ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 1

Тема. Общая характеристика развития культуры и литературы XIX века. Реализм как направление в мировой литературе. Роль художественной литературы в культурной и общественной жизни XIX в.

 

Цель: ознакомить учащихся с особенностями развития культуры и литературы во второй половине XIX ст.; показать стилевое раВНОобразие этого периода; добиться усвоения понятия о социально-психологическую прозу; развивать навыки конспектирования, логического мышления, выразительного чтения, свяВНОй речи; воспитывать у школьников интерес к изучению классической культуры и литературы.

Оборудование: учебник (по выбору учителя); словарь литературоведческих терминов; выставка книг писателей XIX в., репродукций картин этого периода.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

- Вспомните и назовите литературные эпохи, которые вам известны. (Античность, Средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм.)

- Творчество каких писателей каждого периода вам запомнилась?

- Какой из этапов развития мировой литературы вам наиболее нравится?

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Лекция учителя.

(В течение лекции учащиеся конспектируют материал.)

XIX век - эпоха, вошедшая в золотой фонд мирового искусства. Как считают литературоведы, данный период является важным этапом в развитии европейской и американской литератур. По мнению известного украинского исследователя Д. Наливайко, история литературы XIX века начинается с последнего десятилетия XVIII, поскольку именно в это время завершилось формирование романтизма, ставшего одним из главных направлений литературы XIX века и одним из важных этапов развития мирового литературного процесса. Последние два десятилетия заканчивают эту литературную сутки. Ведь начинается переворот в эстетической сознании и художественном творчестве, который продолжается и в первые десятилетия следующего века, появляются новые принципы и структуры художественного мышления, новая система литературных направлений, стилей и жанров.

В социально-историческом плане литература XIX века в странах Западной Европы была литературой буржуаВНОго общества, периода его становления, расцвета и начала глубокого кризиса, который он пережил в следующем столетии. Его становление было бурным, сопровождалось политическими бурями (Великая французская революция, наполеоновские войны, Реставрация). Ответом на эти исторические события стало возникновение романтизма, выразивший возвышение, порожденное грандиозным общественным переворотом, так и глубокое разочарование его последствиями.

Литературовед Д. Наливайко считает, что «романтизм не был только литературным направлением, он был движением, который охватил различные сферы духовной культуры того времени, нередко проявляясь в них с такой же широтой и интенсивностью, как и в литературе. Романтизм складывался и развивался как целая духовная культура, многогранная и разветвленная, чем он напоминает другие великие эпохи в истории европейской культуры, такие как Высокое Средневековье, Ренессанс, барокко, Просвещение... Мощнейшее он проявился в литературе и музыке - здесь он имеет самые широкие временные и пространственные измерения.

Все это означает, что в основе романтизма - глубинный и мощное духовное движение, общие мировоззренческие структуры, принципы и модели мышления, которые распространялись на различные сферы духовно-практической деятельности человека».

Особой приметой XIX века является появление нового понимания сущности и функции искусства, нового видения человека, что обусловило создание обновленной художественной системы, новое понимание правды действительности и правды художественной. Именно эта тенденция перешла и в XX век.

Литература XIX века в каждой стране имела свои особенности, обусловленные многими факторами: социальными, национальными, культурно-историческими.

Кроме того, этот период характеризуется стилевым раВНОобразием: существуют различные направления, среди которых можно назвать романтизм, реализм, модернизм.

Стабилизация буржуаВНОго общества, его жизненная практика требовали других форм художественного мышления и выражения. Именно этим в литературе середины XIX века и был обусловлен переход от романтизма к реализму. Теперь в центре внимания - различные сферы буржуаВНОго социального быта, что порождает другой менталитет и требует другого, реалистического художественного выражения. Поэтому в европейских литературах XIX века наряду с романтизмом как художественной системе большое значение приобретает реализм. Следует напомнить, что некоторое время они развивались параллельно. Однако романтизм был доминирующим художественным направлением первой половины века, а реализм - второй.

 

2. Словарная работа.

Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) - литературно-художественное направление, которое заключается во всестороннем отражении взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование личности.

Модернизм (фр. modern - современный, новейший) - общее название новых литературно-художественных течений нереалистичного направления конца XIX - начала XX вв., что возникли как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.

 

3. Продолжение лекции учителя.

