ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 33

Тема. Образы произведения А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Черты интеллектуального романа

 

Цель: помочь учащимся понять сущность образов романа; усвоить понятие «интеллектуальная проза», найти черты интеллектуальной прозы в произведении; углубить навыки анализа эпического произведения, перевода; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать морально-нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: учебник, текст романа «Портрет Дориана Грея» в переводе Г-н Доценко (или другом на выбор учителя или учащихся); словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка и анализ письменных работ учащихся.

(Учитель проверяет 3-4 ученические работы.)

 

2. Беседа.

- Как вы понимаете слово «парадокс»?

- Почему В. Уайльда называли «Принц Парадокс»?

- Дайте определение импрессионизма как литературно-художественного направления.

- Назовите черты импрессионизма.

 

3. Литературная викторина.

1) Город, в котором родился В. Уайльд. (Дублин.)

2) Писательский псевдоним его матери. (Сперанца.)

3) Девичья фамилия жены Уайльда. (Ллойд.)

4) Название пьесы А. Уайльда. («Саломея».)

5) Фамилия, которое взял Уайльд во время вынужденного пребывания во Франции. (Мельмот.)

6) Фамилия художника, который нарисовал портрет Дориана Грея. (Голуорд.) (Можно записать в виде кроссворда. Из выделенных букв сложится фамилия «принца Парадокса» - Уайльд.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

В романе А. Уайльда «Портрет Дориана Грея» сравнительно небольшое количество героев. Но каждый из них играет значительную роль в раскрытии образа главного персонажа - Дориана Грея. Три центральные фигуры произведения (лорд Генри, художник Бэзил и Дориан Грей) выражают раВНОе отношение к жизни.

 

2. Работа над характеристикой образа лорда Генри.

- Что известно о лорде Генри? (Это английский аристократ, настоящий салонный апостол наслаждения и роскоши.)

- Критики неоднократно провозглашали лорда Генри двойником Уайльда. Согласны ли вы с таким мнением? (Так. Ведь лорд Генри является ярым сторонником эстетизма, красоты, он остроумен, его речь пересыпана сплошными парадоксами.)

- Согласны ли вы с такими словами Бэзила: «Ты любишь всех - тем-то равнодушен к каждому»? (Бэзил ошибался. Лорд Генри сам объяснил это: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей - только ласковых, врагов - только умных. Особенно не помешает осторожность, когда выбираешь врагов. Среди моих противников нет ни одного придурка. Все они люди развитого интеллекта и поэтому умеют по достоинству ценить меня». Лорд Генри - тонкий психолог и очень хорошо разбирается в людях. Он сразу пленит их. Так произошло с Доріаном Греем.)

- Какие мысли лорда Генри посеяли сомнения в душе Дориана и привели к тому, что он готов был продать все ради молодости? (Лорд Генри сказал Доріанові о быстротечности времени и бренности красоты: «Красота - это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора, как отражение в водах той серебряной скорлупы, что мы называем луной. Красота - это вне всяких сомнений. Ей дано божественное право на верховенство. Она делает принцами тех, кто ее имеет. Да, мистер Грей, боги были щедры к вам. Но что они дают, то скоро и забирают. Перед вами лишь несколько лет жизни настоящего, огромного, раВНОобраВНОго! А когда ваша юность пройдет и красота вместе с ней,- тогда вы вдруг откроете, что для вас не осталось побед, или же вынуждены будете довольствоваться благими победами, что их память о прошлом сделает еще более горькими, чем поражения. Каждый месяц вы все ближе до того ужасного будущего. Время - ревнивый, он посягает на ваши розы и лилии. Ваше лицо станет желтоватым, щеки позападають, глаза потускнеют. Вы будете невероятно страдать. О! Розкошуйте время, пока юные!». Эти слова глубоко упали в душу Дориана и психологически подготовили его поступок.)

- Подумайте, можно сказать, что лорд Генри поставил опыт над Доріаном Греем? (Да, но самое страшное то, что юный Дориан согласился на этот опыт, даже не раздумывая над его последствиями.)

