I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 27
Тема. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Противопоставление образов Падчерицы, Мачехи и Дочери как воплощение конфликта добра и зла
Цель: помочь учащимся выяснить, как художественно воплощается главный конфликт пьесы - противостояние добра и зла; развивать обраВНОе и логическое мышление, навыки чтения по ролям, пересказа произведения и его оценки; воспитывать чувство человеческого достоинства, толерантности, гуманизма.
Оборудование: портрет писателя, разные издания пьесы - сказки, иллюстрации к ней.
Теория литературы: драматическое произведение, образы-персонажи (герои), антитеза.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Для людей всегда были важны их отношения с природой. Ведь от природы зависело не только благосостояние, но и само их жизнь. В произведении С. Маршака природа оживает и воплощается в конкретных образах братьев-месяцев. Месяц Январь отмечает трудолюбие Падчерицы. Она то с тяжелыми ведрами воды, то хворост несет, в ветхом одежде, но всегда веселая, приветливая, певучая. Июль рассказывает, как она заботливо хлопочет с раннего утра на грядках, как бережет лес - никогда «ветки зря не сломит», нестиглої ягоды не сорвет. Хвалят героиню и другие братья-месяцы, искренне сочувствуют ей. Само собой встает вопрос: почему же люди часто не понимают друг друга, не сочувствуют, творящие зло и несправедливость? Вот на этот вопрос мы и поищем ответ на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Интерактивная игра «Да» и «Нет»
(Проводится письменно; каждый правильный ответ - 1 балл.) Подтвердите или опровергните высказывания.
• На каждом шагу в лесу Принцесса встречала зверей, которые радостно ее приветствовали. (Нет)
• Гофмейстерина Принцессы говорила, что она в восторге от их новогодней прогулки. (Нет)
• Начальник стражи дал слово Принцессе, что он никогда и никуда больше не отправится без удочки. (Так)
• Под снегом солдаты нашли землянику, чернику, малину и ежевику. (Нет)
• Падчерица с радостью приняла подарки Принцессы - корзину золота, двенадцать платьев, атласные башмачки на серебряных закаблуках. (Нет)
• Принцесса сказала, что бросит в прорубь кольцо и девушку вместе с ней, если та не скажет, где подснежники. (Так)
• Братья-месяцы прилетели на помощь Падчерице и Принцесса и ее свита увидели все времена года вместе. (Так)
• Канцлер, послы и прокурор мужественно защищали Принцессу от непогоды. (Нет)
• Принцесса на нарекания окружающих, которые остались в глухом холодном лесу, сказала: «А вы чего всякого глупого приказа слушаете?» (Так)
• Дед превратил Бабу и Дочь на лошадей и запряг в сани. (Нет)
• Солдат отдал свой плащ Падчерицы. (Так)
• Баба похвалила Дочь за то, что и хоть какой-то подарок выпросила для них у Деда. (Нет)
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Прогнозирование
- Как вы думаете, каким именно будет конец сказки? (Отвечают только те, кто не прочитал сказку до конца.)
2. Выразительное чтение за лицами 4 действия, 2 картины
3. Словарная работа за вопросами учеников
4. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Оправдались ли ваши прогнозы относительно конца пьесы-сказки? На чем вы строили свои предположения?
• Понравилась ли вам сказка? Почему? Чем именно?
• У кого из героев изменился характер лучше и почему?
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Найдите «третьего лишнего».
• Принцесса, Король, Гофмейстерина.
• Учитель Принцессы - профессор арифметики, правописания и пения.
• Январь пообещал снять с Бабы и Дочери собачьи шкуры через три года, через восемь или девять лет в зависимости от того, как они себя поведут.
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, пересказывать всю пьесу; характеризовать героев, давать оценку явлениям и событиям, выделять художественные особенности; готовиться к презентации проектной деятельности.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Я доволен (довольна), что...