ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №29

 

Тема. Особенности романтизма как художественного направления, его эстетические принципы. Специфика романтического мировосприятия. Богатство и раВНОобразие литературы романтизма, ее художественные открытия и величайшие представители.

Цель: ознакомить с понятием «романтизм»; научить определять характерные черты романтизма; активизировать читательский интерес учащихся; развивать навыки конспектирования; дать понятие о романтическую лирику.

Оборудование: портреты известных художников - романтиков, высказывания романтиков.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию.

К. Маркс

 

Ход урока

I. Объявление результатов аттестации № 3. Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний

 

Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с довольно значительной эпохой в культуре и науке - эпохой Просвещения. Как и все в жизни, упомянутая эпоха подошла к концу. Общество развивается, меняется, а потому меняются взгляды, традиции, философия жизни. Мы сегодня начнем разговор о новую эпоху. Перед тем, как ознакомиться с традициями, которые пришли на смену Просвещению, мы послушаем сообщения ваших товарищей о ситуации в Европе в конце XVIII - начале XIX века.

 

1. Сообщения учащихся о ситуации в Европе в конце XVIII - начале XIX вв.

Ориентировочное содержание

Эпоха, которая началась после окончания первой буржуаВНОй ре-революции во Франции (1789 - 1794) и продолжалась до последних десятилетий XIX в.,- эпоха ломки старых феодальных отношений, роста класса буржуазии и ее полной победы в основных странах Западной Европы. В этот период в странах Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем начали обостряться противоречия буржуаВНОго общества. В целом Европа пережила сильное духовное потрясение и глубокое разочарование в связи с событиями Французской революции и наполеоновскими войнами. Появились сомнения в том, что человек в состоянии изменить к лучшему общественный строй мирным путем. Революция не привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось завоевать свободу и справедливость и с помощью штыков наполеоновских солдат.

В начале XIX века еще шла борьба буржуазии против феодального дворянства. Люди, воспитанные на произведениях Вольтера и Руссо, не могли не заметить, что общественный порядок - не «царство разума», которое предвещали писатели XVIII ст. Реальная действительность, в которой утверждалась эгоистическая мораль владельцев и все покупалось и продавалось, нанесла непоправимый удар по оптимизму просветителей.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Лекция учителя (учащиеся составляют конспект)

Предпосылки возникновения романтизма и его основная задача

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Известный философ Карл Маркс сказал: «Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию». Писатели, художники, музыканты стали свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, которые кардинально изменили жизнь. Многие из них восторженно приветствовал изменения и был в восторге от провозглашенных идей Свободы, Равенства и Братства. Но шло время, они замечали, что новый общественный порядок далек от идеалов того общества, что предрекали философы XVIII в. Наступило разочарование.

В начале века в философии и искусстве прозвучали трагические ноты сомнения относительно преобразования мира на принципах Разума. Это способствовало возникновению новой мировоззренческой системы - романтизма. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, которое считали царством добра, искренности, порядочности. Воспевая мы-прошлое, они брали за основу старинные легенды и народные сказки. Романтизм приобрел особого характера в каждой из европейских культур: в немецкой - мистика; в английском - это личность, которая противопоставляет себя разумному поведению; во французской - это необычные истории. Что же объединило их в одно течение?

Романтики не убегали от проблем жизни. Главной задачей романтизма было выражение внутреннего мира, душевных переживаний, а этого можно было достичь, используя истории, мистику и т. п. Нужно было показать парадокс внутренней жизни, ее иррациональность.

Вопрос к ученикам

• Какими были предпосылки возникновения романтизма?

Запись в тетради

Термин «романтизм» указывает на связь со Средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображения высокого, идеального любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.

 

2. Лекция учителя (учащиеся составляют конспект)

Характерные признаки романтизма и его отличие от классицизма и сентиментализма

Классицизм с его строгими правилами все в жизни четко разграничивал: плохое - хорошее, черное - белое. В романтизме нет такой четкости, в нем существуют оттенки, полутона. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Что касается сентиментализма, он отражает внутреннюю жизнь человека в гармонии с окружающим миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру эту гармонию.

