I семестр
ВСТУПЛЕНИЕ
(4 часа)
УРОК № 3
Тема. Пословицы и поговорки - источник мудрости каждого народа
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание пословиц и поговорок, их значение в духовном развитии человечества; развивать навыки выразительного чтения, комментирование пословиц, объяснение их скрытого значения; воспитывать лучшие нравственные качества на основе нравственных установок малых фольклорных жанров.
Оборудование: сборники пословиц народов мира, иллюстрации к ним; карта мира.
Теория литературы: пословицы, поговорки, «бродячие сюжеты».
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
«Разговор без поговорки, как мясо без соли»,- говорят африканцы. Действительно, меткое, остроумное слово часто может положить начало интересной оживленной беседе. Но пословицы и поговорки необходимо уметь употреблять уместно, согласно их прямого и переносного смысла, чтобы случайно не обидеть співрозмовника. это и будет задачей нашего урока, ведь, как справедливо отмечают англичане, «добрые слова лечат, плохие - убивают». Если вы внимательно читали статью учебника, то заметили, что пословицы многих народов повторяют одну и ту же мысль, утверждают одни и те же истины. Почему так бывает, мы тоже подумаем на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ наизусть или чтение учащимися пословиц, которые больше всего понравились
2. Ответ на вопросы учебника, выполнение заданий (С. 19 - за підручниом Ю. И. Кобвасенка, Л. В. Ковбасенко; С. 25-26 - по учебнику Е. Волощук)
IV. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Практическая работа в группах (по рядам или по вариантам)
Задача
• Выбрать и записать пословицы о родине, родной край (I группа); о честь, правду, верность (II группа); о языке, слово, обучения (III группа).
• Найти в пословицах в пределах одной группы общее и отличное, сделать вывод.
2. Комментарий учителя
- В пословицах и поговорках воплощен коллективный жизненный опыт, идеалы, стремления, черты характера людей разных национальностей. это как бы духовное завещание предков потомкам: сделать жизнь человечества счастливым, мудрым и справедливым. И хотя у разных народов обычаи и культурные традиции разные, да и условия жизни тоже неодинаковые, однако для всех характерны любовь и страдания, трудолюбие и лень, верность и предательство, мудрость и глупость. Именно поэтому в фольклоре разных народов встречается много похожих сюжетов, которые можно назвать бродячими.
3. Наблюдение за строением и художественными особенностями пословиц и поговорок
Задача
• Прочитайте пословицы какого-то народа. Из скольких частей состоит каждое из пословиц? Как эти части соотносятся? (Преимущественно из двух частей, которые противопоставляются.)
• Чем по строению отличаются поговорки от пословиц? (Поговорки, как правило, состоят из одной части и могут входить в состав высказывания (предложения) как его часть, например: «Мальчик не переживал, что не знает дороги, ведь язык и до Дели доведет».)
• Какие слова пословицы украшают, делают его выразительнее, ярче? (Прилагательные-определения, например, «чистое (совести)», «настоящая (дружба)» и др.; противопоставление-антонимы, например человек - животное, дойдешь - упадешь, свой - чужой и др.; сравнение - «Слово без дела - все равно, что гитара без струн», «Тихий, как муравей, а жалит, как оса» и др.; ироничные намеки: «До буддийского монастыря с гребешками не ходят» (буддийские монахи бреют головы) и др.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
• Определите прямое и переносное (аллегорическое) значение пословиц. Щепотка пыли может помутить кувшин чистой воды (африканское).
Прямое значение |
Переносное значение |
Если в сосуд с водой попадет хоть немного грязи, то воду нельзя будет пить, она испачкается |
Если к правде добавить немного лжи, то это уже не будет правдой, доверять нельзя. Если в целом хорошая работа имеет скрытый недостаток, это сразу проявится, и работа потеряет свою ценность |
Не руби дерево, которое дает тебе тень (арабское).
Который плотник, такая и опилки (английское).
Какое зерно, такой хлеб (французское).
Боишься шороху - не ходи в лес (немецкое).
• Вспомните пословицу или поговорку, в которой...
а) говорится о том, что нескольким людям легче справиться с задачей, чем одному (Одна голова хорошо, а две - лучше);
б) смеются с тех, кто выполняет работу быстро, но очень некачественно (Поспешишь - людей насмешишь);
в) советуют сначала все хорошо обдумать, а потом действовать (Семь раз отмерь, один раз отрежь);
г) говорят о человеке, который за небольшую услугу требует потом очень много (Одну айву отдаст, а десять возьмет (персидское); Дает маслинку, а требует бурдюк масла (греческое)).
VI. Домашнее задание
Подготовиться к написанию сочинения по пословице.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• На уроке мне больше всего понравилось (делать, определять)...
• Наиболее интересной, найвлучнішою мне кажется поговорка (пословица)...
• Я хотел бы (хотела бы)...