УРОК №29
Тема. Особенности романтизма как художественного направления, его эстетические принципы. Специфика романтического мировосприятия. Богатство и раВНОобразие литературы романтизма, ее художественные открытия и величайшие представители.
Цель: ознакомить с понятием «романтизм»; научить определять характерные черты романтизма; активизировать читательский интерес учащихся; развивать навыки конспектирования; дать понятие о романтическую лирику.
Оборудование: портреты известных художников - романтиков, высказывания романтиков.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию.
К. Маркс
Ход урока
I. Объявление результатов аттестации № 3. Анализ типичных ошибок
II. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний
Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с довольно значительной эпохой в культуре и науке - эпохой Просвещения. Как и все в жизни, упомянутая эпоха подошла к концу. Общество развивается, меняется, а потому меняются взгляды, традиции, философия жизни. Мы сегодня начнем разговор о новую эпоху. Перед тем, как ознакомиться с традициями, которые пришли на смену Просвещению, мы послушаем сообщения ваших товарищей о ситуации в Европе в конце XVIII - начале XIX века.
1. Сообщения учащихся о ситуации в Европе в конце XVIII - начале XIX вв.
Ориентировочное содержание
Эпоха, которая началась после окончания первой буржуаВНОй ре-революции во Франции (1789 - 1794) и продолжалась до последних десятилетий XIX в.,- эпоха ломки старых феодальных отношений, роста класса буржуазии и ее полной победы в основных странах Западной Европы. В этот период в странах Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем начали обостряться противоречия буржуаВНОго общества. В целом Европа пережила сильное духовное потрясение и глубокое разочарование в связи с событиями Французской революции и наполеоновскими войнами. Появились сомнения в том, что человек в состоянии изменить к лучшему общественный строй мирным путем. Революция не привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось завоевать свободу и справедливость и с помощью штыков наполеоновских солдат.
В начале XIX века еще шла борьба буржуазии против феодального дворянства. Люди, воспитанные на произведениях Вольтера и Руссо, не могли не заметить, что общественный порядок - не «царство разума», которое предвещали писатели XVIII ст. Реальная действительность, в которой утверждалась эгоистическая мораль владельцев и все покупалось и продавалось, нанесла непоправимый удар по оптимизму просветителей.
III. Работа над темой урока
1. Лекция учителя (учащиеся составляют конспект)
Предпосылки возникновения романтизма и его основная задача
Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Известный философ Карл Маркс сказал: «Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию». Писатели, художники, музыканты стали свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, которые кардинально изменили жизнь. Многие из них восторженно приветствовал изменения и был в восторге от провозглашенных идей Свободы, Равенства и Братства. Но шло время, они замечали, что новый общественный порядок далек от идеалов того общества, что предрекали философы XVIII в. Наступило разочарование.
В начале века в философии и искусстве прозвучали трагические ноты сомнения относительно преобразования мира на принципах Разума. Это способствовало возникновению новой мировоззренческой системы - романтизма. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, которое считали царством добра, искренности, порядочности. Воспевая мы-прошлое, они брали за основу старинные легенды и народные сказки. Романтизм приобрел особого характера в каждой из европейских культур: в немецкой - мистика; в английском - это личность, которая противопоставляет себя разумному поведению; во французской - это необычные истории. Что же объединило их в одно течение?
Романтики не убегали от проблем жизни. Главной задачей романтизма было выражение внутреннего мира, душевных переживаний, а этого можно было достичь, используя истории, мистику и т. п. Нужно было показать парадокс внутренней жизни, ее иррациональность.
Вопрос к ученикам
• Какими были предпосылки возникновения романтизма?
Запись в тетради
Термин «романтизм» указывает на связь со Средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображения высокого, идеального любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.
2. Лекция учителя (учащиеся составляют конспект)
Характерные признаки романтизма и его отличие от классицизма и сентиментализма
Классицизм с его строгими правилами все в жизни четко разграничивал: плохое - хорошее, черное - белое. В романтизме нет такой четкости, в нем существуют оттенки, полутона. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Что касается сентиментализма, он отражает внутреннюю жизнь человека в гармонии с окружающим миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру эту гармонию.
Признаки романтического произведения: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виноват - виноваты сложившиеся обстоятельства. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.
Особенностью романтического искусства является преобладание в нем субъективно - лирического момента. Изображение переживаний героя, отношение героя к жизни для романтика важнее изображение самой жизни. Из всех видов искусства романтики отдавали предпочтение прежде всего музыке, поскольку через нее многограннее и полнее можно обнаружить внутренний мир человека.
Романтический герой - индивидуалист, человек, который прошла в своем развитии две стадии: до столкновения с мрачной реальностью она стремится подвига и имеет желание перестроить мир; столкнувшись с реальностью, герой все еще считает этот мир унылым, никчемным и подлым, становится циником и пессимистом. Поняв, что мир изменить нельзя, герой больше не стремится к подвигу, зато все равно каждый раз подвергается опасности.
Беседа
• В чем разница между романтизмом и классицизмом?
• Укажите признаки романтического произведения.
• Назовите особенности романтического искусства.
• Опишите романтического героя.
Запись в тетради
Характерные признаки романтизма
1) Отрицание рационализма, господствовавшего в эпоху Просвещения, культ чувств человека.
2) Внимание к личности, ее индивидуальных черт.
3) Ведущие мотивы - одиночество, мировая скорбь (национальная тоска) и романтический бунт и непокорность.
4) Историзм произведений и увлечения фольклором.
Выдающиеся представители искусства романтизма В Англии - Дж. Байрон, Дж. Китс, П. Б. Шелли; в Германии - Э. Гофман, Г. Гейне, Новалис; во Франции - А. Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго; в США - Е. По, Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл; в Польше - А. Мицкевич, Ю. Словацкий; в Венгрии - ПИ. Петефи; в России - О. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь.
4. Чтение избранных стихов (В. Вордсворта, С. Колріджа, Джона Китса, Перси Виши Шелли, Г. Гейне, В. Гюго и др.)
Учитель. Романтическая лирика - это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах был не описание пейзажа. Человек и мир - вот что прежде всего волновало романтиков.
IV. Рефлексия
1. Итог урока
Вопрос к классу
• Что вы выяснили для себя романтизм? (У художников романтизма мы замечаем признание самоценности личности, заинтересованность внутренней жизнью человека, стремление раскрыть богатство внутреннего мира человека.)
2. Составление грозди на тему «Романтизм»