ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 31

Тема. «Портрет Дориана Грея» как сердечник творчества А. Уайльда, философско-эстетические и нравственные проблемы произведения

 

Цель: углубить знания учащихся о творчестве А. Уайльда; развивать навыки работы с дополнительной литературой, анализа текста, связную речь, логическое мышление; способствовать развитию читательского кругозора, аналитического мышления школьников.

Оборудование: учебник, текст романа «Портрет Дориана Грея» в переводе Г-н Доценко (или другом на выбор учителя или учащихся).

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

- Почему В. Уайльда называют писателем английского раннего модернизма? (Благодаря эстетизма творчества писателя, чертам импрессионизма, что есть в романе.)

- В каких жанрах работал В. Уайльд? (В его творческом багаже есть поэзия, сказки, роман, драматические произведения.)

 

2. Информация для любознательных.

Уайльд имел хорошо натренированный голос приятного тембра, что добавляло прелести его языке, а главное - умел с уникальной ловкостью в любой ситуации находиться на слово, всегда быть искрометным собеседником.

Этот свой розмовницький талант Уайльд сохранил до конца жизни, даже когда потерял деньги, друзей, искусство. Писатель отмечал: «Художник живет, только выражая себя».

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Портрет Дориана Грея»

Свой единственный роман О. Уайльд написал в рекордно короткий срок (всего за три недели) по заказу американского журнала. Впервые произведение опубликовано в 1890 году. Для отдельного издания в 1891 году автор по требованию издателя добавил несколько разделов, чтобы придать произведению «солидного» размера (писать такие короткие романы было не в духе английской прозы). Этим объясняется непропорциональность отдельных частей произведения,в частности «переломного» XI раздела, куда автор, пользуясь своей памятью, ввел чуть ли не целые уступы с разных брошюр, антикварных реестров и т.д.

Известно, как возник замысел романа: однажды в мастерской своего приятеля Уайльд познакомился с натурщиком, который поразил его совершенством своей красоты. «Как жаль,- воскликнул писатель,- что такое славное существо должно стареть!» На это художник, согласившись, добавил: «Замечательно было бы, если бы он оставался такой точь-в-точь, как сейчас, а зато чтобы его портрет старел и покрывался морщинами». Эта беседа касалась проблемы, которая никогда не переставала волновать писателя: взаимоотношения жизни и искусства. С этой проблемой тесно связана другая: мораль и искусство, роль этического и эстетического в жизни. Для Уайльда, как известно, эти слова были почти антонимами.

РаВНОгласий в критических оценках романа после появления не хватало как сразу, так и потом. Сам автор так говорил о своем романе: «Настоящая мораль этого произведения заключается в том, что всякое надужиття, так же, как и самозреченість, влечет за собой наказание. То есть, Бэзил Голуорд, излишне обожествляя физическую красоту, как это делает большинство художников, умирает от руки того, в чьей душе он породил устрашающую и безумно тщеславие. Дориан Грей, ведя жизнь в одних только чувственных наслаждениях, пробует убить совести и в этот момент убивает самого себя. Лорд Генри Уоттон пытается быть только наблюдателем в жизни и под конец обнаруживает, что те, кто избегает битвы, еще глубже израненные, чем те, кто принимает в ней участие».

 

2. Творческая работа.

- Проанализируйте афоризмы О. Уайльда, составляют предисловие к роману. Подумайте, как они раскрывают образ писателя и главные проблемы произведения.

 

3. Комментарий учителя.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов. В них декларируется эстетическая программа автора. Писатель снова применяет парадоксы для изложения собственной эстетики. В парадоксальном виде повторяются основные положения эстетизма: «Художник - творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить художника - этому стремится искусство», «Избранниками есть те, для кого прекрасное означает лишь одно - Красоту» и т.д. Не обошел автор и вопрос нравственности искусства, разъединив эти понятия несовместимы: «Этические предпочтения художника приводят к манерности стиля», «Распущенность и добродетели для художника - материал искусства». Однако жизнь главного героя романа демонстрирует опасность искусственного разъединения этических и эстетических принципов.

В том же предисловии к роману О Уайльд писал: «Искусство - зеркало, которое отражает того, кто в него смотрит, а не всю жизнь». Он прекрасно усвоил университетские лекции Пейтера, который говорил о устоявшуюся изменчивость жизни. Перед смертью автор скажет: «Жизнь - нельзя писать, можно только жить». И в этом также проявляется парадоксальность мышления писателя.

 

4. Работа с текстом.

- Как эстетический идеал В. Уайльда воплотился в романе «Портет Дориана Грея»? (В романе абсолютизовано творчество и творческую личность, противопоставлено внутренний мир человека бездушной, грубой действительности, провозглашается наслаждение как смысл бытия (гедонизм).)

