ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 1

Тема. Общая характеристика развития культуры и литературы XIX ст., стилевое раВНОобразие литературы. Реализм как направление в мировой литературе

 

Цель: охарактеризовать развитие культуры и литературы XIX в., показать стилевое раВНОобразие литературы; развивать навыки систематизации и обобщения материала, использование межпредметных связей, умение составлять конспекты лекций; воспитывать интерес к мировой литературе, любовь к книге и искусства вообще.

Оснащение: карта мира; «портретная галерея» писателей XIX ст., выставка их произведений; иллюстрации к величайших научных достижений этой эпохи.

Тип урока: комбинированный.

 

Розрадьте меня; втіште меня; дайте мне помечтать;

розчульте меня; дайте мне возможность встряхнуться;

дайте мне возможность поплакать;

дайте мне повод для размышлений...

Ги де Мопассан

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Наверное, нет среди вас таких, в чьем доме не было бы художественной литературы. Что значит книга для нас? Что мы от нее ожидаем?

Вот как на этот вопрос ответил великий французский писатель XIX в. Ги де Мопассан: «Розрадьте меня; утешить меня; дайте мне помечтать; розчульте меня; дайте мне возможность встряхнуться; дайте мне возможность поплакать; дайте мне повод для размышлений» (обращение к эпиграфа урока).

¦ Что означает художественная книга для вас? Какое место занимает она в вашей жизни? Не вытеснили ее новейшие источники информации и развлечения? (Ответы учащихся.)

Каждый образованный, культурный человек должен знать хотя бы в общих чертах этапы развития мировой литературы, ее ценнейшие достояния. В предыдущих классах мы ознакомились с литературой от ее истоков до половины XIX ст., рассмотрели ее тематическое, жанровое и стилевое раВНОобразие.

¦ Как вы считаете, что объединяет писателей разных эпох и народов, их произведения? (Человек, его представления о мире и о самой себе; читатель)

Развитие стилей и направлений в литературе трудно ограничить во времени. Вот, например, романтизм - основное литературное направление XIX ст., но он ярко представлен (в частности, в лирике) и в литературе XX в., плавно переходит в неоромантизм. Для литературы XIX в. характерным является путь от романтизма к реализму. Об это сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Вспомните писателей-романтиков XIX в. и их произведения. (Е. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь)

¦ Что является характерным для романтиков и чем это обусловлено? (Ответы учащихся.)

Одной из ярких страниц в развитии мирового литературного процесса, которую называют «золотым фондом мировой литературы», является именно XIX века.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Презентация книг и портретов величайших писателей XIX века.

 

2. Коллективная работа с таблицей

«Важнейшие общественные, исторические, научные события XIX вв.»

Учитель. Вспомните сведения из истории, других источников об этом времени и заполните левый столбик таблицы.

 

Общественные, исторические, научные события XIX ст.

Реализм как один из основных творческих методов XIX в. и его признаки

Наполеоновские войны;

Гражданская война в США;

объединение Германии;

развитие капитализма;

жестокая рыночная борьба;

социально-демократические движения;

великие открытия в естествознании - эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии;

развитие научно-технического прогресса: автомобили, электричество и т.п.

Познания социальных связей человека и общества; верность действительности, стремление к достоверности изображения, воспроизведение жизни «в формах самой жизни»;

изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

обличительный пафос;

раВНОобразие художественных форм;

познавательное направление (связь с науками)

 

3. Заполнение правого столбца таблицы (под руководством учителя)

 

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Учитель. Найдите логично-причинные связи между двумя столбиками, сделайте выводы.

Ожидаемые ответы

• Быстро и стремительно меняется общество, необходимо осмысливать изменения, реагировать на них. Отсюда связь с действительностью.

• Жизнь многогранна, раВНОобразные условия в национальных культурах, поэтому писатели используют различные художественные формы.

• Человека рассматривают как продукт истории, ее поведение является социально обусловленной, ведь личность принадлежит к определенной социальной группе. Отсюда типичные характеры в типичных обстоятельствах.

• Появилась вера в то, что литература может повлиять на жизнь, изменить ее к лучшему; отсюда обличительный пафос.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Беседа

Учитель. Какие из приведенных ниже утверждений известных людей, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют XIX в. и мировой литературный процесс этого периода? Ответ обоснуйте.

• «XIX в. отличается от всех веков точным и выразительным изображением человеческого сердца». (Стендаль)

• «Маркса просторечия,

Наивное девятнадцатое столетие».

(О. Ольжич.

«На небе облако - вечность и миры.»)

• «В течение XIX в. художники работали «эстетически смешано». Они возводили чисто эстетические элементы к минимуму и пытались построить художественное произведение почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все образцовое искусство, века было реалистичным». (X. Ортега-и-Гасет. «Дегуманизация искусства»)

 

VII. Домашнее задание

Для всех: проработать конспект, вступительную статью учебника, записать в виде тезисов важные дополнения к теме.

Индивидуальное: подготовить сообщение о достижения естественных наук в XIX в.

 

VIII. Подведение итогов урока

1. Слово учителя

Настоящий художник творит свободно и независимо, выбирая из литературной традиции то, что созвучно его внутренним порывом. Довольно часто никоим образом не определяет себя (например, ниСтендаль, ни Бальзак, ни Флобер, которых называют классиками реализма, реалистами себя не считали), поэтому, обращаясь к творчеству того или иного писателя, мы постараемся постичь неповторимость его художественного мира со всеми противоречиями, а не стремиться что-причислить его к определенной течения, школы или группировки. Что касается реализма, то его элементы появились еще в эпоху Возрождения или раньше, хотя термин начали употреблять в середине XIX века, в период наивысшего развития и расцвета этого направления.

 

2. Рефлексия. Интерактивное упражнение «Микрофон»

• Больше всего мне запомнилось (меня поразило)... потому, что...