ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

(4 часа)

 

УРОК № 2

Тема. Пословицы и поговорки - малые жанры фольклора

 

Цель: дать понятие о пословицы и поговорки как малые жанры фольклора; учить вдумчиво, выразительно их читать, толковать их переносное значение; развивать навыки емко и обраВНО выражать свои мысли; воспитывать согласно морально - этических норм, закрепленных в пословицах и поговорках.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к ним; образцы читательских дневников; выставка любимых произведений зарубежной литературы.

Теория литературы: пословицы, поговорки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины», итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут», вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно», шведы - «не натрудиш рук - не натрудиш и зубов», японцы - «сильный тот, кто самого себя победить может». Сегодня и мы зачерпнемо мудрости из бездонной колодца, имя которой - устное народное творчество, фольклор.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Экспресс-опрос в виде клоуз-тестов

• Литература - это...

• Есть такие виды литератур...

• Фольклор - это...

• Познать литературы других народов нам помогают...

• Произведение, с которого осуществляется перевод, называется...

• Я знаю таких известнейших переводчиков:...

• Из статьи учебника я узнал (узнала) о такой любопытный факт, запомнил (запомнил) такую интересную мысль...

 

2. Презентация учениками своих любимых книг зарубежной литературы

 

3. Демонстрация образцов читательских дневников, их оформление.

 

IV. Восприятия и усвоения учащимися нового материала

1. Работа с учебником

Самостоятельная обработка или чтение вслух статьи учебника Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко «Что такое пословицы и поговорки», С. 14-15 (учебник Есть. Волощук, С. 20-22).

 

2. Эвристическая беседа

• Что такое пословица?

• Чем поговорка отличается от пословицы?

• Какие могут быть пословиц значения, кроме переносного?

• Почему пословицы разных народов похожи по содержанию?

• Какие пословицы, поговорки запомнились вам больше всего? Почему?

 

3. Записи в литературоведческом словничка

Пословица - это краткое меткое народное изречение назидательного содержания, построенный как завершенное суждение.

Поговорка - это обраВНОе выражение, который дает яркую оценку определенному явлению; построен как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод.

 

4. Демонстрация сборников пословиц народов мира (серия «Народная мудрость»)

 

5. Выразительное чтение пословиц народов мира (С. 16-18 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 22-24 - по учебнику Е. Волощук)

 

6. Интерактивное упражнение «Цепочка мудрости»

Ученики по очереди объясняют смысл пословицы, которое больше всего понравилось, или обрисовывают ситуацию, в которой оно может использоваться.

 

7. Выделение пословиц и поговорок, которые имеют яркий национальный характер (вроде «Язык до Дели доведет» (инд.) или «Сакура цветет лишь семь дней» (япон.))

 

V. Закрепление изученного материала

• Найдите вторую половину пословицы.

 

 

Пояснение для учителя: во второй части изменить порядок.

• Найдите украинские соответствия.

Не зная курса, не поднимай паруса (итальянское). (Не зная броду, не суйся в воду.)

Ветка всегда похожа на дерево, из которого выросла (испанское). (Яблочко от яблоньки недалеко катится.)

Цап леопардовые не товарищ (африканское). (Сытый голодного не понимает.)

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать и объяснять пословицы и поговорки; по желанию выучить наизусть несколько. Изучить определения понятий из литературоведческого словничка.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

Встают с места те, кто считает, что пословицы и поговорки - это действительно духовное сокровище каждого народа, обосновывают свою позицию.

Встают с места те, кто имеет противоположное мнение, обосновывают ее.

Встают те, кто не определился с мнением, объясняют почему.