Своих классических форм реализм приобретает во Франции в 30-х годах XIX века, впоследствии завоевывает другие страны. Отметим, что термин «реализм» появился значительно позже, чем само явление. Впервые его применили малоизвестные французские писатели Ж. Шанфльорі и Л.-Е.-Е. Дюранти, которые выступили с утверждением принципов реализма в сборнике «Реализм» (1857) и одноименном журнале (18501857).

Теоретическое обоснование нового направления содержится в трудах Ф. Стендаля (трактат «Расин и Шекспир») и О. де Бальзака (предисловие к «Человеческой комедии»).

На формирование реалистичного мировоззрения оказали влияние философия позитивизма, развитие естественных и общественных (экономика, социология, психология) наук.

 

4. Словарная работа.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) - направление философии, в котором единственным источником знаний считают конкретные науки. Возник во Франции в 30-х годах XIX века. Его основоположником был французский философ и социолог О. Конт. Позитивисты не признавали абстрактных теоретических рассуждений, что, по их мнению, не дают истинной картины жизни. Своей философией они объявили конкретные науки, которые опираются на опыт человека.

 

5. Продолжение лекции учителя.

Литература становится средством познания себя и окружающего мира, приобретает идеологического значения. Одной из черт реализма есть тяготение к правдоподобности, что проявляется в изображении характеров, обстоятельств, малейших подробностей жизни. Важную роль играет мотивация поступков героя. Объективирован манера повествования производит впечатление саморазвития событий и характеров, невмешательство автора в их ход. Реалисты начинают подчеркивать социальную обусловленность общественных отношений, поэтому и исследуют связь человека и среды.

Реализму как художественному направлению соответствует и определенная система жанров. Ведущую роль в ней играли прозаические произведения (роман, повесть, физиологический очерк), хотя развивалась и поэзия.

В этот период появляется социально-психологическая проза, для которой характерным является «история человеческой души»: когда писатель исследует психологическую эволюцию героя, все драматические переходы его чувств в тесной связи с теми социальными условиями, в которых личности приходилось жить.

Выдающимися представителями социально-психологической прозы были Стендаль, Г. Флобер, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, В. Теккерей, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, В. Короленко, Т. Шевченко, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Б. Гринченко и много других художников.

 

6. Культурознавчий комментарий (изобразительное искусство). Сообщения подготовленных учеников.

Классицизм

В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. Как и в литературе, в художественной жизни Европы ведущей страной оставалась Франция.

В годы Великой французской революции и империи Наполеона расцвел талант выдающегося представителя классицизма Жака Луи Давида. В его творчестве античные традиции, рационализм, присущие классицизму, органично слились с политическими реалиями, что позволяет говорить о революционном характере творчества Давида. Как призыв к революционной борьбе против деспотизма французской общественностью была воспринята его картина на сюжет римской истории «Клятва Горациев» (1784). Лучшим произведением Давида считается картина «Смерть Марата» (1793), написанная под непосредственным впечатлением от события. Трагизм сюжета, простота и лаконизм композиции, сдержанность цвета и скульптурность - черты классицизма - делают это полотно настоящим памятником героям революции. В период правления Наполеона Давид написал несколько парадных портретов императора (тот назначил его «первым живописцем империи»). Умер художник в Бельгии, куда вынужден был эмигрировать после реставрации монархии Бурбонов.

Классицизм, который трансформировался в академизм, то есть направление, официально признан академиями искусств, просуществовал весь XIX ст., но остался на обочине магистральных путей развития изобразительного искусства.

 

Романтизм

Наиболее масштабной фигурой в живописи на рубеже XVIII-XIX вв. был испанский художник и гравер Франсиско Гойя, который вернул художественному искусству своей страны его былом величии. Первые крупные работы художника пропитаны любовью к жизни, в них преобладают светлые, веселые краски. Но в 1792 году Гойя тяжело заболел (он оглох и почти ослеп), что сказалось и на творчестве, сделало ее остро трагической. Гойей созданы потрясающие картины о героической борьбе испанского народа против французских оккупантов («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), серии офортов (гравюр на металле) «Капричос» («Фантазия, игра воображения»), «Діспаратес» («Безумие»), «Бедствия войны». Эти серии отмечены сложной обраВНОстью, богатым философским подтекстом и настоящим новаторским видением. Творчество Ф. Гойя имела огромное влияние как на формирование европейского романтизма, так и на становление реализма, с которыми и связаны главные достижения европейской живописи XIX в.

