I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 29
Тема. Защита проекта «У природы нет плохой погоды...» по мотивам произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель: развивать у учащихся творческие способности, инициативность и способность работать в команде; исследовательский познавательный интерес; умение самостоятельно находить информацию; ориентироваться в ней и использовать ее, представлять в виде оформленного результата деятельности.
Оборудование: оформлены папки, видео-презентации, стенгазеты, фотографии, элементы костюмов и декорации, призы, символы для голосування. теория литературы: разные литературные роды и жанры, художественные образы.
Тип урока: нестандартный урок, литературный праздник; по традиционной методике может в определенной степени быть похожим на беседу с внеклассного дополнительного чтения.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока, мотивация учебной деятельности школьников
- Сегодня у нас необычный урок. Вы будете защищать проект, над которым группы работали в течение последних двух недель. То, что человек неотделим от природы, вы уже поняли давно. Поэтому и в устном народном творчестве, и в литературе природа - один из главных героев, который помогает людям, поддерживает или, наоборот, угрожает, наказывает в зависимости от их поведения и отношения. Каждый человек ценит свой родной край, и его пейзажи, независимо от того, это пустыня, тайга, степь, горы или равнины... В одной популярной песне есть такие строки «У природы нет плохой погоды...» Именно так звучит тема нашего проекта. Группы должны были исследовать, как освещается выбранная ими пора года в фольклоре, в литературе, в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», в других видах искусства - живописи, музыке, фотоискусстве; представители групп пробовали и свои творческие способности: сочиняли стихи, сказки, рассказы, рисовали иллюстрации, фотографировали, искали информацию в сети Интернет, готовили видео-презентации.
II. Защита проектов
Порядок защиты - по жребию.
1. Задание общее для всех команд
За 2-3 минуты придумать название команды, эмблему и девиз (афоризм, ключевое слово, пословицы, которые бы освещали тему и идею работы).
2. Презентация проектов
Ориентировочное содержание проекта
• Описание времени года в научном стиле (из учебника, из энциклопедии);
• народные приметы, пословицы, поговорки;
• стихи поэтов разных народов, короткие рассказы;
• собственное творчество;
• символика образов (зима - холод, старость; весна - обновление, возрождение, юность и т.п.);
• просмотр иллюстраций (сделанных художниками и учениками);
• прослушивание аудио-записей с комментированием;
• просмотр видеоматериалов;
• инсценировка (месяца из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»).
Задание для всех групп. Сделать выводы из услышанного и увиденного. (Природа прекрасна во все времена года, во всех ее проявлениях; человек неотделим от природы, тесно с ней связана. Природа часто описывается в литературе, в фольклоре, а иногда даже является действующим лицом, как в сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»; к природе надо относиться бережно, с уважением, как это делала Падчерица.)
3. Конкурс костюмов «Мисс Природа», «Мистер Природа»
4. Определение наилучшей защиты проекта с помощью символов (заготавливаются снежинки, цветочки, ягодки, листочки по количеству учащихся)
Каждый ученик подходит к столу и бросает в ящик (вазу) соответствующий символ.
III. Рефлексия
Оценки и самооценки сделанного: что удалось, над чем надо еще поработать; кто почувствовал удовольствие от работы, а кто - нет, почему; кто заметил в себе задатки лидера, организатора; кому трудно делать выбор, выступать перед аудиторией.
IV. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию.