ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 30

Тема. О. Уайльд. Роман «Портрет Дориана Грея». Жизненный и творческий путь письуз. Уайльд - писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, імпресіоністичність стиля

 

Цель: ознакомить учащихся с материалом о жизненный и творческий путь известного английского писателя А. Уайльда, выяснить особенности его эстетической позиции; добиться усвоения понятий «эстетизм», «парадокс»; углублять навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, конспектирование; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: учебник; портрет А. Уайльда; текст романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея» в переводе Г-н Доценко (или другом на выбор учителя и учащихся); словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

Художник - это тот, кто создает прекрасное.

О. Уайльд

 

Поэта делает живое ощущение действительности и способность ее выразить.

И. В. Гете, немецкий поэт

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Оскар Уайльд - одна из наиболее выдающихся фигур европейского декаданса. Идеи и настроения своего времени он эпатажно воспроизвел на примере собственной жизни. Это одна из наиболее парадоксальных личностей в истории человечества. О. Уайльда называли «королем жизни», «принца Парадокса», «Шехерезадою салонов», «блестящим Оскаром» за его невероятную остроумие, неистощимую выдумку и умение очаровывать людей.

Творчество А. Уайльда тесно связана со многими явлениями не только английского, но и всей западноевропейской литературы. Писатель сам подчеркивал эту связь, вспоминая ряд близких ему имен, среди которых следует назвать Е. По, Ш. Бодлера, Т. Готье, Дж. Рескіна, В. Пейтера.

Уайльд пытался противостоять всему официоВНОму, все обыденное его раздражало, все отвратительное - отталкивало. Единственное, что спасало от серой обыденности - Искусство (писатель всегда писал это слово с большой буквы). Искусство для него было храмом Красоты, где всегда много радости и где можно забыться от ужасов мира.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь О. Уайльда

Оскар Фингал-Флаерті-Уилса Уайльд родился 16 октября 1854 года в столице Ирландии - Дублине, городе, который подарил миру плеяду выдающихся писателей (среди них - Дж. Свифт, Г. Б. Шеридан, Дж. Б. Шоу, Дж. Джойс и др.).

Отцом будущего писателя был один из самых известных врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог Уильям Роберт Уайльд. Он отличался высокой эрудицией, интересовался археологией и ирландским фольклором. Мать, Джейн Франческа Уайльд, известная ирландская светская дама, весьма экстравагантная женщина, поэтесса, которая писала патриотические стихи под псевдонимом «Сперанца» (в переводе с итальянского - Надежда). Она знала древнегреческий язык и открыла перед сыном красоту произведений Эсхила, Софокла, Эврипида. От отца Оскар унаследовал трудолюбие и любознательность, от матери - мечтательность, экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать необыкновенные истории. Большое влияние на формирование будущего писателя имела и атмосфера литературного салона матери.

В одиннадцать лет мальчика отдали в знаменитой Портора-скул - строгой, фундаментальной, по-настоящему английской школы. Ни успеваемостью, ни прилежанием он не отличался, поскольку трудно выдерживал строгий режим, но быстро научился самостоятельности и умения приспосабливаться к обстоятельствам, чем сразу выделился среди учеников,- со вкусом одевался, был безупречный и опрятный в быту, сдержанный и рассудительный в словах и поступках. Следующим этапом его образования стал колледж Тринити в Дублине - интернат с не менее строгим правилам, чем в Портора-скул. Далее - Оксфорд, который с тех времен больше напоминал аристократический клуб молодежи, чем учебное заведение. Оскар стал членом элитарного клуба знатоков искусства, центром которого был преподаватель университета Джон Рескин, известный английский литератор.

Каникулы Оскар Уайльд проводил в Италии или Греции. Античные статуи, архитектура, фрески и мозаики Рима, Венеции, Милана вдохновляли молодого человека на творчество. Сначала это были стихи, в которых чувствовались древнегреческие мотивы, затем - баллады, сонеты. За поэму «Равенна» Уайльд получил золотую награду Оксфордского университета. Это было первое большое достижение будущего писателя.

в 1878 году Оскар закончил университет и переехал в Лондон, где и начал самостоятельную жизнь. Молодой мужчина сосредоточился на том, чтобы привлечь к себе внимание. Он часами проводил перед зеркалом, изучал свое лицо, движения, жесты. И вскоре у Оскара появился новый имидж: длинные волосы, одежда в стиле эпохи Возрождения (короткие штаны, бархатная курточка, невероятных размеров галстук, причудливый берет, яркие средневековые чулки), а в руке цветок лилии или подсолнечника. Его вид шокировал современников, но именно на такую реакцию Оскар и рассчитывал.