- Назовите главную проблему произведения. (Соотношение эстетических проблем с нравственными законами общества. Эта проблема поднимается уже в предисловии и заканчивается описанием эксперимента над жизнью главного героя - Дориана Грея.)

- Какую роль, по мнению автора, играет искусство в жизни? (Человеку свободно теоретизировать, но искусству дано право отсекать от тех абстрактных теоретизирований все наносное, ложное и преходящее.)

- О чем предупреждает писатель? (Человек не может заигрывать ни с искусством, ни с жизнью.)

 

5. Комментарий учителя.

В романе «Портрет Дориана Грея» решаются сложные философско-этические и моральные проблемы, сталкиваются разные взгляды на искусство, его природу, цель. Эти точки зрения олицетворяет художник-эстет Бэзил Голуорд и гедонист лорд Генри. Особенность их споров заключается в том, что они, отстаивая принципы эстетизма, борются не столько друг с другом, сколько вместе против общепринятого, устоявшегося, традиционного взгляда на искусство, жизнь, мораль. Художник Бэзил утверждает мысль о самодостаточности искусства. Как художник, он чувствует красоту, служит ей, творит ее, отдает ей всю свою душу. Лорд Генри - проповедник наслаждения от жизни и искусства. Практическое же воплощение эстетических идей в жизнь олицетворяет образ Дориана Грея.

Автор предостерегает, что бездумное подражание идей всегда приводит к краху. Проанализировав жизнь Дориана Грея, можно сказать, что оно является не только отрицанием связей искусства с моральными принципами, как это доказывал эстетизм, но и доказательством главной идеи писателя о развитии искусства по собственным законам, которые не совпадают с законами жизни.

Практически, идеолог гедонизма в романе лорд Генри не делает ничего аморального. Даже Бэзил замечает: «Ты не говоришь ничего нравственного и не делаешь ничего безнравственного». То есть ни сам по себе эстетизм, ни гедонизм не является путем к преступлению. В романе мы видим фантастический слом сюжета, что создает необычность позиции Дориана Грея, который все перепутал: реальная жизнь, искусство, красоту, уродство. И все это еще раз доказывает вечную истину: искусство имеет собственные законы развития, которые нельзя переносить на человеческую жизнь.

 

6. Проблемная ситуация.

- Подумайте, какой давний мотив воспроизведен в романе. (Мотив продажи души человеком ради вечной молодости.)

 

7. Творческие задачи.

- Найдите в романе описания интерьеров. Подумайте, какова их роль? (Роман насыщен подробными описаниями великосветских гостиных, дома и комнат Дориана Грея. Сам герой признается: «Я любил на красивых вещах, к которым можно прикоснуться и взять в руки. Старый грезет, зеленая бронза, лакированные безделушки, резьба из слоновой кости, изысканные интерьеры, роскошь, великолепие - все это дает немало удовольствия». Описания интерьеров добавляют больше для раскрытия эстетических вкусов главного героя.)

- Проанализируйте пейзажи, что есть в романе. Пейзажи в романе поражают своей искусственностью, відшліфованістю: «Небо теперь стало чисто опаловым, и на его фоне окрестные крыши сверкали, словно серебро»; «серебристые Тени, а небо сияет, словно прекрасная жемчужина». Искусственную красоту Уайльд лелеял, от природной отворачивался. Из всех творений природы он любил только цветы. Особенно часто на страницах романа появляются орхидеи и тюльпаны: «Тюльпаны на клумбах по ту сторону аллеи горели тремтливими огнистими язычками. Белый порох трепетным облаком духовитої пудры зависал в воздухе. Словно какие-то огромные бабочки, порхали и колихались красочные зонтики цветов». Цветы у него оранжерейные, искусственно взлелеянные, будто ненастоящие. Искусство для Уайльда выше жизни, а следовательно, и за природу. Именно поэтому мир вещей, то есть творений рук человеческих, превалирует в романе над природным миром.)

 

8. Информация для любознательных.

Русский поэт-символист, один из самых выдающихся художников серебряного века К. Бальмонт в статье «Поэзия Оскара Уайльда» сравнивал самого писателя с орхидеей и писал: «Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно говорить, что орхидея - ядовитое и чувственная цветок, но цветок, она хорошая, она цветет, она радует глаз.

Красные маки сперва, весна и лето, воздух, жизнь. И потом беспощадная смена того, что зовется временами года. Осень, зима, сад, и в середине, в этом роскошном саду с повышенной температурой и холодными окнами, пышная, удивительная и волнующая цветок - орхидея тигровая». Так К. Бальмонту удалось поэтически отразить сущность души В. Уайльда.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Творческая работа.

- Напишите сочинение «Мои первые впечатления от романа А. Уайльда “Портрет Дориана Грея”».

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дописать сочинение; подобрать цитаты к характеристике образа Дориана Грея.