ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 28

 

ОТ БИОГРАФИИ ДО ТВОРЧЕСТВА - ОДИН ШАГ

 

Тема: Чарльз Диккенс (1812-1870). Гуманистический смысл и высокая человечность произведений Ч. Диккенса.

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая...которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.

Ч. Диккенс

Цель: проследить закономерную связь между фактами биографии писателя и особенностями его творчества; развивать устную речь, культуру общения, умение выделять главное, исследовательские способности, навыки анализа публицистического текста; воспитывать интерес и уважение к литературному наследию других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Ч. Диккенса, выставка произведений писателя, словари иноязычных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, список афоризмов Д. Дефо (один экземпляр на пару учащихся), хорошее настроение, чувство юмора.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Актуализация опорных знаний. Эвристическая беседа. Словарная работа.

На этом этапе учитель может воспользоваться предыдущим домашним заданием. (По разным источникам собрать сведения о английского писателя Чарльза Диккенса, интересные факты записать в тетради в свободной форме).

2. Учитель представляет тему урока, сообщает, что сегодня речь пойдет о творчестве Ч. Диккенса, и обращается к ученикам с вопросами:

• Как вы понимаете мысль, скрытую в теме сегодняшнего урока?

• Что, на ваш взгляд, означает словосочетание «один шаг»?

• Что означает слово «биография»?

• Биография может состоять из творчества?

• Если да, то что следует понимать под выражением «творческая биография»?

После коротких рассуждений - разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель/задачи урока, обсудить в паре и записать на «Партнерском листе».

Методический комментарий. С целью усиления диалогичности обучения учитель может переадресовывать толкование различных понятий другим ученикам. Например:

• Сергей, как вы поняли то, что высказал Андрей?

• Все согласны с мнением, что сейчас прозвучало?

В случае трудностей формулировки мнения со стороны ученика можно воспользоваться приемом перифразы, например:

• Если я правильно вас понял, вы имели в виду...(дальше вы прозрачно формулируете то, что интуитивно чувствует ученик).

 

3. Работа в парах. Метод «Гронування» (другое название - «Ассоциативный куст»). Гронування является стратегией, которая используется для стимулирования мышления в начале разработки новой темы. Для того чтобы применить этот метод, необходимо:

а) каждому из учеников в центре листа написать ключевые слова на тему: «Жизнь и творчество Диккенса», поставив их кругом;

б) вспомнить и кратко, не смотря на знаки препинания, записать вокруг темы важнейшие понятия, фразы, названия (и т.п.) по указанной теме, тоже взяв их в кружок;

в) если в результате обмена необходимы идеи записаны, ученики стараются помочь друг другу устанавливать там, где это возможно, связи между понятиями.

 

Образец

Жизнь и творчество Диккенса:

• Англия;

• война России с Наполеоном (1812 - год нар. писателя);

• вікторіанство (?);

• потеря семейного уюта;

• вакса;

• Скрудж;

• «Приключения Оливера Твиста»;

• карикатуры;

• «Записки Пиквикского клуба»;

• «Домби и сын»;

• отец в долговой тюрьме;

• неожиданное наследство;

• « Очерки Боза »;

• тема детства;

• «Тяжелые времена»;

• счастливая концовка произведения;

• журналистика;

• рождественская песня;

• Гоголь;

• «Дэвид Копперфилд».

Во время этой работы учитель помогает слабым парам выполнить задачу, дополняя ученические примеры сопутствующими сведениями, прежде всего названиями самых известных произведений писателя («Очерки Боза», «Записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Крошка Доррит», «Дэвид Копперфилд») или именами авторов, произведения которых созвучны произведениям Диккенса, например, упоминает о «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя. Известны, но непонятные понятия можно обозначить знаком «?», чтобы дальше (на следующем этапе) прояснить их (интересные слова выписываются на доску и объясняются). Этот вид работы может служить импровизированным приложением к рубрике учебника «Мозаика мелочей», в которой содержится фоновая информация.

 

4. Осознание значений. Презентация ученических Гроздь. Словарная работа.

На этом этапе должно произойти упорядочение идей в отдельные простейшие группы, которые учитель записывает на доске во время ученических презентаций, отбирая те, которые целесообразны для дальнейшего раскрытия темы.

Например:

• факты биографии;

• названия произведений писателя;

• герои произведений;

• тематика творчества (в зависимости от полученного материала и цели урока).

Во время этой работы учащимся предлагается задавать уточняющие вопросы относительно неожиданных или непонятных идей, включенных в Гроздь. Благоустроенные результаты совместной работы, отражены на доске, переносятся в ученических тетрадей.