Первый поэтический сборник Уайльда «Стихотворения» вышла в 1881 году и получила положительные отзывы критики. В чрезвычайно живописных стихах молодого автора чувствовалась близость к творческой манеры французских символистов и импрессионистов. Но в дальнейшем он отказался от поэзии. Хотя именно стихи и принесли Уайльдові славу. О нем узнали во Франции (во время пребывания в этой стране Уайльд познакомился с Е. Золя, П. Верленом, С. Малларме, уже очень постаревшим В. Гюго). Писателя пригласили с лекциями в Америку, которые он читал в течение 1882-1883 гг., пропагандируя эстетизм - новую философскую и литературную течение. Уайльд во всем остается оригинальным. Например, проходя таможенну процедуру проверки, на вопрос есть ли у него то, что должно быть задекларированным, он ответил: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности».

Из Америки Уайльд возвращается в Ирландию, где тоже читает лекции в Дублинском университете. Именно здесь, в Дублине, он познакомился с Констанцией Ллойд, которая стала его женой. Скромная серьезная девушка, дочь адвоката, увидела в Уайльді сказочного принца и влюбилась в него без памяти. Первые годы семейной жизни были счастливыми: Оскар нежно и преданно любил свою жену. У супругов родилось двое сыновей - Сирил и Вивьен. Именно для них Уайльд сочиняет сказки. Позже он записал их и издал два сборника сказок - «Счастливый принц и другие сказки» (1888), «Гранатовый домик» (1891).

В 80-х годах произошло становление Уайльда как журналиста, критика, эссеиста, прозаика, драматурга, мастера устной беседы. Свои эстетические вкусы писатель удовлетворил, редактируя журнал «Мир женщины». Деятельность Уайльда-журналиста высоко ценил Б. Шоу.

в 1887 году вышел ряд произведений писателя, среди которых были рассказы «Преступление лорда Артура Сэвила», «Образцовый миллионер», «Кентервильское привидение», эссе «Душа при социализме». Эти произведения стали воплощением уайльдовской теории эстетизма в творчестве.

в 1890 году выходит единственный роман, который принес Уайльду успех,- «Портрет Дориана Грея».

В 90-х годах из-под пера О. Уайльда вышли драматургические произведения «Саломея» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1899) и др. Сценический успех этих пьес принес автору не только славу, но и деньги. Наконец он мог удовлетворить свой взыскательный вкус, воплотить в жизнь любовь ценных вещей. Уайльд почти перестал писать и полностью отдался светской жизни. Его называли «королем жизни» или «Принцем Парадоксов». Он даже внешне стал другим: юношеский костюм изменили сюртуки, рединготы, цилиндры; теперь этот франт выбирал драгоценности в зависимости от времени года, погоды, настроения. Неизменной оставалась только свежая цветок в петлице, но уже не подсолнух или лилия, а орхидея или гвоздика.

К Уайльда по-раВНОму относились все, кто его знал. Настроения публики оказались довольно изменчивыми. Сначала цензура запретила пьесу «Саломея», обвинив автора в безнравственности. А потом над писателем начался судебный процесс. Он подал иск в суд на лорда Куинсберри, который письменно оскорбил его, обвинив в совращении своего сына Альфреда Дугласа. Но вследствие коварной игры лорда на скамье подсудимых оказался сам В. Уайльд. Процесс получил огласку. Нашлось много свидетелей аморального поведения Уайльда, и они выступили в суде. Сам подсудимый не произнес ни слова в свою защиту. Друзья даже предлагали ему бежать из Англии, но он отказался. 25 мая 1895 года Уайльда приговорили к двум годам заключения, стали годами адских мучений для души и тела писателя.

Даже освободившись из тюрьмы, Уайльд уже не мог вернуться к прежней жизни. Жена подала на развод, друзья отвернулись от него. В этот период выходят новые произведения художника - «Баллада Редінгської тюрьмы» (1898) и «Тюремная исповедь» (письмо из тюрьмы до Альфреда Дугласа опубликован в 1905 году, после смерти автора). Кроме того, книги писателя изымались из библиотек, журналы не печатали его произведений. Через некоторое время Уайльд покинул Англию. Впереди были три года долгих блужданий Европой, пока писатель не нашел убежище во Франции. Уайльд даже изменил свое имя на Себастьян Мельмот. Как известно, фамилия Мельмот было взято из готического романа известного английского писателя XVIII века Чарлза Метюріна, двоюродного деда Уайльда,- «Мельмот Скиталец».

