ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №30

 

Тема. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822) - многогранный художник - романтик. «Крошка Цахес» - шедевр романтической сказки - новеллы.

Цель: углубить знания о романтизм как направление мировой литературы; ознакомить с жизнью и творчеством Гофмана; развивать творческое воображение и читательский интерес учащихся; воспитывать интерес к литературе и искусству.

Оборудование: портрет Е. Т. А. Гофмана.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Великие люди - это оглавление книги человечества.

Ф. Геббель

Великие люди редко появляются в одиночестве.

В. Гюго

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

 

1. Проверка домашнего задания. Методика взаємозапитань (Вопрос для взаємоперевірки учащиеся подготовили дома.)

2. Сообщение ученика -«историка» «Германия конца XVIII - начала XIX века»

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Наполеоновские войны вызвали реакцию в Германии. Для сохранения основ феодального строя создается Священный Союз Германской нации во главе с Пруссией, строгий режим которого продержался от 1815 до 1830 гг. Оппонентом Священного Союза стал Эрнст Теодор Амадей Гофман. Как мыслитель Гофман выступает наследником энска школы. Требования, которые там были выдвинуты до идеального художника - универсальность искусства, концепция романтической иронии, синтез искусств,- были реализованы Гофманом, с жизнью и творчеством которого мы начинаем знакомство. (Ученики записывают тему урока.) Обратите внимание на предложенные эпиграфы урока. Оба высказывания касаются имени действительно великого человека, каким был известный писатель и музыкант. Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы учащихся.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Сообщение ученика -«биографа» о жизни и творчестве

Гофмана с дополнениями учителя

Задача для учащихся: параллельно с прослушиванием сообщения составить хронологическую таблицу, в которую внести важнейшие события из жизни Гофмана.

Ориентировочное содержание сообщения

Гофман родился 24 января 1776 года в Кенінгсберзі, в тогдашней Восточной Пруссии, в семье судебного чиновника (адвоката). Это была обычная семья, но город был не совсем обычным. Кенигсберг в то время был одним из центров культурной и духовной жизни Германии.

Эрнст был веселым, очень остроумным парнем и еще в школе проявил большой талант к музыке и рисованию. Также настойчиво постигал искусство слова: охотно брался за создание стихов, рассказов, сказок. Мальчик рано остался сиротой. Его забрал дядя, очень «правильный» человек, сухой педант, который не видел пользы в музыкальных увлечениях Эрнста. Он решает судьбу юноши: Гофмана зачислен в местный университет на юридический факультет. Уже на первом курсе университета Гофман для заработка дает уроки музыки и продает свои рисунки, а в девятнадцать лет написал свое первое музыкальное произведение и первые два романа, которые не были напечатаны и не дошли до нас.

После окончания университета Гофмана направлен в Варшаву, где он начинает самостоятельную жизнь. Гофман работает в суде, а поскольку атмосфера криводушництва и корысти, что царила там, становилась невыносимой, в свободное от работы время работает руководителем оркестра, дирижером или художником - декоратором в театрах. Гофман тщательно выполняет свои служебные обязанности юриста, но его душа просит музыки и сердце принадлежит ей. Даже свое второе имя - Амадей - он берет на честь выдающегося австрийского композитора Амадея Моцарта. В Варшаве он создает свою первую оперу, ставит ее на сцене. И все время много пишет. Сначала это были музыкальные произведения: оперы, дуэты, вокальные пьесы, статьи о музыке и музыкантах. Музыка всегда была наслаждением для него, она стала украшением его самых счастливых дней. «Музыка - самое романтическое из всех видов искусства, можно даже сказать единственный доподлинно романтический, поскольку изображает лишь бесконечное»,- так говорил он о своем увлечении.

Именно музыка даруває Гофману любовь - Юлию Марк. На то время ему было 35, а ей - всего 15. И не это было самым страшным: Гофман был женат (его жена, Михайлина Тищинська, была замечательной хозяйкой). Юлия - в дневнике он называл ее Кетхен - была недостижимым чудом, и вскоре ее выдают замуж, даже не спросив, любит ли она своего будущего мужа. Гофман переезжает в Берлин. Там он получает назначение на должность судебного советника.

От 1812 года он погружается в литературное творчество: пишет два романа, много повестей и рассказов, которые вместе составили шесть больших томов. И все они созданы за какое-то десятилетие.

До самого конца жизни Гофман считался политически неблагонадежным.

в 1818 году писатель заболел, а умер художник от паралича 25 июня 1822 года. Ему было тогда всего 46 лет. Вот так и закончилась недолгая жизнь этого человека, которого судьба не миловала: несчастное детство, безрадостная работа, которая не приносила ни удовольствия, ни денег, вечные нищета, болезни, борьба за человеческое достоинство. Попрощаться с Гофманом пришло совсем мало людей. Среди похоронной процессии был Генрих Гейне. Эпитафией стали слова: «Здесь похоронен Е. Т. А. Гофман родился 24 января 1776 г. и умер в Берлине в 1822 г. Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец». Вопрос к ученикам

Какие факты биографии Гофмана вам больше всего запомнились?

2. Сообщение учителя

«Крошка Цахес» - шедевр романтической сказки - новеллы

- Именно художественными произведениями Гофман снискал себе мировую славу. Большинство его рассказов и повестей и даже один роман имеют сказочные сюжеты, в них наряду с людьми действуют феи, колдуны, добрые и злые духи, животные. Эти сказочные существа живут в Гофманових произведениях по своим собственным законам, но часто и по законам человеческим, а они, конечно, бывают несправедливые и коварные, служат не добру, а злу. Писатель остроумно высмеивает и такие законы, и тех, кто их вводил.

в 1819 году появилась новелла «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», где под жанром сказки скрыта острая социальная сатира. Здесь для того, чтобы добро победило, должны вмешаться добрые волшебники. В знаменитой сказке про маленького Цахеса нам демонстрируется социальная механика закона отчуждение - присвоение определенных заслуг теми, кому они не принадлежат.

Вопрос к ученикам

Что вы ожидаете от прочтения книги?

 

IV. Рефлексия

 

1. Составление сенканів на тему «Гофман»

Ученики по желанию зачитывают.

Методический комментарий

Сенкан - п'ятирядковий неримований стих, который составляется по схеме:

1 строка - слово-тема (существительное),

2 строка - 2 прилагательных (определение темы),

3 строка - 3 глагола (активность, действенность, связанная с темой),

4 строка - фраза из четырех слов (понимание темы или отношение к ней),

5 строка - слово - вывод (существительное, синоним (или вывод) к теме).

Пример сенкану

 

Гофман,

Таинственный, одаренный,

Страдал, восхищался, любил,

Полет птицы, безжалостно оборван,

Талант.

 

2. «Микрофон»

Заверните предложение: «самым Интересным для меня сегодня было...».

 

V. Домашнее задание

 

Прочитать произведение Е. Гофмана «Крошка Цахес», ведя «Дневник двойных заметок».

Методический комментарий

Методика «Дневник двойных заметок» помогает читателям теснее связать материал текста с их собственным опытом и любознательностью. Тетрадь делится на две колонки. В первую записываются фразы, что больше всего поразили в произведении, который обрабатывает ученик, во вторую - собственные соображения относительно каждого отдельно взятого фрагмента текста.

 

Фраза из текста

Мои рассуждения

1.

1.