ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 2

Тема. Расцвет реалистической литературы и ее роль в культурной и общественной жизни XIX ст.; связь с развитием естественных наук. Выдающиеся мастера социальной прозы: Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, Г. Джеймс, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.

 

Цель: углубить понятие о реалистическую литературу, ее особенности и роль в культурной, общественной жизни; ознакомить с выдающимися мастерами социальной прозы XIX ст.; развивать обраВНОе и логическое мышление, умение сопоставлять явления литературы с явлениями жизни, определять главное, делать выводы; воспитывать стремление к познанию, исповедование общечеловеческих ценностей; воспитывать интерес к литературе.

Оснащение: карта Европы XIX ст.; выставка книг писателей-реалистов XIX в.; иллюстрированные исторические материалы этой эпохи.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Составление таблицы

(Графы таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.)

 

Романтики XIX века.

Писатели, которые сочетали в своем творчестве черты романтизма и реализма

Реалисты XIX века.

Е. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Дж. Г. Байрон, А. Мицкевич, В. Гюго

О. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь, В. Уитмен

О. де Бальзак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Некрасов, Е. Золя, Г. Ксен, А. Чехов, Дж. Б. Шоу

 

2. Обработка таблицы

 

Течения реализма

Условия, обстоятельства действительности, которые изображаются

Герой и приемы его зображання

Проблема, конфликт

Эпоха Возрождения (XVI в.)

Свободное царство природы, общество без предрассудков

Красота тела гармонично сочетается с богатством души и ума. Самоценность человека, его поэтизация

Между гуманистическим и средневековым идеалами

Эпоха Просвещения (XVIII в.)

Природные обстоятельства, условно правдоподобные ситуации

Человек разумный, практическая; подъем силы разума; критика неразумных действий в сатирических образах

Между рациональным и стихийным, отрицательным в человеке и обществе

Критический реализм (XIX в.)

Типовые условия, типовые обстоятельства

Типичный представитель определенного общественного слоя, поведение которого обусловлено социальными обстоятельствами

Между личностью и общественными противоречиями

Социалистический реализм (XX ст.)

Действительность с позиций партийного управления

Идеализированная человек социалистического общества; борец, строитель нового общества

Между буржуазными и социалистическими идеями

 

Ожидаемые выводы

• Литература во все времена своего развития не была отстраненной от действительности, изображавшей ее и пыталась повлиять на нее.

• В центре реалистической литературы - человек.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Заслушивание сообщений учащихся о достижениях естественных наук в ХІХ в. (научные открытия, их влияние на развитие общества, культуры)

 

2. Мини-лекция учителя

Девятнадцатый век - одна из самых интересных и ярких страниц в развитии мировой литературы. Реализм как литературное направление (особенно в прозе) вступил наибольшего расцвета в середине века.

Выдающиеся представители реализма: во Франции - Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер, Ги де Мопассан, Е. Золя; в Англии - Ч. Диккенс; В. Теккерей, Ш. Бронте; в России - I. Гончаров, И. Тургенев, М. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.

(Обзор книжной выставки.)

«Золотая эпоха» классического романа XIX в. отразилась в социально-психологическом, историческом, автобиографическом, философском и других направлениях.

Писатели-реалисты изучали материальные мотивы человеческого поведения, частную жизнь отдельных людей и пытались изображать жизнь объективно, беспристрастно, показывая как положительные, так и отрицательные его черты. Поэтому в их произведениях часто нарушаются «низкие», «грязные» темы - деньги, преступления, аморальные поступки. Одним из важнейших принципов реалистического искусства является показ литературного героя в тесной связи с окружением, которое влияет на формирование его характера. Тщательно анализируя действительность, различные варианты социального поведения, художники-реалисты создавали типы - обобщенные образы людей, характерные для определенной группы общества или социальной группы - своеобразный аналог видов и подвидов в биологии.

Принципы реализма, конечно, не поддерживают романтического увлечения культом воображения, фольклором, историей и природой, обращение к сверхъестественного и фантастического, но полностью отмежеваться от этого не могут, ведь в жизни всегда объективно присутствует нечто непостижимое и таинственное.

Реализм развивался в разных стилях, одним из которых в конце XIX в. стал натурализм (основоположник - Э. Золя). Натуралисты считали, что произведение искусства должно быть настоящим «человеческим документом» - исчерпывающим описанием того или иного общественного явления. Судьба персонажей, их психология зависят от наследственности (жизненный путь, характер героя обусловлены его генами, наследственностью), среды (персонаж является произведением среды, в которой формировался) и исторического времени. Натуралисты сняли табу с многих тем, которых до того не можно было описывать в литературе.

Еще в 1850-е годы в Великобритании и Франции распространился эстетизм («парнасці» Д. Г. Россетти, Д. Рьоскін, В. Пейтер и др.). Писатели-эстеты провозгласили красоту главной ценностью, писали лишь о изысканное, совершенное, прекрасное и даже считали, что красота выше мораль (самый яркий представитель - Оскар Уайльд).

В 1870-1880-е годы в некоторых странах получил распространение неоромантизм - возвращение писателей до таких романтических образов, как сильная одинокая личность, а также к тем экзотических стран, приключений, тайн (самые яркие представители - Г. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, Э. Ростан и др.). Авторы неоромантичних произведений многое взяли от реализма (например, искусство психологического анализа в связи с окружением).

Как видим, реализм в XIX в. не только занимал господствующие позиции, но и в значительной степени влиял на другие направления литературы, «готовил почву» для появления новых стилей и течений.

С выдающимися художественными произведениями XIX в. мы ознакомимся в 10-м классе. Чтобы понять и воспринять произведение, необходимо сотрудничество читателя и автора, вдумчивое литературоведческое анализ произведения в историческом и эстетическом контекстах, а также взгляд с позиций утверждения общечеловеческих ценностей.

Исторический контекст предполагает определение места и роли произведения в историко-культурном, литературном процессах суток, его актуальность для своего времени, созвучность сюжета исторической эпохе. Эстетический контекст предполагает раскрытие эстетических идеалов автора, определение художественной ценности литературного произведения, его художественно-эмоциональной природы, особенностей поэтики.

Понятно, что художественное произведение успешно выдерживает испытание временем, если исповедует общечеловеческие ценности, звучит актуально во все времена и для всех народов.

Наша задача - постичь великие гуманистические идеи реалистической литературы XIX в., проникнуться ими, найти зернышки жизненной мудрости и приобщить их к своего жизненного опыта и, безусловно, получить эстетическое наслаждение от настоящих художественных шедевров.

 

3. Проработка статьи учебника, определение акцентов, о которых не упоминалось

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Проблемный вопрос

¦ Объясните значение высказывания Сен-Реаля: «Роман - это зеркало, с которым идешь большим путем».

 

VII. Домашнее задание

Проработать тему, начать чтение романа Стендаля «Красное и черное».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• В истории человечества XIX в. было...

• Литература XIX в. кажется мне...

• Реализм как литературное направление привлекает такими чертами, как...