ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 27

Тема. Публий Овидий Назон - выдающийся римский поэт. Сборник Овидия «Скорбные элегии»

 

Цель: заинтересовать биографией и творчеством Овидия; работать над выразительным чтением; проанализировать элегию «Зима на чужбине»; развивать актерские способности, творческое мышление; воспитывать любовь к родине, способность к состраданию.

Оборудование: изображения Овидия, тексты стихотворения «Зима на чужбине» (из «Печальных элегий»).

 

Какая грусть о Риме!Какие трогательные жалобы!

О. С. Пушкин

 

...То, что я прозой писал, в стих выливалось само.

Овидий

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Горация «К Мельпомене».

 

2. Пересказать биографию Горация, используя метод «Ґронування»

 

II. Мотивация учебной деятельности

Чтение поэзии М. Зерова

БЕССМЕРТНОСТЬ

Венец Овидия во веки не зов'яне;

Бессмертный «Плач» его, горький и несравненный,

Душні элегии, как цвет весенних лоз,

И солнечные чары его «Метаморфоз»,

И мудрые тонкости ученого любви.

Пусть Цезарь злобствує, и пусть лета изгнания

Согнут высокий состояние и седину вплетают.

И пусть гудит Сармат и Геты смерть несут,

А гневный Понт ревет и горами вергає,-

Народы и века не раз еще вспомнят

Звонких песен легкий свавольний лад

Стогнанням нежных альб и звоном серенад.

Так писал о знаменитого древнеримского поэта украинский поэт ХХ века. Николай Зеров.

- Как вы думаете, почему стихотворение имеет такое название?

В конце урока вы уже будете знать, о которые летом изгнания пишет поэт, поймете, почему «злобствує» Цезарь, и узнаете многое другое о жизни Овидия.

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.) родился в г. Сульмоне, в 140 км от Рима, в семье всадников. Отец мечтал дать своим сыновьям самое лучшее образование, а младшего Публия хотел видеть адвокатом. Однако уже тогда декламации Овидия напоминали стихи в прозе.

Ученик (в роли Овидия)

В ранних зеленых летах нас воспитывают пристально и заботливо:

В Рим до лучших знатоков отец послал нас обоих

Брат мой еще с молодых лет венец красноречия полюбил,

Форума ссоры громкие влекли сердце его.

Сердцу же моем с детства нравились святыни неба,

Муза в тихих песен звала душу мою.

Часто мол батюшка: «Не за хлебное ты дело берешься.

Славен Гомер, но и он так и умер нуждарем!»

Отцовское слово взял в душе я и, муз призабувши,

Попробовал писать прозу, я бросил метра звонкие,

Только писание мое охотку окрилялося ритмом,

Что бы не начал я писать, стихи складывались сами...

(Овидий. Жизнь поетове. Пер. М. Зерова)

 

 

Овидий

 

Светские развлечения и литература привлекали Овидия гораздо больше, чем перспектива попасть в Сенат, поэтому он вел независимую жизнь обеспеченного человека, проводя время в высшем римском обществе и в поэтических кругах.

В конце века Овидий стал первым поэтом Рима и создал знаменитую «Науку любви», который содержит практические советы для влюбленных - молодых современников поэта.

Инсценировка

Ученики-«римляне» читают «Науку любви».

1-й римлянин

Помни, однако, что здесь, в обманчивом свете лампады,

Ночью с хмельной головой, трудно ценить красоту.

Ведь не случайно Парис лишь днем и под солнечным небом

Молвил, богинь рассмотрев: «Лучшая - Матерь Любви!»

 

2-й римлянин

Ночь благосклонна, она прикрывает любые изъяны,

Ночью любую из дев можно счесть красавицей.

О драгоценных камнях, о крашеной пурпуром ткани

И о девичьей красе только при солнце суды.

 

3-й римлянин

Время теперь приступить к тому, что гораздо важнее,-

Как уловит для себя ту, что искал и нашел?

Все и повсюду мужи, обратите умы со вниманьем

И доброхотной толпой слушайте слово мое!

Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле

Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,

Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,

Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке.

Не безобразь своей головы неумелою стрижкой -

Волосы и борода требуют ловкой руки;

Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,

И ни один не глядит волос из полой ноздри...

Вдвинься в толпу, проберись к красавице, словно случайно,

Пальцами стана коснись, ногу ногой в день.

Вот когда время начать разговор! Венера и Случай -

Оба помогут тебе. Стыд неотесанный, прочь!

Здесь твоему красноречью не надобны наши советы,

Только сумей захотеть - сразу же станешь речист.

С ролью влюбленного сладь, словами яви свои раны,

Хитрость любую найди - пусть лишь поверит она,

Это нетрудно: ведь каждая мнит, что любви она стоит,

Даже и та, что дурна, верит в свою красоту.