- Как по вашему мнению, почему лорд Генри выбрал именно Дориана? (Во-первых, потому, что тот был красивым. А во-вторых, когда он увидел портрет Дориана, то сказал: «Судя по портрету, твой таинственный юный друг, имени которого ты не хочешь назвать, имеет волшебную красоту, значит, он никогда не думает. Он - прекрасное бездумное существо, которое должно быть с нами всегда: и зимой, когда мы не имеем цветков, чтобы любоваться ими, и летом, когда мы нуждаемся-то, что остудило бы мозг». Итак, лорд Генри смотрел на Дориана как на красивую игрушку.)

- Охарактеризуйте основные черты характера лорда Генри.

 

3. Комментарий учителя.

Образ лорда Генри в романе является воплощением философии наслаждения. Это утонченный эстет, любит красоту и отмежевывается от уродливого, безобраВНОго в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему прочему, но и циничным. У лорда Генри холодная душа человека, которая не имеет идеалов. Пробуждая в Доріанові желание наслаждаться жизнью за любую цену, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

Эгоизм лорда Генри - это эгоизм эстета, который хоть и имеет представление о реальной жизни, но не обращает внимания на него. Даже самоубийство Сибіл лорд Генри в первую очередь оценивает не с этической, а с эстетической точки зрения. Именно такой трагедией, что вполне удовлетворил вкусы обоих эстетов, стала смерть юной актрисы. Способный ученик лорда Генри, Дориан только сначала поражен тем, что произошло. Пройдет совсем немного времени, и он будет чувствовать то же самое, что и его наставник: «А все же то, что произошло, не поразило меня так, как должно было поразить. В нем - вся жуткая красота греческой трагедии, трагедии, в которой я был один из главных героев, но которая не ранила моей души».

В чем причина такого поведения? Лорд Генри, а затем и его ученик Дориан Грей, заменили моральные чувства любованием красотой. Оба героя не хотят признать, что в реальном мире каждом поступке обязательно присуще определенное этическое значение. Вина за смерть Сибіл остается виной, убийство художника Бэзила Голуорда - убийством. При этом сам лорд Генри не делает ничего аморального, его цинизм - только слова, вне. Но эта вне - его сущность. Потому что больше всего лорда раздражает естественность. Можно сказать, что он выступает теоретиком, проповедником той философии, которой руководствуется в реальной жизни Дориан Грей.

 

4. Работа над характеристикой образа Бэзила Голуорда.

- Где состоялась первая встреча Бэзила с Доріаном? (На вечере у леди Брэндон.)

- Что способствовало их знакомству? (Довольно непонятное представление Дориана, которое вызвало у обоих смех.)

- Что для Бэзила значила дружба с Доріаном? («Понимаешь, Гарри, Дориан для меня просто возбудитель в творчестве. Ты, возможно, не увидишь в нем ничего. Я вижу в нем - все. Ведь как раз больше всего он присутствует в моих произведениях, когда я изображаю на холсте. Я же говорил тебе - его образ словно бы открывает передо мной новую манеру рисования. Его я нахожу в определенных изгибах линий, в очарования и нежности цветов. Вот и все».)

- Почему Бэзил не хотел знакомить лорда Генри с Доріаном? («Дориан Грей - мой самый дорогой друг. Твоя тетушка была совершенно правы - душа у него чистая и прекрасная. Не испорть его, Гарри. Не пытайся повлиять на него. Твой влияние имеет губительные последствия».)

- Оправдались ли опасения Бэзила? (Так, отношения с лордом Генри совершили на Дориана гораздо более сильное влияние, чем дружба с художником.)

- Почему Бэзил не хочет выставлять портрет Дориана в салоне? («...Я не собираюсь обнажать душу перед их активными глазами».)

- Охарактеризуйте образ Бэзила.

 

5. Комментарий учителя.

Художник Бэзил Голуорд - воплощение идеи служения искусству. Он творит красоту, для него нет ничего выше живопись. У Бэзила горячее, отзывчивое, доброе сердце, которое он вкладывает в каждое свое произведение. Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Бэзил Голуорд сначала не хочет выставлять его, потому что это означает открыть собственную душу, ее глубинные движения каждому, кто придет посмотреть новую работу. Бэзил увлекается своим шедевром настолько, что уже не отделяет от портрета живого человека, с которой оно написано. Он обожает Дориана, становится ему другом, чувствует, что стал намного лучше рисовать с того времени, как познакомился с этим юношей. В отличие от Генри и Дориана, для Голуорда этическое и эстетическое неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на длительное время, Голуорд приходит к Сильным, чтобы удержать его от желания поддаваться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который требует наслаждений раВНОго рода любой ценой. Голуорд не хочет верить туманным слухам относительно Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на создание лучшего полотна. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым.

