ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 29

 

HE PUTS ТНЕ SCREW ON

 

Тема: Своеобразие художественного мира Ч. Диккенса. Характеристика образа Скруджа. Анализ первой строфы.

Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низким является то, что имеет положение низкое.

Ч. Диккенс

Цель: попытаться постичь писательское мастерство и своеобразие художественного мира Ч. Диккенса; развивать устную речь, навыки анализа литературного текста, умение выделять главное, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, моральное самосознание, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Ч. Диккенса, выставка иллюстраций к повести «Рождественская песня в прозе», словари иностранных слов, литературоведческие словари, словарь синонимов украинского языка, англо-украинский словарь, иллюстрации Кукрыниксов к произведениям А. Чехова, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.

 

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

Учитель озвучивает тему урока, комментируя необычность названия словами о том, что Диккенс английский писатель, писатель мистический, а поэтому и тема должна быть немного загадочной. Учитель объясняет, что речь пойдет о некоторых секретах художественного мастерства писателя, что и будет составлять основную цель урока.

Словарная работа. Мистика (от греч. - «таинственные обряды») - 1) Вера в существование сверхъестественных, таинственных сил и в способность человека вступать с ними в контакт. 2) Склонность к вере в таинственное и сверхъестественное. 3) Нечто загадочное, такое, что нельзя объяснить.

• Обратите внимание на эпиграф урока. Напишите предположения относительно вопросов, которые могут быть затронуты сегодня.

 

2. Эвристическая беседа. Просмотр выполнения домашнего задания.

• Расскажите о том, как празднуют Рождество в Украине (в вашей семье) по сравнению с тем, как это происходит в Англии, несмотря на своеобразие национальных культурных традиций. Начертите таблицу.

Диалог культур: Украина - Англия. Рождество

Украина Англия

Дата - 7 января 25 декабря (почему разница?)

За неделю пост То именно

Пекутся пирожки, готовится кутья; на столе желательно иметь 12 блюд Готовятся гусь, индейка, пудинг, в который на счастье закладывается монетка, колечко

Домой придут колядники, обычно дети, которых угощают блюдами, дают деньги... Люди обмениваются подарками В некоторых уголках Украины живые традиции вертепного театра... В Англии тоже колядуют, жертвуют на церковь, нищим, бедным, вручают подарки почтальонам, дворникам... Дети вешают у камина свои носки, в которых утром их будут ждать подарки. Состоят традиционно популярны в Англии рождественские рассказы

Составление таблицы сопровождается вопросами - ответами между учащимися с участием учителя. Обзор таблицы следует завершить ударением на общих культурных традициях обоих народов относительно христианских общечеловеческих ценностей.

• Почему люди с таким уважением относятся к Рождества Христова? (Потому что Рождество является праздником великого чуда, связанного с сочувствием Христа к людям, его самопожертвованием ради других, что вселяет в сердца надежду на возможность изменить себя и свою жизнь к лучшему).

• Прочитайте статью учебника (« Мозаика мелочей ») и попробуйте выяснить, зачем в тесто пудинга укладывалась монетка, которая, кстати, зачастую была серебряной. Какова история этой монетки?

3. Работа в парах. Просмотр вариантов составленного плана. Перевод текста цепочкой.

Ученики в парах сравнивают варианты составленного плана 1-й строфы, определяют наиболее удачные находки и редактируют собственные тексты. Ориентировочная версия плана:

1. Знакомство со Скруджем.

2. Визит племянника.

3. Скрудж на пути домой.

4. Появление призрака Марлея.

В дальнейшем выборочно публикуются версии плана, пользуясь которыми, ученики пересказывают текст 1-й строфы «цепочкой». Желающие внести свои дополнения/уточнения участвуют в работе, что обязательно оценивается.