(Овидий. Наука любви. Пер. М. Гаспарова)

В 8 г. н. э. Август засылает Овидия на далекую окраину империи, на берег Черного моря, в город Томы (сейчас это город Констанца в Румынии). Причины ссылки остаются неизвестными.

В отчаянии поэт сжег рукописи поэмы «Метаморфозы» (она сохранилась лишь благодаря копиям, которые остались у его друзей).

Десять лет провел Овидий далеко от родного Отечества. Содержанием его поэзии стали жалобы на судьбу и моления о возвращении в Рим.

Драма поэта отразилась в его «Печальных элегиях». Умер поэт в изгнании в 18 г. н. э.

Там и воздвигнут памятник, на котором высечены слова самого Овидия:

Я, что лежу здесь, Назон, воспевал нежное любви,

Пока досрочно меня талант мой мир не свел.

Ты же, в мандрівче (любил же ты и сам),

Не сомневайся шепнуть:

- Прах Назона-певца пусть здесь спокойно лежит.

 

2. Сборник «печальные элегии»

Слово о сборнике

В четырех книгах стихов прослеживаются трагические мотивы: разлука с семьей, тоска по Родине, ненависть к чужбины, просьба о милосердии, прославление поэзии как единственной опоры в тяжелом жизни.

О. С. Пушкин высоко оценил «Печальные элегии»: «Книга Тrиstium выше, по нашему мнению, всем прочим сочинений Овидия (кроме “Превращений”).

Героиды, элегии любовные и самая поэма Аrs аmandi, мнимая причина его изгнания, уступают элегиям понтийским. В сих последних более истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности и менее холодного чуждого климата и чуждой земли, сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!»

Сам Пушкин любил сопоставлять свое изгнание на юг с изгнанием Овидия.

В 1795 г. крепость на юге Украины в честь «певца любви» назван Овидиополем (ныне - райцентр Одесской области).

Повторение терминов из теории литературы Элегия - жанр лирики заунылого содержания.

В римской поэзии в элегии начинают преобладать личные переживания одиночества, разочарования, страдания.

Чтение стихотворения «Зима на чужбине» (или «Зима в гетов»)

ЗИМА У ГЕТОВ

(книга III, элегия X)

Может, и до сих пор еще кто помнит изгнанника Назона,

В Городе осталось еще, может, имя по мне,-

Знайте же - под звездами, что не спускаются в море никогда,

В дальней стране теперь я между чужаков живу:

Везде дикарей - савроматов, и бассів, и племена гетов -

Даже не достойны меня их имена!

Пока еще теплый воздух - тем временем нам Истр оборона:

Волнами проходящими он предотвращает войне.

Только же поступит унылая зима и весь берег зашерхне,

И от мороза становится белая, как мрамор, земля,-

Здесь и Борей, и снега мешают нам жить под Арктом,

Дрожащее Небо, и то будто здесь гнобит людей.

Падает снег и лежит, под дождем и под солнцем не тает,

Затвердевает; суровый Борей делает его пожизненным.

Следовательно, и первый еще не растает, как выпадет второй,

Во многих местах он часто двухлетний лежит.

И в Аквілону бурного сила такая, что высокие

Башни с землей уровня, крыши зданий зрива.

Шкуры и теплые штаны от холода злого спасают,

Из всего тела только и открытое лицо.

Часто от движения звенит льодинками покрыто волос,

И на морозе блестит, белая вся, борода.

Не распадаются вынуты, посуды форму сохранив,

Вина, и уже не черпать надо, а есть куски.

Что уже говорить, как ручьи, побежденные холодом, затвердевают,

Или как на озере ту воду копают хрупкое?

Даже и сам, за реку папірусодайну не узкий,

То, что в себе отовсюду столько сочетает волн,-

Истр - даже он, от жесткого ветра ізверху застигши,

Тайком в море несет воды свои голубые.

Там вон, где судна плыли, сейчас ноги ступают; по волне,

Скованной Холодом, теперь лошадиные копыта звенят;

Сейчас новыми мостами, что выросли над течением,

Тянут сарматские волы множество варварских телег.

Веры мне не піймуть; та не за ложь награды,

Итак, кажется мне, верить свидетелю следует:

Видел я море бескрайнее, что тоже от мороза застыло,

Воды обездвижены покрыла скользкая и блестящая кора.

Но не достаточно и видеть: шел я по волне затвердлій

И не смочила вода совсем моей ноги.

Если бы тебе пришлось, Леандре, плыть в этом проливе,

Наверное бы вода не была виновата в смерти твоей.