 

6. Слово учителя.

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» можно считать образцом интеллектуального романа конца XIX века.

 

7. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Интеллектуальный роман (лат. иntеllэсtus - ум, познания, иntеllэсtualis - умственный, здравомыслящий) - проза, в которой ощутимо преобладают интеллектуально - рациональные элементы обраВНОго мышления художника над эмоционально-чувственными.

В произведении это проявляется в склонности персонажей, рассказчика, лирического героя к умственным рефлексии, самоанализа, в которых доминирует абстрактное мышление; в нарушении и художественном воплощении важных проблем, в раскрытии интеллектуального драматизма мыслителей; склонности писателей в определенных жанров (философский роман, драма идей, медитативная лирика и т.д.).

 

8. Проблемные задачи.

- Найдите в произведении «Портрет Дориана Грея» черты интеллектуального романа.

- Докажите, что в романе О. Уайльда есть черты модернизма, в частности импрессионизма.

 

9. Комментарий учителя.

В этом произведении воплощены самые дорогие для писателя мысли, что определяли образ и стиль его собственной жизни. В романе чувствуется мощная струя автобиографизма, и именно субъективность придает изображенному психологической достоверности.

«Портрет Дориана Грея» тяготеет к раскрытию сложных философских проблем в виде разговорных рефлексий героев и автора, показа противоборства идей эстетизма и гедонизма, решения проблемы соотношения искусства и жизни, морали и искусства, роли этического и эстетического в жизни. Для Уайльда, как известно, эти слова были почти антонимами. Противопоставление искусства и жизни, искусства и морали порождает ряд других противопоставлений, которыми переполнен роман. Все яркое, блестящее, прекрасное связано с искусством; все серое, обыденное - с жизнью.

«Портрет Дориана Грея» наиболее полно выражает эстетизм Уайльда. Поступки и высказывания героев романа подчинены тому, чтобы как можно ярче осветить мнения и взгляды автора.

Писатель обогатил мировую романической традиции не столько новыми проблемами, сколько необычными путями их решения.

Это произведение - идеальный пример парадоксальной (перевернутой) фабулы, нетрадиционной поэтики, которая является характерной для раннего модернизма. В произведении нарушается граница между действительным и фантастическим, объективным и субъективным, сознательным и подсознательным. В изображении автора мир чувств, впечатлений, наслаждений оказывается более значимым для формирования мировоззрения, чем объективные условия. Нередко читатель теряет ощущение того, где герой мыслит, а где грезит, погрузившись в причудливые мечты. Существование Дориана Грея превращается в своеобраВНОе вымышленное жизнь воображения, чудовищность которого доводят позорные поступки героя.

В центре романа предстает личность. Главной целью автора является исследование ее психологии. О. Уайльд использует в произведении импрессионистический стиль, фиксируя, на первый взгляд, незаметные движения человеческого сердца.

При обрисовке жизни Дориана становится важным все то, что герой услышал, увидел, почувствовал.

В романе есть определенная символика, связанная с портретом. Именно портрет становится символом человеческой души, которая сделалась слишком уродливой. Через изменения на портрете автор изображает нравственную деградацию главного героя.

Важную роль для понимания символики портрета играет семейная портретная галерея. Рассматривая ее, Дориан почувствовал, что несет в себе «непостижимые наследства мыслей и страстей» своих предков, что его плоть заражена их ужасающими болезнями. Своих последних добавило красок к портрету искусство, которое естетизує человеческие пороки, отравляя поездом до необычных впечатлений. Это чувствует сам Дориан: «Они все близкие ему - те странные и ужасные фигуры, прошедших мировой сценой и сделали грех таким прекрасным, а зло наполнили такой утонченной прелести. Казалось, их жизнь каким-то таинственным образом переплелись с его собственным». Итак, портрет становится символом грехопадения не только главного героя романа. Автор им прессионистическими средствами создает обобщенный символ - портрет человеческого греха.