Эврика нюансов. Выясните, зачем автор «позволил» Скруджеві оставить на вывеске компании («Скрудж и Марлей») имя своего единственного партнера и друга. (Во-первых, чтобы сохранить известное имя торговой союза, что не требовало затрат на рекламу; во-вторых, чтобы иронично охарактеризовать Скруджа как человека, потерявшего способность до простых человеческих чувств и которая готова даже в смерти товарища найти свою выгоду, и, наконец, чтобы подчеркнуть, что имя на вывеске - это единственное, что осталось хорошего от Марли после его смерти).

 

4. Эвристическая беседа. Взаимные вопросы. Словарная работа. Анализ художественного текста.

Методический комментарий. Методика взаимных вопросов используется тогда, когда возникает потребность во внимательном чтении текста с целью постижения проблемно-тематического или литературоведческого аспектов художественного произведения. По этой методике два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают вопросы друг другу. Учитель выступает партнером и корректирует действия учеников. Роль учителя - во-первых, среди ученических вопросов отобрать самые подходящие для развития мышления (с той целью, чтобы ученики имели собственные ценностные ориентиры относительно типов вопросов), во-вторых, в случае необходимости сформулировать вопросы, чтобы ученики имели раВНОобразные модели указанных типов и, в - третьих, корректировать содержание вопросов в направлении учебного задания. Инвариант «Взаимных вопросов» (что экономит время урока): ученики в паре, пользуясь «этюдами» домашней работы, на «Партнерских листах» разрабатывают новую, более совершенную версию вопросов и обмениваются ими уже не друг с другом, а с другими парами/группами участников по соответствующей ролью учителя.

План эвристической беседы с элементами анализа художественного текста.

План 1-й строфы (задача/вопрос):

1. Знакомство со Скруджем.

• Каким вы представляете себе Скруджа? Нарисуйте его словесный портрет.

• Назовите черты характера этого героя.

• Напишите личное отношение к затронутым проблемам и аргументируйте свою точку зрения цитатами из текста (не менее важно воспользоваться фактами из собственного опыта).

Учитель должен подвести учащихся к пониманию проблематики произведения, предложить самостоятельно ее сформулировать, и лишь в случае необходимости указать на ключевые слова, опираясь на которые, ученик самостоятельно смог бы сделать шаг за шагом на ступеньках своего ощущения, своего осознания и своей интерпретации художественного текста. Относительно проблематики произведения, то роль таких слов могут сыграть следующие высказывания или предложения: «Схватить человека клещами», «Ливень, град... бывают порой щедрые, а Скрудж никогда», «...никто никогда за всю жизнь... не попросил его показать дорогу», «Ему даже нравилось протовплюватися дорогами человеческой жизни, пренебрегая человеческим сочувствием». От отдельных, соответственно подобранных высказываний, легче перейти к определению общего - проблематике человеческих взаимоотношений, в частности равнодушия, эгоизма, тщеславия, жестокости, в отношении одного человека к второй.

Словарная работа. Подобрать как можно больше синонимов к слову «жмикрут». Все ученические версии (даже ошибочные!) выписываются на доске; по окончании обнародуется обратную сторону доски, на которой выписаны необходимые слова.

Жмикрут - (разг.) скупа и жестокий человек.

Скряга, скнира, скупой, скупец, скупой, скупердяга, скупердяка, скупендряга, скупердяй, скупендра, скупиндя, жадина, жалюга, жила, загнибеда (Виталий Коротич добавляет еще слово «жлоб» как интернациональную категорию; Шота Руставели по этому поводу говорит: «Все, что отдашь, то твое, все, что утаишь, то и потеряешь»).

• Подумайте, почему автор назвал главного героя Скруджем. Возможно, это имя подобрано не случайно, а с какой-то таинственной целью, с каким-то художественным расчетом?

• Вслушайтесь, не перекликается это имя с синонимами к слову «жмикрут». Посмотрим, что скажет нам об этом англо-украинский словарь. Настало время раскрыть тайну темы нашего урока.

Screw [skru:] - 1) винт, шуруп;

2) скряга;

3) кляча;

4) амер. сленг - придирливий экзаменатор;

5) нажимать, притеснять;

6) крутиться;

7) плата;

to put the screw on - оказывать давление, притеснять;

screw out off - требовать (деньги, согласие);

he has a screw loose - фигурально (обраВНОе выражение) - ему винтика не хватает.

