ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

(4 часа)

 

УРОК № 1

Тема. Литература и фольклор - сокровищница духовных богатств человечества

 

Цель: донести до сознания учащихся, что литература и фольклор - сокровищница духовных богатств человечества; показать роль книги в жизни человека; развивать интерес к познанию мира через чтение художественной литературы; воспитывать положительные качества характера на основе общечеловеческих ценностей.

Оборудование: книжная выставка произведений мировой литературы для детей, карта мира, библиотечные формуляры учеников.

Теория литературы: литература, фольклор, художественная литература, национальная литература, всемирная литература, оригинал, перевод.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

Слово учителя

- Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по страницам зарубежной литературы. «Зарубежная» означает, что мы будем знакомиться с литературой, написанной за рубежом, за границаминашей родины.

- А какие страны вы знаете?

(Выяснение вопросы с помощью интерактивной игры. Выходят к доске три ученика (по желанию), по очереди делают шаг вперед, называя какую-то страну. Победителем будет тот, кто пройдет дальше.)

- Взгляните на карту мира. Сколько здесь разных стран, раВНОобразная местность! Здесь равнины и горы, суша и реки и моря, леса и пустыни, ледяные просторы и жаркие, непроходимые джунгли. Кстати, и народы, населяющие эти края, за внешностью, за языком, бытом, обычаями и традициями так же разные.

- А что объединяет эти народы? (Совместная матушка-Земля, труд, любовь, добро и даже зло, что иногда оказывается; стремление к красоте и творчеству.)

 

II. Организационный этап

Заведение тетрадей и «Литературоведческих виде словариков» на первых двух страницах.

Знакомство с учебником, его структурой, предисловием-обращением к пятиклассников*.

 

III. Объявление темы, цели, задач урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Слово учителя

- Хочется думать, что книга - ваш давний друг. Выясним это, заглянув в ваши библиотечные формуляры. (Анализ читательских интересов детей, определение самого активного читателя в классе.)

Итак, речь на нашем уроке пойдет о литературе. А что такое литература? Выясним это, создав коллективно «ассоциативный портрет» слова «литература» (по педагогике эйдетики).

Комментарий для учителя

Написать на доске:

Л - любовь, человечность, человековедение...

И - интерес, инициатива...

Т - творчество, труд...

Е - энергия, энтузиазм...

Р - разум, рулевой...

А - активность, аккуратность...

Т - общительность, терпение...

В - внимательность, внимание, условность...

Р - радость, спаситель...

А - артистизм, азарт, авто...

- Если все эти слова-ассоциации объединить, то окажется, что литература - ласковое слово, что доходит до сердца человека, пробуждает в нем любовь, стремление к Добру и Справедливости. Она вызывает интерес к миру, его проблемам, желание усовершенствовать жизнь. Литература - это творчество самых умных, талантливых людей - писателей, труд запечатлен в веках. Это зафиксированная энергетика дум и чаяний прошлых поколений, их ума. Литература всегда ассоциируется с хорошей книгой - советчиком и товарищем. Правда иногда приходится приложить немало усилий, терпения, чтобы усвоить книжную мудрость. Однако сколько радости бывает от встречи с любимыми персонажами! Литература часто спасает нас от скуки и тоски. Как начнешь что-то читать, то не можешь оторваться - что же там дальше, что случится с героями? О литературе мы вспоминаем и тогда, когда смотрим мультфильмы и фильмы с известными народными сказками, литературными произведениями. (Могут быть и другие ученические и учительские версии.)

 

V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Работа с литературоведческими терминами

- В одной из древнейших и самых уважаемых в мире книг - Библии - сказано: «Вначале было Слово...» Словом можно поддержать человека, придать ей сил, улучшить настроение, даже вылечить.Но словом можно и обидеть человека, расстроить, даже убить. А художественная литература - это и есть искусство слова.

Записи в литературоведческом словничка

Художественная литература - один из видов искусства, обраВНО воссоздает жизнь с помощью слова, речи; с помощью воображения, фантазии писателей создает новую реальность.

Литература определенного народа называется национальной.

Совокупность всех национальных литератур называется всемирной литературой.

Всемирная литература создана языках разных народов. Поэтому не каждый может с ней ознакомиться, если нет переводчика. Есть люди - полиглоты, владеющие несколькими языками. Таким, например, был украинский ученый, писатель Агатангел Крымский, который знал 60 языков.