Магические безделушки. С целью поощрения большинства учащихся к работе учитель может сообщить, что инициативные участники в конце урока получат дополнительный балл, который будет учитываться при выставлении итоговой тематической оценки. При этом подчеркивается, что цениться не только меткие ответы (которые и так можно оценить в течение или в конце урока), но и не совсем удачные, а во время проверки тематических работ учитель учитывает соответствующие баллы.

 

5. Работа с учебником. Управляемое чтение. Анализ публицистического текста. Словарная работа.

Учащимся предлагается обратиться к статье учебника (стр. 56), содержащее сообщение о жизни и творчестве Ч. Диккенса. Учитель замечает, что работа над статьей будет осуществляться поэтапно, с остановками после каждого абзаца и будет направлена предварительно сформулированными вопросами. Он вновь обращает внимание на тему урока и объясняет, что конечная цель анализа статьи - выяснить, какие реальные события из жизни Диккенса или черты характера писателя отразились на его творчестве. Средством достижения этой цели будет составление таблицы (учениками в тетрадях; учителем на доске).

Методический комментарий. Задачи, а соответственно и этапы уроков, ориентированные на обработку в парах, могут с большим успехом выполняться и в небольших группах (по 4, максимум 6 человек в группе). В этом случае учеников надо приучать к методике «Круглый стол», в соответствии с которой участники, обсуждая задачи/вопросы, высказываются по очереди (по кругу, поэтому - «Круглый стол»), наталкивают на интересные идеи, высказывают критические замечания относительно несовершенных суждений, отбирают самые удачные/интересные/необычные, записывают их на «Партнерском листе», определяются с «репортером» (с тем, кто должен представлять результаты совместной работы), обнародуют свою работу, отвечают на вопросы представителей других групп, в следующий раз придерживаются принципа ротации ролей репортера, получают удовольствие от командной работы и соответствующие баллы за нее.

Самая большая трудность (возможно, неудобство) при такой форме работы - это необходимость заранее организовать пространство - расположить парты таким образом (сопоставив 2 или 4 одна напротив другой), чтобы ученики имели возможность свободно общаться.

Зато такая форма организации урока:

1) развивает навыки партнерского сотрудничества,

2) предопределяет сознательное распределение ролей/работы среди учащихся,

3) налагает ответственность за общий результат (ибо оценивается группа, а не один участник),

4) привлекает к работе всех (а не только тех, к кому обращается учитель),

5) образует широкое, раВНОобраВНОе по формам и содержанию, информативное поле/спектр идей,

6) способствует ученическом взаємонавчанню (к которому учащиеся испытывают интуитивный поезд, пересказывая друг другу учебный материал во время перерыва),

7) дает возможность синхронно работать в нескольких направлениях, а это вопрос времени, которого всегда не хватает.

Вопрос/задача до 1-го абзаца:

• Какие качества выделяет автор в лице писателя? (Популярный писатель и человек, не равнодушный к другим);

• Какая из определенных качеств приводит (может объяснить) другую? (Любовь, сострадание к людям привлекает читателей, способствует популярности писателя );

• Как можно назвать человека, которая полна любви к людям?

Слово «гуманизм» объясняется на следующей странице учебника. Можно предложить подобрать синоним/антоним к указанному слова. Новые слова записываются на доске и в тетрадях.

Составление таблицы.

 

Жизнь и творчество Ч. Диккенса

Фрагмент текста Биографические факты Отзвук в творчестве

1 Одаренность, любовь к людям Популярность произведений

Вопрос/задача 2-го абзаца:

• Что вас больше всего поразило в этом фрагменте? (Возможно, то, что ученики 6-го класса - сверстники писателя, когда он работал на фабрике);

• Найдите те факты биографии, которые отразились в темах «жестокого мира», превратились в «трогательные образы детей», сказались на мотиве «веры в счастливый случай» (возможно, на счастливых концовках произведений), и занесите их в таблицу. (Долговая тюрьма отца, тяжелое детство, спасительный наследство ).

Заполните таблицу.

Вопрос/задача до 3-го абзаца:

• Найдите в тексте соответствия, один из которых относится к биографии, а другой к творчеству. (Диккенс - Боза).

Объясните значение слова «псевдоним».

Заполните таблицу.

Вопрос/задание до 4-го абзаца:

• Как журналистский опыт повлиял на творчество писателя? (Наблюдательность, понимание того, что характер человека зависит от обстоятельств, среды, в которой она живет. «Реалистичная точность» изображения).

Заполните таблицу.

Выясните, с какой особенностью творчества Диккенса контрастирует реалистичная точность изображения. (С романтической верой в силу чуда и мечты).

Заполните правую колонку таблицы, а к левой добавьте черту характера Диккенса, которая объясняет эту особенность его произведений. (Диккенс - романтик).