• Прокомментируйте значение этих слов и выражений, учитывая то, как они связаны с характером героя. Определите среди них важнейшие. В дальнейшем, читая произведения зарубежных писателей, всегда интересуйтесь тем, что означает имя того или иного героя в переводе с языка - оригинала, которым написано произведение.

• Каким художественным приемом мастерски пользуется автор, изображая Скруджа? (Сравнением).

• Найдите яркие сравнения и растолкуйте их значение.

• Какой известный вам художественный прием дополняет авторские сравнения? (Гипербола).

• Как вы чувствуете, какой эффект достигается с помощью этого? (Во-первых, эффект забавности, во-вторых, образ Скруджа несколько искривляется и напоминает карикатуру (от итал. сагісаге - «перегружать, преувеличивать» ), карикатурно обостряется ).

Работа с иллюстрациями. На этом этапе можно уделить минуту внимания карикатурам Кукрыниксов к произведениям А. Чехова.

Словарная работа. Возвращаемся к с. 57 учебника (рубрика «Мозаика мелочей»), где растолковывается слово «карикатура».

Эврика нюансов. Почему автор называет Скруджа «старым грешником» и завершает первый шаг характеристики этого героя словами: «Не давал ей (конторе) нагреться даже нй Рождество»? (Чтобы сделать свое повествование об дельца созвучной с названием повести, с христианским праздником и оценить его жизни с точки зрения христианских, общечеловеческих ценностей ).

Повторяем изученное.

• Вспомните, на какой важной особенности творчества А. Чехова мы сосредотачивали внимание. (Роль художественной детали. Найдите главную художественную деталь в портрете Скруджа, которую автор всячески обыгрывает и разворачивает - «холод в душе» ).

• Раскройте переносное значения этой детали. Как бы вы ее назвали, если бы речь шла о музыке? (Лейтмотив).

Словарная работа. Лейтмотив (от нем. Leitmotiv - «основная мысль, тема») - 1) Ведущий мотив, гармоничный или мелодичный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении. 2) Переносно - основная мысль, тема, которая проходит через произведение или научный труд и подчеркивает главную идею.

Прием лейтмотива в создании образа героя широко используется Диккенсом и является характерным для его стиля (индивидуальной манеры творчества).

• Что Скрудж считает самым главным в жизни? Найдите такие слова в речи этого персонажа, которые определяют его ценности.

 

2. Визит племянника.

• Выясните, какая роль отведена автором этому персонажу. А сцене визита в целом? (Или: зачем автору понадобилось ввести в свое повествование персонаж племянника?) (Сцена помогает глубже раскрыть характер Скруджа, а персонаж племянника дает возможность осветить образ «дяденьки» в контрасте с качествами другого, благодаря чему поведение скряги, его отношение к близким предстает карикатурой на семейные взаимоотношения).

• Вспомните и выясните, какую известную вам из прошлого урока проблему нарушает Диккенс в диалоге племянника с «дядюшкой». (Проблема жизненных ценностей).

• Перечитайте этот фрагмент, начиная со слов: «Есть много вещей...» и заканчивая словами: «...я славлю» (с. 60). Прокомментируйте содержание этого отрывка.

Работа с эпиграфом Повяжите содержание прочитанного с эпиграфом нашего урока. (Может быть несколько идей: мир устроен несправедливо; достоинство человека определяется не должностью, а собственными добродетелями; материальное богатство не может заменить сокровищ души и т.п.).

• Что Скрудж понимает под словом «счастье»? (Возможность из всего эксплуатировать пользу).

• Как понимает счастье племянник? (Чувство братского единства между людьми: «...когда всех бедных людей считают за своих товарищей в жизни... » ).

• В чем контрастируют «дядюшка» и его племянник? (В своих представлениях о самом важном в жизни, в своих жизненных ценностях).