Там, на чужбине, в Париже, О. Уайльд умер 30 ноября 1900 года от острого менингита, одинокий, в каком-то второстепенном отеле. Незадолго до смерти он сказал: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Его похоронили на кладбище Баньо в Париже.

Примерно через 10 лет Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На могиле художника был установлен памятник в виде крылатого каменного сфинкса.

В конце 2007 года после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскара Уайльда был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошел даже таких знаменитых людей Англии, как Шекспир и В. Черчилль.

 

3. Слово учителя.

В истории мировой литературы О. Уайльд вошел как представитель эстетизма - своеобраВНОго философско-эстетического направления, возникшего в конце XIX века.

 

4. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Эстетизм - 1) общее название литературно-художественных течений, авторы которых в своих манифестах и произведениях на первое место выдвигают эстетические программы и эстетические особенности искусства («парнасці», символисты, неоклассики и др.); 2) философская теория, отстаивающая приоритет искусства, его имманентную (внутреннюю) сущность, художественную автономность, вечную красоту и силу.

 

5. Лекция учителя.

(В процессе лекции учащиеся составляют конспект или тезисы.)

Эстетические взгляды О. Уайльда

Главным для сторонников эстетизма был культ красоты.

Как известно, первыми, кто провозгласил искусство и красоту явлениями самоцінними, стали французские романтики и символисты. Увлечение античностью, критическое отношение к общепринятым истинам, обожание прекрасного во всех его проявлениях - все это объединяло французских представителей «чистого искусства» с английскими эстетами.

По мнению литературоведов, истоки эстетизма берут начало в «Прерафаелітському братстве», которое за свой идеал выбрало культуру Средневековья. Уайльд некоторое время посещал собрания общества, общался с Д. Россетти, Ч.-А. Суїнберном, которые мечтали открыть новое видение красоты, что трансформировало бы устоявшиеся вкусы старой Англии.

Большое влияние на эстетические взгляды писателя имели его оксфордские наставники - Дж. Рескин и У. Пейтер. Именно от них и пришло обожествление красоты в искусстве и жизни и новое епікурейство - уход от проблем бытия в мир собственных утонченных чувств.

Теорию эстетики А. Уайльд изложил в книге «Замыслы» (1891), в частности трактате «Упадок искусства лжи», построенном в форме диалога Сирила и Вів'єна. Единственный пункт, в котором сходились оба собеседника,- критическое отношение к современному писателю состояния искусства. Сирил защищает традиционный реалистический взгляд на искусство как зеркало жизни. Сторонник радикальных взглядов Вивьен (в его словах чувствуются взгляд самого Уайльда) утверждает, что «жизнь держит зеркало перед Искусством», то есть жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство жизни. В предложенной формуле искусства, что смотрит в зеркало, которое держит жизнь, отразились основные положения эстетизма Уайльда:

- величие и вечность искусства;

- самодостаточность;

- искусство выше за истину и мораль;

- восхищения прекрасным;

- эстетическая внимание к чувств, впечатлений человека;

- изображение красоты во всех ее проявлениях;

- провозглашение наслаждения как высшего смысла существования (гедонизм).

Широко известные парадоксы О. Уайльда, за которые его называли «Принц Парадокс». Парадоксальность художника можно считать проявлением гедонизма - наслаждением от острой игры мыслей.

 

6. Работа с толковым словарем.

Парадокс (греч. ????????? - необычный, невероятный, странный, от. ???? - рядом, возле, по сравнению с и???? - мнение, взгляд) - 1) внешне истинное утверждение или ряд утверждений, которое приводит к противоречию или игнорирует интуицию; 2) формально-логическое противоречие, которое заключается в том, что в процессе доказывания создаются условия для одновременного доказательства истинности и ложности некоторого высказывания, причем доказательство истинности этого высказывания непременно ведет к признанию его ложности и наоборот; 3) неожиданное явление, не соответствующее обычным научным представлениям; 4) мнение, что поразительно расходится с устоявшимися взглядами, вроде бы противоречит здравому смыслу, хотя на самом деле может и не быть ложной.

Парадокс используется как художественный прием.

Парадоксальность присуща многим произведениям искусства различных жанров. За свою необычность парадоксальные высказывания, названия, содержание произведений привлекают внимание. Это применяется в разговорном жанре, театральном искусстве, живописові и фольклоре. Хорошие ораторы используют этот прием в своих выступлениях для поддержания внимания слушателей.