• Обратите внимание на этот заключительный мотив 4-го фрагмента статьи: «Верил в силу чуда и мечты». С каким мотивом предыдущей части текста он перекликается? («Вера в счастливый случай» ).

• Как вы думаете, автор случайно повторяется создает этот перекличка с определенной целью? Если это не случайность, то зачем это сделано? (Для того, чтобы акцентировать внимание на характерных чертах творчества писателя, объясняя это разными причинами ).

 

Вопросы и задания к последней части текста статьи:

• Внимательно прочитайте текст статьи до конца и перепишите в тетрадь все высказывания - мотивы, перекликающиеся со словами «ценность человека», взятыми из 4-го абзаца. («Ценность семейного уюта»; «настоящие жизненные ценности - любовь, дружба, деятельная доброта, способность сочувствовать и ярко переживать маленькие радости»; «самое дорогое для них - дом родной»; «непреходящие радости» «утверждение высшей ценности такого счастья» ).

• Просмотрите выписаны выражения и попробуйте их обобщить, определив таким образом сквозную проблематику творчества Диккенса. (Проблема жизненных ценностей).

Составьте картину запаха отголоска жизненных фактов в творчестве писателя.

Жизнь и творчество Ч. Диккенса

Фрагмент текста Биографические факты Отзвук в творчестве

1 Одаренность, гуманизм Популярность произведений

2 Долговая тюрьма отца, тяжелое детство, неожиданное наследство Тема «жестокости мира», образы обездоленных детей; мотив «веры в счастливый случай», возможны счастливые концовки произведений

3 Фамилия - Диккенс Псевдоним - Боза

4 Журналистика Наблюдательность, мысль о зависимости характера человека от обстоятельств, которые на нее влияют, реалистичная точность изображения

5 Романтичность характера Диккенса Романтическая вера в силу чуда и мечты

6 Творчество - тоже факт биографии Проблема жизненных ценностей

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, просмотрите таблицу и попробуйте понять, какой рыси творчества писателя отвечает его собственное суждение. Как вы думаете, почему именно эту мысль Диккенса было использовано в качестве эпиграфа? (Потому что она связана с важнейшей чертой творчества писателя, которую стоит запомнить).

 

6. Умная минутка. Словарная работа.

Установите соответствие между афоризмами Д. Дефо и идеями, содержащихся в обработанном статьи учебника. (Учащимся с целью повторения материала, усвоенного в 5-м классе, предлагается вспомнить, как называются «меткие народные изречения назидательного содержания, построенные как завершенное суждение»? Ученики должны вспомнить пословицы и раскрыть разницу между афоризмами и пословицами. Слово «афоризм» - от греческого - короткий меткий оригинальное выражение, что сделался постоянным (значение этого слова стоит заранее написать на обратной части доски).

Учащиеся вспоминают известное им значение слова «оригинальный» (который не является переводом с другого языка) и усваивают другое лексическое значение (созданное определенным автором самостоятельно, без подражания; который привлекает к себе внимание своей необычностью).

Проанализируйте перекличка афоризмов Д. Дефо с фактами, приведенными в статье и сделайте выводы об их смысловое соответствие.

 

Афоризмы Д. Дефо

 

1. Все наши жалобы по поводу того, чего мы лишены, происходят от неблагодарности за то, что мы имеем. ( «В маленьких радостях он ... нашел глубокий смысл; он помог простым людям найти поэзию в их обыденной жизни, побудил их еще больше полюбить самое дорогое для них - родной дом...» ).

2. Ошибочное использование материальных благ часто является кратчайшим путем к большим неприятностям. («Отец ...тратил на жизнь больше денег, чем мог себе позволить» ).

3. Быть лишенным близких людей - самое худшее, после нищеты, несчастье. («Следовательно уютное семейное жизни было разрушено...» ).

4. Что является спасением для одного, губит другого. («...счастливый случай - неожиданное наследство - положил конец этому печальному периоду...» ).

 

7. Повторение и закрепление изученного. Возбуждено соответствие.

Воспроизведите соответствие между понятиями, взятыми из созданной таблицы и хаотично расположенными на одном из обратных сторон доски (как инвариант - на плакате или на листе бумаги - на пару учеников по одному), подготовленном для этого.

 

8. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

 

9. Домашнее задание.

1. Перечитать сообщение «Вокруг Рождества» в учебнике на с. 58. Подготовить рассказ о том, как празднуют Рождество в вашей семье.

2. В качестве моделей вопросов, направленных на развитие мышления, учащиеся могут обратиться к тем, что расположены в учебнике в конце 1-й строфы (с. 65), и попробовать на них устно ответить.