• А какое значение вкладываете в понятие «счастье»?

• Какое переносное значение имеет эпитет в авторской повествования, посвященной писцу («...и тот, хоть уже чуть не замерз, но был теплой от Скруджа, от чистого сердца ответил на приветствие»)?

Эврика нюансов. Определите интонацию, с которой автор употребляет этот эпитет. Как вы чувствуете, кому из героев адресована эта интонация?

 

3. Посещение двух джентльменов.

• Определите значение этого эпизода.

 

4. Скрудж на пути домой.

• Вспомните, кто составлял настоящее «общество» Скруджа (Банковские книжки, с которыми он любил обедать ).

Эврика нюансов.

• Перечитайте фрагмент главы, в котором изображен образ дома Скруджа, и объясните, в чем заключается секрет художественного мастерства автора. (Образ дома Скруджа - блестящий пример мастерства Диккенса. Он не только встает зеркалом, в котором отражается духовная заброс, деградация (от лат. Degrade - «снижение» ), упадок героя, но и метафорой - олицетворением целой истории его судьбы: «Дом... игрался с другими домами в прятки, то и забежал в этот двор, а потом не знал, как ему оттуда выйти», - Скрудж слишком проникся своим бизнесом и сосредоточился на накоплении денег, за что потерял общечеловеческие ценности; «двор» - почти тупик Скруджа в его теперешнем положении. «Темные комнаты в огромном доме» - бессмысленность, бесполеВНОсть существования-героя; «темные», то есть одинокие, как и их хозяин; «Дом был такой старый и унылый, что, кроме Скруджа, никто в нем не жил» - вновь одиночество Скруджа, его ненужность для других).

• Выясните, такая насыщенность текста художественными средствами/тропами приближает этот текст больше к прозе или поэзии. (К поэзии).

• Обратите внимание на название повести и догадайтесь, какому понятию в этом названии соответствует эта особенность текста. (Понятию «песня» ).

• Как это понятие перекликается с содержанием произведения? (Песня - это всегда нечто душевное, то, что связано с мечтой о прекрасном или с тоской о чем-то душевное и прекрасное. А в повести как раз и выражается мечта о том, что в человеке должно победить все, что в ней есть лучшего, хорошего. Возможно, именно поэтому автор и пытается приблизить текст повести к песне, то есть к поэзии).

 

5. Появление призрака Марлея.

• Укажите на фантастические мотивы/детали в сцене появления Марли.

• За что и как был наказан Марлея после смерти?

• Что имел в виду Марли, когда сказал: «Я ношу цепь, которую сам сковал себе при жизни»?

• Что символизирует эта цепь? Что означает его длина?

• Какое впечатление произвела на Скруджа рассказ призрака Марлея?

• Выясните, кто из героев и при каких обстоятельствах обнаружил гуманизм в отношении к другим. Проиллюстрируйте ваши суждения примерами из прочитанного. (Племянник по отношению к своему «дяденьки», когда в ответ на его пренебрежение остался приветливым, доброжелательным и сочувственным; призрак Марлея, что пришел для того, чтобы помочь товарищу избежать горькой судьбы, дать шанс на спасение).

 

5. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

Итоговая беседа.

1. Почему люди с таким уважением относятся к Рождества Христова?

2. С какой целью автор «позволил» Скруджеві оставить на вывеске компании («Скрудж и Марлей») имя своего единственного партнера и друга?

3. Назовите основные черты характера Скруджа.

4. Озвучьте в переводе на украинский язык тему нашего урока.

5. Который характерен для индивидуальной творческой манеры прием использует Диккенс, описывая образ Скруджа?

 

6. Домашнее задание.

1. Прочитать 2-ю строфу «Песни»; подготовить пересказ основных событий.

2. Составить простой план этой главы в форме вопросов, которые бы сосредоточили внимание не только на содержании, но и на важных художественных деталях (материал предыдущих уроков) и подробностях.

3. Определить, какие художественные средства использованы в описании доме Скруджа.