Самым значительным явлением романтизма оказался живопись Эжена Делакруа. В 1824 году он выставляет в Салоне (ежегодные выставки, устраиваемых академией искусства в Квадратном салоне Лувра, откуда и происходит название как самих выставок, так и официально признанного направления в искусстве - салонное искусство) свою картину «Резня на Хиосе», сюжетом которой послужил настоящий эпизод освободительной войны греческого народа против турецких поработителей, которые 1821 года убили на этом острове более 40 тысяч человек. Четкая гражданская позиция Делакруа, необыкновенная свежесть живописи и жизненность образов вызвали поляризацию мнений среди зрителей и знатоков - бурный восторг с одной стороны («Он - пламенный гений!») и волну негодования с другой («Это резня живописи»).

Наиболее известная картина Делакруа «Свобода на баррикадах» также написана на основе реального события и вызвала такие же споры. Конкретному эпизоду уличных боев революции 1830 года художник предоставил символического и поэтому вневременного звучания. Свободу на картине воплощает француженка держит трикольорове революционное знамя. Она порывисто повернулась к тем, кого зовет за собой на бой, и вся фигура ее - героический порыв. Вслед за ней гроВНОй волной движутся повстанцы: мастеру и буржуа, взрослые и дети - символы основных сил революции. Цвет, красочные пятна, их гармоничное единство становятся основой живописи, цветом же создается определенное настроение. Живописная система Е. Делакруа представляла новый шаг в развитии изобразительного искусства.

 

Реализм

Подъем реализма как художественного метода началось в графике. Большую роль сыграла здесь творчество Оноре Домье, чье искусство считается родственным с реализмом самого О. де Бальзака. Домье завоевал общественное признание беспощадной сатирой на короля-буржуа Луи-Филиппа и правящую буржуазную верхушку Франции. Его карикатуры печатались в периодических изданиях и распространялись отдельными оттисками. Когда литография (раВНОвидность гравюры) «Ґарґантюа» - карикатура на Луи-Филиппа, который заглатывает золото и «отдает» зато ордена и чины,- была выставлена в витрине, возле нее собирались толпы народа. За нее художник получил приговор: 6 месяцев тюрьмы и крупный штраф. 1834 года А. Домье создал свои лучшие литографии: «Законодательное чрево», «Все мы люди, обнимемся!», «Этого можно отпустить на свободу». В них он дал коллективный портрет палаты депутатов, разоблачил бездарность, жадность и жестокость с лицемерием власти богатых. Он же создал изображение кровавой расправы власти с рабочими - «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», которое было пронизано глубоким трагизмом. Запрет в 1835 году политической карикатуры заставила Домье ограничиться бытовой сатирой.

Позиции реализма в живописи середины века укрепил Гюстав Курбе. Вокруг его творчества и теоретических работ развернулись бурные споры. Так были восприняты и «Каменщики», и «Похороны в Орнані». На первой картине фигуры старого и молодого рабочего, вся цветовая гамма полотна создают впечатление унылого, безрадостного жизни, заполненного однообраВНОй, утомительной работой. На другой - изображено «общество» небольшого провинциального городка Орнан, родины художника, во время захоронения на местном кладбище. Контраст торжества траурной церемонии и ничтожности человеческих страстей даже перед лицом смерти вызвал и у критики, и у публики бурю протестов, что сделало Курбе «презренным»: 1875 года его картины не были приняты на Всемирную выставку. Тогда художник рядом с выставкой на свои собственные средства построил скромное помещение, назвав его «Павильон реализма», и разместил там 40 работ, в том числе программную картину «Мастерская художника». В каталоге к выставке Курбе дал такое обоснование принципов реализма в искусстве: «Быть способным выразить обычаи, идеи, лица епохи. быть не только художником, но и человеком, одним словом, создавать живое искусство - вот моя задача». Он стал членом Парижской коммуны, а после ее разгрома был вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Жанр тематической картины, написанной на современном материале, становится основным для художников-реалистов, развиваются также пейзаж и портрет.