Как известно, ранний модернизм тесно связан с романтизмом. В романе ощутимы романтические традиции, но в парадоксальной интерпретации. Это касается, в частности, поисков героями новых идеалов, что противопоставленные реальной действительности. Дориан находит свой идеал в наслаждении, Бэзил - в созидании прекрасного, лорд Генри - в свободном волеизъявлении, Сибіл Уэйн - в любви. Все они мечтают о другой мир. Но если у романтиков идеал является прекрасным, то в романе О. Уайльда он довольно неопределенный. Личность в его произведении предстает в сложном переплетении противоречий, разрешить которые не в состоянии даже сама жизнь.

В романе много переживаний, мыслей, идей, которые должны вызвать у читателей собственные ассоциации, размышления, настроения. Все это создает эффект постоянного течения «сознании как она есть», что, по мнению автора, «должна захватить внимание читателя».

 

10. Информация для любознательных.

Роман «Портрет Дориана Грея» имеет многочисленные параллели с произведениями мировой литературы. В частности, фантастический сюжет, когда герой с помощью темных сил получает долголетие, молодость, славу, является достаточно распространенным в литературе. Подобные сюжеты и ситуации встречаются в произведениях И. В. Гете, Э. По, Э. Т. А. Гофмана, Г. Стивенсона и др. Появление образа Дориана Грея предшествовал роман английского классика Чарлза Метюріна «Мелмот Скиталец» (1820), его Уайльд знал и из литературы, и из семейных преданий (автор романа был дядей его матери). Немецкий литератор А. Шаміссо в повести-сказке «История Петера Шлеміля» (1814) описал, как герой ради успеха продал дьяволу свою тень.

В романе «Портрет Дориана Грея» упоминается произведение Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884). Именно с помощью этой книги лорд Генри «отравил» душу Дориана. Герой романа Ж.-К. Гюисманса, молодой аристократ Дез-Ессент, устроил себе жизнь «наоборот» общепринятым нормам, отгородившись от всего мира. Его купание в утонченных ароматах, увлеченность экзотическими растениями напоминает жизнь не только Дориана Грея, но и самого Уайльда. Герои обоих романов писателей исповедуют импрессионистический принцип «все - в поражении». Вопреки миру главные герои создают новый мир красоты, которая выше морали, именно поэтому они и живут по принципу «все позволено». Ради своих оригинальных впечатлений герои готовы на все, даже на убийство.

Исследователи указывали на сходство романа А. Уайльда с произведением О. де Бальзака «Шагреневая кожа». Уайльд же отметил: «Сочиняя, я совсем не думал о Бальзаке. Конечно, сходство это вещь неприятная, но ничем не поможешь. Не буду я переделывать своего романа за то, что какой-то недійшлий самоубийца отравлял себе жизнь куском ослиной кожи. Надо совсем не иметь воображения, чтобы не почувствовать, насколько живее, тоньше, ярче и правдивую мой роман».

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

«Эссе о декоративное искусство»

1. Творческое задание.

- Как известно, роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» с самого начала воспринимался неодностайно. Подумайте, как с этим образом соотносится афоризм из предисловия: «Споры по поводу произведения искусства свидетельствуют, что это произведение новый, сложный и жизнеспособен».

 

2. Обобщающее слово учителя.

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», безусловно, вызывает много споров. Сам автор в одном из писем писал о нем так: «Мою историю можно назвать эссе о декоративное искусство. Она, если хотите, выделяет яд, но вы не можете отрицать, что она совершенна, а именно совершенство и есть для нас, художников, конечной целью».

Несмотря на все споры относительно творчества художника, произведения Уайльда и в наши дни привлекают новых читателей. Английский писатель Чарлз Морган, отвечая на вопрос относительно причин популярности произведений А. Уайльда, сказал: «Каждое новое поколение зачарованный красотой и магией языка Уайльда, его удивительным умением наполнить мелодикой каждую фразу». С этим трудно не согласиться. Возможно, вот в чем секрет популярности английского художника.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к контрольной работе «Творчество А. Уайльда. Роман “Портрет Дориана Грея”».