I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 28
Тема. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Подхалимство подчиненных и неограниченная власть - главные причины искажения характера принцессы
Цель: углубить знания учащихся о анализ драматического произведения и образов-персонажей; развивать логическое мышление, творческое воображение; способствовать становлению гуманных отношений между людьми, воспитывать самокритичность, стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: портрет писателя, разные издания пьесы-сказки, иллюстрации к ним, аудио - и видеоматериалы.
Теория литературы: драматическое произведение, диалоги, монологи, реплики, образ (герой, персонаж, действующее лицо).
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Вот и подходит к концу наше волшебное путешествие по страницам пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Нам понравились братья - месяцы - такие разные, но и одинаковые, потому что каждый занимается своим делом, тщательно выполняет свои обязанности, проявляет сочувствие к добрым людям. Падчерица за свою доброту, трудолюбие и вежливость заслуженно получила награду, а Баба с Дочерью были наказаны. И остался еще один главный персонаж, который заслуживает внимания. Это - Принцесса. Мы уже знакомы с фантастической Снежной королевой - холодной, бездушной, жестокой. Принцесса из сказки Маршака - реальная, ее характер во время событий меняется. Почему и как это происходит и о многих других проблемах мы и будем рассуждать на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование учебных умений и навыков, использование полученных знаний
1. Составление сравнительной таблицы-характеристики Падчерицы и Бабы с Дочерью
Падчерица |
Баба и ее Дочь |
Добрая, приветливая, вежливая, веселая, трудолюбивая, заботливая, хорошо относится к природе, ко всему живому. «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!» |
Злые, жадные, бессердечные, бранные, нечестные, эгоистичные, глупые |
2. Проблемный вопрос
• Кто, по вашему мнению, имеет больше негативного в себе - Баба или ее Дочь? (Баба переживает за свою дочь, заботится о ней. Дочь же готова отправить ради своей пользы мать в лес, на гибель, она совсем не уважает родных, старших.)
• Что похожего и что отличного между падчерицей из сказки «Госпожа Метелица», Золушкой из одноименной сказки Ш. Перро и Падчерицей из «Двенадцати месяцев»? (Все девушки - сироты, бедные, страдают от мачех и их детей; трудолюбивые, добрые, вежливые. Падчериц из «Госпожи Метелицы» и «Двенадцати месяцев» заставляют выполнить сложное и опасное для жизни задание, которое может привести к гибели; Золушку же всего лишь не берут на бал.)
3. Коллективная характеристика Принцессы с приведением примеров, обоснованием
4. Проблемные вопросы и ситуации
• Все названные черты характера Принцессе - со знаком минус. А есть ли у нее что-то положительное? (Ум, способность меняться к лучшему, здравый смысл, впоследствии - презрение к подхалимов)
• Что сделало Принцессу именно такой? (Неограниченная власть, недостаток опыта, отсутствие настоящих наставников)
- Титул короля, королевы - это не только богатство, слава, выполнение всех пожеланий. Это - множество обязанностей, ограничений, условностей. Очень часто коронованная особа не имеет права даже выбрать себе пару по душе. Во многом ей приходится руководствоваться государственными интересами, а не чувствами. Поэтому многие королей, королев, принцев и принцесс считали себя несчастными (и были ими на самом деле).
Продолжите предложения
• Если бы принцем (принцессой) был (была) я...
• Кто из героев сказки говорил правду Принцессе (или пытался)? (Солдат, Январь, Февраль, позднее Профессор)
• Что Профессор попросил у Января и почему? Как это его характеризует? (Профессор пытался научить Принцессу, но не мог противостоять ее лени и капризам, потому что это угрожало его жизни. Ему приходилось соглашаться даже с ерундой - 32 декабря и под. В конце концов, это ему надоело, и он «взбунтовался» - отказался соглашаться с глупостями, как этого требовала Принцесса. Профессор попросил у Января, чтобы все стало на свои места, все делалось по правилам.)
• Как автор относится к своим героям? (Падчерицу любит, сочувствует ей; Бабу, Дочь и Принцессу осуждает; смеется над підлабузницьким окружением Принцессы; любуется природой во всех ее проявлениях.)
5. Устное произведение
Краткий пересказ сказки (или эпизода) от имени одного из героев (желательно второстепенных, будто посторонних, по принципу - со стороны виднее).
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Попробуйте в переводе сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» (перевод с рус. Н. Забилы) найти существенную ошибку (за ответ - 12 баллов). (В оригинале - подснежники, белые цветы (да и на рисунке), а в переводе упоминаются подснежники, синие цветы, которые вырастают позже, чем подснежники.)
V. Домашнее задание
Подготовиться в группах до защиты проекта «У природы нет плохой погоды».
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Передай микрофон»
Продолжите фразу.
• Самой убедительной на уроке был ответ...
• Самым интересным был рассказ...
• Я доволен (довольна) тем, что...
Методическая примечание-совет
Во время применения интерактивного приема «Микрофон» вопросы заранее пишутся на доске и те ученики, кто желают, отвечают на одно из них (можно и по вызову учителя). Интерактивный прием «Передай микрофон» - ученики передают микрофон друг другу (по выбору или каждому без исключения) после того, как выскажутся.