Во второй половине XIX в. центр реалистического направления в изобразительном искусстве переместился из Франции в Россию. Огромный вклад в реализм сделали русские «передвижники» - участники демократического объединения «Товарищества передвижных художественных выставок», созданного в 1871 году, И. М. Крамской, И. Есть. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи. Они обогатили реалистическое изобразительное искусство психологизмом, мастерством социального обобщения и поэтизацией родной природы.

 

Импрессионизм

В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от фр. impressionnisme, impression - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, которое равняется целым живописным эпохам, хотя само движение длился всего 12 лет и охватил только 8 выставок.

Точкой отсчета послужила творчество Эдуарда Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» стали событием и повлияли на становление будущих импрессионистов, но сам художник официально к движению не примкнул. За год до смерти в 1882 году он написал одну из наиболее совершенных своих картин - «Бар в Фоли - Бержер».

Как ансамбль художников, которые защищают общие цели в искусстве, импрессионизм заявил о себе 1874 года, когда группа молодых художников устроила выставку своих картин в одном из парижских фотоателье. Группа включала в себя

Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсаро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Берту Моризо. Представлен на выставке пейзаж Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» и дал название творчестве этих художников.

Импрессионисты предложили новое видение мира, новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира (в этом чувствуется влияние нового тогда технического достижения - фотографии). Появилась свежесть и непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, его пейзажей, вида, быта и отдыха его жителей. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе - на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха.

Импрессионисты ввели и новую живописную технику, отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками (при восприятии, оптически смешиваясь, они давали нужный тон для зрителя).

 

Постимпрессионизм

Живописное завоевания импрессионистов стало основой творчества и был поднят на новую высоту постімпресіоністами - так условно называют художников, расцвет творчества которых наступил после и на основе достижений импрессионизма. Среди них - Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Они уже не были единомышленниками, но каждый из них искал художественные средства и возможности для создания нового искусства, познание не внешней, а истинной сути вещей. Своим искусством и жизнью они отрицали буржуазный образ жизни (сын банкира Сезанн отказался от своей среды, удачливый коммерсант Гоген оставил карьеру и семью ради живописи и уехал на Таити, Ван Гог покинул проповедническую деятельность). Не найдя гармонии в современном обществе, художники обратились к природе, однако стремились отразить уже не мгновение, а вечность. Творчество Сезанна, Ван Гога и Гогена оказала большое влияние на все дальнейшее развитие художественной культуры.

 

IV. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Самостоятельная работа.

Составить тезисы на тему: «Основные принципы реализма» (на основе лекции учителя).

(Примерные тезисы лекции учителя «Основные черты реализма как литературного направления»:

- Тяготение к объективности, достоверности;

- воплощение диалектического связи между закономерно-общего и индивидуально-особенным;

- преобладание индивидуальных стилей над «общими»;

- отказ от разделения стиля на «высокий» и «низкий» в зависимости от сфер изображения, а также от разграничения явлений на «эстетические» и «неэстетичные»;

- познавательное направление (связи с историей, естествознанием, социологией, психологией);

- аналитический подход к действительности, попытка воссоздать мир как сложное единство;

- внимание к проблемам взаимодействия человека и среды, типичных характеров при типичных обстоятельствах;

- перенос центра внимания на социальную сферу;

- преобладание эпического первоисточника;

- романизация жанров и драматизация романа;

- появление синтетических индивидуальных стилей, которые сочетали реалистические и романтические элементы;

- психологизирование всей атмосферы произведения, его предметно-эмоционального мира (портрет, интерьер, пейзаж и т.д.).

Представители реализма: Ч. Диккенс, В. Теккерей, Г. Флобер, Э. Золя, О. де Бальзак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, Панас Мирный, И. Нечуй-Левицкий и др.)

 

2. Беседа.

- Назовите хронологические рамки литературы XIX века.

- Какие общественно-политические события влияли на развитие культуры этого периода?

- Назовите направления существовали в литературе XIX века.

- Дайте определение реализма.

- Какие работы является теоретическим основанием этого направления?

- Назовите основные черты реализма.

- Что считается его философским основанием?

- Как вы понимаете понятие «социально-психологическая проза»?

- Назовите представителей реализма в литературе и живописи.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изучить конспект лекции учителя; перечитать роман «Красное и черное». Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненный и творческий путь Стендаля, историю создания романа «Красное и черное».