отрицанием ее возражения. И в этом тоже заключается парадокс писателя. Он пришел к выводу о том, что именно искусство является наивысшим человеческим совестью, неподкупным и неистребимым. Дориан наказан лишь тогда, когда поднимает руку на прекрасное - на произведение искусства. Известно, что искусство как воплощение прекрасного является вечным, поэтому и погибает герой, поступки которого являются аморальными и страшными.

Финал романа довольно символический. Портрет становится суровым судьей поступков Дори - ана Грея. Дальнейшие изменения столь значительны и страшны, что Грей больше не может видеть свой портрет и пытается избавиться его. И оказывается, что он уничтожает не собственное изображение, а себя самого.

После смерти героя портрет снова стал таким, как раньше, он как будто «возродился». Это является прекрасным свидетельством того, что настоящая красота существует вне теориями. Поэтому портрет - один из главных персонажей романа. Он является магическим зеркалом, которое освещает сущность бытия. Портрет, словно рентген, показал болезнь, уничтожил ее и засиял новыми красками.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Творческая работа.

- О. Уайльд когда-то сказал: «Каждый человек видит свои грехи в Доріанових». Напишите сочинение-размышление на тему «Какие грехи видит в себе человек XXI века?»

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дописать сочинение; подобрать цитаты к образам героев романа. Повторить понятие «парадокс», «импрессионизм».