Признаки романтического произведения: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виноват - виноваты сложившиеся обстоятельства. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

Особенностью романтического искусства является преобладание в нем субъективно - лирического момента. Изображение переживаний героя, отношение героя к жизни для романтика важнее изображение самой жизни. Из всех видов искусства романтики отдавали предпочтение прежде всего музыке, поскольку через нее многограннее и полнее можно обнаружить внутренний мир человека.

Романтический герой - индивидуалист, человек, который прошла в своем развитии две стадии: до столкновения с мрачной реальностью она стремится подвига и имеет желание перестроить мир; столкнувшись с реальностью, герой все еще считает этот мир унылым, никчемным и подлым, становится циником и пессимистом. Поняв, что мир изменить нельзя, герой больше не стремится к подвигу, зато все равно каждый раз подвергается опасности.

Беседа

В чем разница между романтизмом и классицизмом?

Укажите признаки романтического произведения.

Назовите особенности романтического искусства.

Опишите романтического героя.

Запись в тетради

Характерные признаки романтизма

1) Отрицание рационализма, господствовавшего в эпоху Просвещения, культ чувств человека.

2) Внимание к личности, ее индивидуальных черт.

3) Ведущие мотивы - одиночество, мировая скорбь (национальная тоска) и романтический бунт и непокорность.

4) Историзм произведений и увлечения фольклором.

Выдающиеся представители искусства романтизма В Англии - Дж. Байрон, Дж. Китс, П. Б. Шелли; в Германии - Э. Гофман, Г. Гейне, Новалис; во Франции - А. Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго; в США - Е. По, Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл; в Польше - А. Мицкевич, Ю. Словацкий; в Венгрии - ПИ. Петефи; в России - О. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь.

4. Чтение избранных стихов (В. Вордсворта, С. Колріджа, Джона Китса, Перси Виши Шелли, Г. Гейне, В. Гюго и др.)

Учитель. Романтическая лирика - это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах был не описание пейзажа. Человек и мир - вот что прежде всего волновало романтиков.

 

IV. Рефлексия

 

1. Итог урока

Вопрос к классу

Что вы выяснили для себя романтизм? (У художников романтизма мы замечаем признание самоценности личности, заинтересованность внутренней жизнью человека, стремление раскрыть богатство внутреннего мира человека.)

 

2. Составление грозди на тему «Романтизм»

 

 

3. Взгляды романтиков на жизнь, искусство, человека

Как вы понимаете эти высказывания?

«Настоящая беда заключается в том, что сейчас все застыло в вульгарной прозе жизни. И большинство людей спокойно воспринимает все это и даже чувствует себя вполне хорошо, молча скатываясь по болоту к пропасти» (Франц Шуберт).

«Меня порой спрашивают, люблю ли я детей. Конечно, люблю, ведь они еще не стали людьми» (Шарль Нодье).

«Лучше быть артистом или скитальцем, чем владельцем имения или крестьянином, так же с владением землей или снопом связанные несправедлива тирания и мрачное порабощения скупостью» (Жорж Санд).

«Мир плохой, плохой, ужасно плохой. И только сердце друга и искупительные слезы женщины могут спасти его от проклятия» (Рихард Вагнер). • «Тот, кто не испытал счастья в нынешнем мире, кто не нашел того, что искал, пусть уйдет в мир книг и искусства или погрузится в природу - это вечно юное воплощение старины и современности» (Новалис).

 

V. Домашнее задание

 

Подготовить вопросы по изученной теме для одноклассников (методика взаємозапитань); выписать в словарики определение романтизма; опережающие задания: для ученика -«биографа» - подготовить сообщение о Е. Гофмана; для ученика -«историка» - «Германия в конце XVIII - начале XIX вв.».