Парадоксальными есть много высказываний известных мыслителей и писателей, например, афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда, Станислава Ежи Лєца.

 

7. Продолжение лекции учителя.

Во всех своих литературных произведениях, как и в жизни, О. Уайльд широко использовал парадокс, который был для писателя и литературным приемом, и способом мышления. Уайльд поддерживал своих литературных предшественников, деятелям эпохи Возрождения, которые остро поставили проблему соотношения правды и красноречия, осознав, что игра словом может быть опасной, она способна уводить от истины, а не вести к ней. Парадоксальными в Уайльда становятся не только отдельные высказывания и ситуации.

Отметим, что парадоксы О. Уайльда не всегда раскрывают его отношение к проблеме. Сам писатель говорил, что «парадоксы всегда безопасны». В некоторой степени, он был прав, поскольку балансирование художника на грани серьеВНОго и смешного привыкли рассматривать как творческое и жизненное кредо.

Важное положение эстетики художника - соотношение искусства и морали. В этом вопросе Уайльд занял своеобразную позицию. Распространяя тезис о самодостаточности искусства, он отрицал влияние морально-этических законов общества на художника и его произведения. В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» писатель отметил: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные. Вот и все», «Художник не имеет этических предпочтений». Как видим, высказывания совершенно разные, что и дало возможность обвинить Уайльда в безнравственности. Не следует думать, что писатель отвергал мораль вообще, ему не нравилось банальное понимание моральных принципов.

 

8. Информация для любознательных.

30 ноября 2000 года к 100-летию со дня смерти А. Уайльда в Лондоне был открыт памятник писателю.

В эти же дни в Британской библиотеке Лондона состоялась выставка, материалы которой ярко освещают жизнь В. Уайльда и его время. Среди экспонатов - многочисленные письма, рукописи, фотографии, первые издания книг и много других ценных вещей. В организацию выставки большой вклад сделал внук писателя Мерлин Холланд, который до этой даты издал «Полное собрание писем Оскара Уайльда».

Особенно трогательным был один экспонат. Это конверт, в который Оскар в 13 лет положил прядь своей младшей сестры, которая умерла в 10 лет. Этот конверт нашли среди его личных вещей. Тридцать три года он возил его с собой: в Америку, при переездах после бракосочетания, держал при себе в тюрьме, в изгнании. Этот конверт был с Оскаром Уайльдом и в день его смерти. Недаром его внук, Мерлин Холланд, часто повторял: «Оскар, несмотря на все свои недостатки, был удивительным феноменом».

 

9. Работа с эпиграфами.

- Выразительно прочитайте высказывания, служат эпиграфами к уроку.

- Как вы понимаете слова А. Уайльда? (В них чувствуется влияние эстетической теории: художник должен создавать прекрасное и нести его своим читателям.)

- Подумайте, как слова немецкого поэта И. В. Гете соотносятся с творчеством А. Уайльда? (Художник должен найти прекрасное в действительности и отразить его в своих произведениях.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Итоговая беседа.

- Представителем какого литературного периода был А. Уайльд? (Ранньомодерністської суток.)

- Знакомы ли вам сказки О. Уайльда? Поделитесь своими впечатлениями о них.

- Дайте определение понятия «эстетизм как философско-эстетическое направление».

- Вспомните, кто к Уайльда пропагандировал эстетизм в искусстве? (Члены группы «Парнас», представители «чистого искусства».)

- В чем заключалась сущность эстетических взглядов О. Уайльда?

- В каком произведении А. Уайльд изложил свою теорию эстетики?

- Что такое парадокс?

- Чего не признавал А. Уайльд в жизни и искусстве? (Банальности.)

 

2. Творческое задание.

- Найдите в тексте романа «Портрет Дориана Грея» примеры парадоксов, попробуйте дать толкование этих выражений.

(«Красота, настоящая Красота кончается там, где начинается одухотворенность. Интеллект - уже сам собой нечто диспропорциональное»; «Единственное, чем брак задаривает - это обман, без которого не обходятся ни мужчина, ни женщина»; «Совесть и трусость - собственно одно и то же. Совесть - это лишь фасад трусости»; «Потому что ничто не лечит так души, как ощущение, и ничто не лечит так ощущений, как душа»; «Подлинная тайна жизни - это видимое, а не невидимое»; «Мужчины женятся усталости, женщины из любопытства: те и те находят разочарование» и т.д.)

 

3. Проверка конспектов.

(Учитель проверяет 3-4 ученические тетради.)

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект; перечитать роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об истории создания романа.