I семестр
ВСТУПЛЕНИЕ
(4 часа)
УРОК № 2
Тема. Пословицы и поговорки - малые жанры фольклора
Цель: дать понятие о пословицы и поговорки как малые жанры фольклора; учить вдумчиво, выразительно их читать, толковать их переносное значение; развивать навыки емко и обраВНО выражать свои мысли; воспитывать согласно морально - этических норм, закрепленных в пословицах и поговорках.
Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к ним; образцы читательских дневников; выставка любимых произведений зарубежной литературы.
Теория литературы: пословицы, поговорки.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины», итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут», вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно», шведы - «не натрудиш рук - не натрудиш и зубов», японцы - «сильный тот, кто самого себя победить может». Сегодня и мы зачерпнемо мудрости из бездонной колодца, имя которой - устное народное творчество, фольклор.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Экспресс-опрос в виде клоуз-тестов
• Литература - это...
• Есть такие виды литератур...
• Фольклор - это...
• Познать литературы других народов нам помогают...
• Произведение, с которого осуществляется перевод, называется...
• Я знаю таких известнейших переводчиков:...
• Из статьи учебника я узнал (узнала) о такой любопытный факт, запомнил (запомнил) такую интересную мысль...
2. Презентация учениками своих любимых книг зарубежной литературы
3. Демонстрация образцов читательских дневников, их оформление.
IV. Восприятия и усвоения учащимися нового материала
1. Работа с учебником
Самостоятельная обработка или чтение вслух статьи учебника Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко «Что такое пословицы и поговорки», С. 14-15 (учебник Есть. Волощук, С. 20-22).
2. Эвристическая беседа
• Что такое пословица?
• Чем поговорка отличается от пословицы?
• Какие могут быть пословиц значения, кроме переносного?
• Почему пословицы разных народов похожи по содержанию?
• Какие пословицы, поговорки запомнились вам больше всего? Почему?
3. Записи в литературоведческом словничка
Пословица - это краткое меткое народное изречение назидательного содержания, построенный как завершенное суждение.
Поговорка - это обраВНОе выражение, который дает яркую оценку определенному явлению; построен как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод.
4. Демонстрация сборников пословиц народов мира (серия «Народная мудрость»)
5. Выразительное чтение пословиц народов мира (С. 16-18 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 22-24 - по учебнику Е. Волощук)
6. Интерактивное упражнение «Цепочка мудрости»
Ученики по очереди объясняют смысл пословицы, которое больше всего понравилось, или обрисовывают ситуацию, в которой оно может использоваться.
7. Выделение пословиц и поговорок, которые имеют яркий национальный характер (вроде «Язык до Дели доведет» (инд.) или «Сакура цветет лишь семь дней» (япон.))
V. Закрепление изученного материала
• Найдите вторую половину пословицы.
Пояснение для учителя: во второй части изменить порядок.
• Найдите украинские соответствия.
Не зная курса, не поднимай паруса (итальянское). (Не зная броду, не суйся в воду.)
Ветка всегда похожа на дерево, из которого выросла (испанское). (Яблочко от яблоньки недалеко катится.)
Цап леопардовые не товарищ (африканское). (Сытый голодного не понимает.)
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать и объяснять пословицы и поговорки; по желанию выучить наизусть несколько. Изучить определения понятий из литературоведческого словничка.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
Встают с места те, кто считает, что пословицы и поговорки - это действительно духовное сокровище каждого народа, обосновывают свою позицию.
Встают с места те, кто имеет противоположное мнение, обосновывают ее.
Встают те, кто не определился с мнением, объясняют почему.