Даже дельфины не могут из волн в воздух подняться,

Потому навесной зимы их не пускает покров.

Видимо, когда, махнув крылом, Борей зашумел бы,

Волн бы не сбил и тогда на полоненій воде,

Не ворухнулись бы судна, языков мрамором, сжаты льдом,

И рассекать бы весело скованных вод не могли.

Я видел рыб, в льда зависли, привязаны крепко,-

Некоторые из них даже там еще сохраняли жизнь.

Итак, как только чрезмерная Бореєва сила повеет

Или над морским пространством, над разливом реки,

То через Истру равнинную, сухим Аквілоном закованную,

Варвар вмиг наліта, враг на бистрім лошади -

Враг на бистрім лошади, стрелой крылатой грозный,

Дикий разрушая край, уничтожая народ вокруг.

Кто убегает, оставляя дом: на полях беззащитных

Необоронене везде враг добро забира,

Сел нищенскую добро: и скрипучая повозки, скот -

Все те блага, которые имеет нищий крестьянин;

Тех пленных гонят, скрутив им руки за спину;

Видят в последний раз они родные дома и поля;

Падают другие, без сожаления зубчатыми стрелами убиты,

Ведь яд страшную быстрое железо несет.

То, что нельзя взять с собой - в дороге оставляют,

И невинные домики курит вражеский огонь.

Мир наступает, то и тогда ужасы войны всех пугает,

И не ведет борозды ратай, налігши на плуг;

Здесь, когда врага видят или не видят - боятся;

Поэтому необработанная везде, дикая, словно пустота, земля.

Ни сладкие в тени не прячутся здесь виноґрона,

И не шумує в кадках, пену вздымая, муст.

Яблок нет в этой стране. Не имел бы Аконтій, на чем

Слов написать своей госпожи и подкинуть ей.

Видно вокруг поля без деревьев и без зеленые, голые.

Горе мое! Не заходи ни один счастливый сюда.

Ведь так широко мир розіслався бесконечно-большой,

Зачем на муки мне край этот открыт печальный?

(Перевод Г. Кочура)

 

Беседа

• Докажите, что стихотворение написано в форме послания.

(Может, и еще кто помнит изгнанника Назона,

В Городе осталось еще, может, имя по мне,-

Знайте же - под звездами, что не спускаются в море никогда,

В дальней стране теперь я между чужаков живу...)

• Почему же Овидию не нравится жить на чужбине? (Поэт сетует на климат: холодную зиму, во время которой «падает снег и лежит, под дождем и солнцем не тает», «по волне, скованной холодом, теперь лошадиные копыта звенят». В этом крае нет яблок, не растет виноград: «Поэтому необработанная везде, дикая, словно пустота, земля». И для поэта край ссылки - еще и духовная пустота. Он не уважает людей, среди которых ему пришлось жить: они «когда врага видят или не видят - боятся».)

• Какие цвета преобладают в описании? (Черный и белый)

• Определите идею стихотворения. (Поэт не воспринимает ни людей, ни климат, ни землю, на которой приходится жить, и очень скучает по своей родине.)

 

IV. Итоги урока

«Микрофон»

1. В чем заключается трагизм судьбы Овидия?

2. Какие чувства вызывает у вас элегия Овидия?

Осипу Мандельштаму, русскому поэту ХХ ст., принадлежат перепевы «Печальных элегий» Овидия.

Вот один из них.

ТRISTIA

Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных.

Жуют волы, и длится ожиданье,

Последний час вигилий городских;

И чту обряд тот петушиной ночи,

Когда, подняв дорожной скорби груз,

Глядели вдаль заплаканные очи

И женский плач мешался с пеньем муз.

 

Кто может знать при слове расставанье -

Какая нам разлука предстоит?

Что нам судит петушье восклицанье,

Когда огонь в акрополе горит?

И на налого какой-то новой жизни,

Когда в сенях лениво вол жует,

Зачем петух, глашатай новой жизни,

На городской стене крылами бьет?

 

И я люблю обыкновенье пряжи:

Снует челнок, веретено жужжит.

Смотри: навстречу, словно пух лебяжий,

Уже босая Делия летит!

О, нашей жизни скудная основа,

Куда как беден радости язык!

Все было встарь, все повторится снова,

И сладок нам лишь узнаванья миг.

 

Да будет так: прозрачная фигурка

На чистом блюде глиняном лежит,

Как беличья распластанная шкурка,

Склонясь над воском, девушка глядит.

Не нам гадать о греческом Эребе,

Для женщин воск, что для мужчины медь.

Нам только в битвах выпадает жребий,

А им дано, гадая, умереть.

 

V. Домашнее задание

Письменно докажите, что стихотворение «Зима на чужбине» является элегией.