I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК № 2
Тема. Расцвет реалистической литературы и ее роль в культурной и общественной жизни XIX ст.; связь с развитием естественных наук. Выдающиеся мастера социальной прозы: Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, Г. Джеймс, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.
Цель: углубить понятие о реалистическую литературу, ее особенности и роль в культурной, общественной жизни; ознакомить с выдающимися мастерами социальной прозы XIX ст.; развивать обраВНОе и логическое мышление, умение сопоставлять явления литературы с явлениями жизни, определять главное, делать выводы; воспитывать стремление к познанию, исповедование общечеловеческих ценностей; воспитывать интерес к литературе.
Оснащение: карта Европы XIX ст.; выставка книг писателей-реалистов XIX в.; иллюстрированные исторические материалы этой эпохи.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Составление таблицы
(Графы таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.)
Романтики XIX века. |
Писатели, которые сочетали в своем творчестве черты романтизма и реализма |
Реалисты XIX века. |
Е. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Дж. Г. Байрон, А. Мицкевич, В. Гюго |
О. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь, В. Уитмен |
О. де Бальзак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Некрасов, Е. Золя, Г. Ксен, А. Чехов, Дж. Б. Шоу |
2. Обработка таблицы
Течения реализма |
Условия, обстоятельства действительности, которые изображаются |
Герой и приемы его зображання |
Проблема, конфликт |
Эпоха Возрождения (XVI в.) |
Свободное царство природы, общество без предрассудков |
Красота тела гармонично сочетается с богатством души и ума. Самоценность человека, его поэтизация |
Между гуманистическим и средневековым идеалами |
Эпоха Просвещения (XVIII в.) |
Природные обстоятельства, условно правдоподобные ситуации |
Человек разумный, практическая; подъем силы разума; критика неразумных действий в сатирических образах |
Между рациональным и стихийным, отрицательным в человеке и обществе |
Критический реализм (XIX в.) |
Типовые условия, типовые обстоятельства |
Типичный представитель определенного общественного слоя, поведение которого обусловлено социальными обстоятельствами |
Между личностью и общественными противоречиями |
Социалистический реализм (XX ст.) |
Действительность с позиций партийного управления |
Идеализированная человек социалистического общества; борец, строитель нового общества |
Между буржуазными и социалистическими идеями |
Ожидаемые выводы
• Литература во все времена своего развития не была отстраненной от действительности, изображавшей ее и пыталась повлиять на нее.
• В центре реалистической литературы - человек.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Заслушивание сообщений учащихся о достижениях естественных наук в ХІХ в. (научные открытия, их влияние на развитие общества, культуры)
2. Мини-лекция учителя
Девятнадцатый век - одна из самых интересных и ярких страниц в развитии мировой литературы. Реализм как литературное направление (особенно в прозе) вступил наибольшего расцвета в середине века.
Выдающиеся представители реализма: во Франции - Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер, Ги де Мопассан, Е. Золя; в Англии - Ч. Диккенс; В. Теккерей, Ш. Бронте; в России - I. Гончаров, И. Тургенев, М. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.
(Обзор книжной выставки.)
«Золотая эпоха» классического романа XIX в. отразилась в социально-психологическом, историческом, автобиографическом, философском и других направлениях.
Писатели-реалисты изучали материальные мотивы человеческого поведения, частную жизнь отдельных людей и пытались изображать жизнь объективно, беспристрастно, показывая как положительные, так и отрицательные его черты. Поэтому в их произведениях часто нарушаются «низкие», «грязные» темы - деньги, преступления, аморальные поступки. Одним из важнейших принципов реалистического искусства является показ литературного героя в тесной связи с окружением, которое влияет на формирование его характера. Тщательно анализируя действительность, различные варианты социального поведения, художники-реалисты создавали типы - обобщенные образы людей, характерные для определенной группы общества или социальной группы - своеобразный аналог видов и подвидов в биологии.
Принципы реализма, конечно, не поддерживают романтического увлечения культом воображения, фольклором, историей и природой, обращение к сверхъестественного и фантастического, но полностью отмежеваться от этого не могут, ведь в жизни всегда объективно присутствует нечто непостижимое и таинственное.
Реализм развивался в разных стилях, одним из которых в конце XIX в. стал натурализм (основоположник - Э. Золя). Натуралисты считали, что произведение искусства должно быть настоящим «человеческим документом» - исчерпывающим описанием того или иного общественного явления. Судьба персонажей, их психология зависят от наследственности (жизненный путь, характер героя обусловлены его генами, наследственностью), среды (персонаж является произведением среды, в которой формировался) и исторического времени. Натуралисты сняли табу с многих тем, которых до того не можно было описывать в литературе.
Еще в 1850-е годы в Великобритании и Франции распространился эстетизм («парнасці» Д. Г. Россетти, Д. Рьоскін, В. Пейтер и др.). Писатели-эстеты провозгласили красоту главной ценностью, писали лишь о изысканное, совершенное, прекрасное и даже считали, что красота выше мораль (самый яркий представитель - Оскар Уайльд).
В 1870-1880-е годы в некоторых странах получил распространение неоромантизм - возвращение писателей до таких романтических образов, как сильная одинокая личность, а также к тем экзотических стран, приключений, тайн (самые яркие представители - Г. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, Э. Ростан и др.). Авторы неоромантичних произведений многое взяли от реализма (например, искусство психологического анализа в связи с окружением).
Как видим, реализм в XIX в. не только занимал господствующие позиции, но и в значительной степени влиял на другие направления литературы, «готовил почву» для появления новых стилей и течений.
С выдающимися художественными произведениями XIX в. мы ознакомимся в 10-м классе. Чтобы понять и воспринять произведение, необходимо сотрудничество читателя и автора, вдумчивое литературоведческое анализ произведения в историческом и эстетическом контекстах, а также взгляд с позиций утверждения общечеловеческих ценностей.
Исторический контекст предполагает определение места и роли произведения в историко-культурном, литературном процессах суток, его актуальность для своего времени, созвучность сюжета исторической эпохе. Эстетический контекст предполагает раскрытие эстетических идеалов автора, определение художественной ценности литературного произведения, его художественно-эмоциональной природы, особенностей поэтики.
Понятно, что художественное произведение успешно выдерживает испытание временем, если исповедует общечеловеческие ценности, звучит актуально во все времена и для всех народов.
Наша задача - постичь великие гуманистические идеи реалистической литературы XIX в., проникнуться ими, найти зернышки жизненной мудрости и приобщить их к своего жизненного опыта и, безусловно, получить эстетическое наслаждение от настоящих художественных шедевров.
3. Проработка статьи учебника, определение акцентов, о которых не упоминалось
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Проблемный вопрос
¦ Объясните значение высказывания Сен-Реаля: «Роман - это зеркало, с которым идешь большим путем».
VII. Домашнее задание
Проработать тему, начать чтение романа Стендаля «Красное и черное».
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• В истории человечества XIX в. было...
• Литература XIX в. кажется мне...
• Реализм как литературное направление привлекает такими чертами, как...