Чтобы перевод сохранил всю красоту и художественные качества оригинала, надо хорошо знать не только язык, но и обычаи, традиции, характер народа, с языка которого он делается. Ведь существуют некоторые высказывания, понятия, которые дословно перевести нельзя. Поэтому переводчик является как бы соавтором переводимого им художественного произведения. Особенно это касается стихов.

Итак, автор и переводчик книги, оригинальное произведение и перевод.

Записи в литературоведческом словничка Оригинал - текст, из которого делают перевод на другой язык. Перевод художественного произведения - воспроизведение содержания и формы литературного произведения, написанного на одном языке с помощью средств другого языка.

 

2. Работа с учебником

Прочитать самостоятельно статью учебника (С. 10-12 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 10-13 - по учебнику Е. Волощук) и дать ответы на вопросы:

• Какой факт, событие, мысль в статье учебника показались вам наиболее интересными? Почему?

• О какие национальные литературы говорилось в статье учебника?

• Какие вопросы возникли у вас в связи с прочитанным?

 

3. Слово учителя

- В древности, когда люди еще не знали писания, существовало устное народное творчество - сказки, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.

Так люди пытались описать окружающую красоту, стремились передать детям свои мечты и чаяния, нравственные законы и правила общежития, в конце концов, выработанную веками жизненную мудрость. Устное народное творчество еще называют английским словом фольклор.

Записи литературного словничка Фольклор - устное народное творчество.

- Всего три века назад люди догадались записывать народные сказки, легенды, песни и другие виды фольклора и изучать их. Оказалось, что это - неиссякаемый источник народной мудрости, настоящая сокровищница образов, мыслей, художественных приемов не только для писателей, но и для всех читателей.

 

4. Работа с учебником

Найдите на С. 13 (учебник Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко) ответы на вопросы:

• Как называются люди, которые собирают и изучают фольклор?

• Кто из знаменитых сказочников были активными собирателями фольклора?

• О чем так говорят: «душа нации, сокровищница ее мудрости и опыта, первоисточник национальной литературы»? (С. 27-31 учебника. Волощук).

 

VI. Закрепление изученного материала

Заполните таблицу, записав определение к слову «литература», о которых упоминалось на уроке.

 

 

(Художественная, всемирная, национальная)

Викторина для любителей художественной литературы, мультфильмов и фильмов с их сюжетами

(Каждый правильный ответ - 1 балл, проводить викторину лучше письменно, а проверять в парах с помощью учителя.)

1) произведение древней литературы называют «Книгой книг» и считают священной? (Библию)

2) Какой герой имел на спине собственный пропеллер, жил на крыше и очень любил сладости? (Карлсон)

3) Какие храбрые рыцари спасли честь французской королевы? (Три мушкетера)

4) Кто самый большой фантазер и выдумщик в мире? (Барон Мюнхгаузен)

5) Как звали мальчика, которого воспитали звери и который стал вожаком стаи? (Маугли)

6) Кто сумел 28 лет прожить на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

7) Героиню какой сказки с яркой шапочкой чуть не съел Волк? («Красная Шапочка»)

8) Кто из героев сказки обладал длинный деревянный нос и пережил много приключений вместе со своими друзьями из кукольного театра? (Буратино)

9) Кто из героев одним людям казался великаном, а другим - мелкой букашкой? (Гулливер)

10) Какая героиня рассказывала сказки в течение тысячи ночей и этим спасла себе и другим жизнь? (Шахразада)

11) Какую девочку похитила сначала Лягушка, потом - Жук, потом предоставила ей убежище Мышь, а спасла Ласточка? (Дюймовочку)

12) Как звали знаменитого следователя, который распутывал самые сложные истории и находил преступников, часто даже не выходя из своего кабинета? (Шерлок Холмс)

 

VII. Домашнее задание

Проработать тему по учебнику, дать ответы на его вопросы, выучить определения из литературоведческого словничка. Принести любимые книги зарубежной литературы, тетради для читательских дневников или читательские дневники, если ведутся.

 

VIII. Итог урока

Интегрированная упражнение «Микрофон»

Продолжите одну из фраз.

• Литература и фольклор - сокровищница духовного богатства человечества, потому что...

• На уроке мне больше всего запомнилось... (...меня больше всего поразило... )

• Я понял (поняла), что...

__________________________________________________________________

* Авторы Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко, С. 7-8. Волощук, С. 5-9.