ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 26

Тема. Квинт Гораций Флакк - один из величайших поэтов римской литературы. Ода «К Мельпомене» как начало традиции подведение поэтом итоге своего творческого пути

 

Цель: познакомить с биографическими сведениями о Горация; продолжить работу над выразительным чтением; провести литературные параллели; сравнить стихи Горация, Державша, Пушкина; развивать внимательность, логическое мышление; воспитывать уважение к художникам слова.

Оборудование: карточки с биографией Горация, с текстами стихотворений Горация, Державина, Пушкина.

 

Свел я памятник свой...

Гораций

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Литературный диктант

1) самая Известная поэма Вергилия. («Энеида»)

2) Отец Энея. (Анхіз)

3) Мать Энея. (Рея Сильвия, Илия)

4) Основатель Рима. (Ромул)

5) Брат-близнец Ромула. (Рем)

6) Кормилица мальчиков-близнецов. (Волчица)

7) Этот бог занимался Ромулом и Ремом. (Марс)

8) Он выковал щита Энею. (Гефест - Вулкан)

9) Время его царствования называют «золотым веком» римской литературы. (Октавиан Август)

 

2. Сравнение поэмы «Энеида» Вергилия с одноименной поэме Котляревского

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Горацию принадлежит стихотворение, первая строка которого звучит так: «я памятник Возвел свой...»

Каким может быть памятник? Зачем люди их строят? От какого корня образовалось это слово?

(Ответы учащихся.)

Памятник - от слова память. Итак, возводят памятники, чтобы люди помнили о других, уважали их, не забывали об их достижениях.

 

III. Изучение нового материала

1. Ґронування

- Чтобы мы не забывали об классиков античной литературы, обратимся к текстам на карточках, в которых говорится о жизни и творчестве Горация.

Задание: прочитать текст, составить информативное гроно, которое выполняет роль опорного конспекта.

Текст для обработки

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОРАЦИЯ

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) родился на юге Италии в семье вольноотпущенника - раба, отпущенного на волю. Отец Горация много работал для того, чтобы сын получил достойное образование. Будущий поэт прошел все ступени тогдашней образования: от начального обучения в Риме к философским занятиям в Афинах, как это было принято в римской знати.

Увлекшись идеями республики, Гораций боролся в рядах защитников республики и стал военным трибуном (командиром легиона) в армии Брута.

После поражения армии Брута разочарован Гораций возвращается на родину. Здесь его ждет еще одно испытание: имение его отца был конфискован, и поэт остался без средств к существованию.

Именно в это время Гораций начинает писать стихи. Его первые стихи привлекли внимание Вергилия, который познакомил молодого поэта с Меценатом, стал другом и покровителем Горация.

Познакомившись с Августом, Гораций становится императорским певцом, проповедником цезаріанства. Но, чувствуя, что такая жизнь ему не по душе, уединяется в своем поместье в Сабінських горах. Впоследствии Меценат а Август снова вызывают поэта в Рим. Так и проходит его жизнь - в побегах на лоно природы и возвратах в Рим.

Перу Горация принадлежат 2 книги сатир, книга еподів (лирических стихотворений), 4 книги од, 2 книги посланий.

В своих одах Гораций, будучи философским, интеллектуальным поэтом, воспевает Рим и Августа, любовь и красоту, размышляет о поэзии, жизни и смерти, следуя призыв эпикурейства «Сагре диет!» («Лови день!»).

Творчество Горация творила огромное влияние на развитие мировой культуры. В Риме его произведения изучали в школах, составляли к ним комментарии. Не пропадал интерес к творчеству поэта и в средние века, и в эпоху Возрождения.

 

2. Усвоение литературоведческих терминов

Ога (гр. оdе - песня) - жанр лирики, выражает возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью определенных лиц и т.д.

 

3. Чтение оды Горация «К Мельпомене»

Подготовка к восприятию

- Кто такая Мельпомена? (Муза трагедии)

Выразительное чтение стихотворения учителем Беседа

• О какой памятник говорится в поэзии «К Мельпомене»? (Пжт уверен, что есть памятники, которым не страшны ни дожди, ни ураганы. Они - в памяти людей, ведь речь идет о лучших, самых знаменитых деятелей в истории человечества. Они - в поэтических строках, которые переживут века, потому что написал их талантливый поэт.)

• Какие автобиографические сведения отметил поэт в стихотворении? («Я - славный с убогого» - Гораций напоминает о своем «запятнано» происхождение: был сыном бывшего раба.)

• О какую заслугу в области поэтического искусства вспоминает Гораций? («Впервые сумел составить по-итальянски Еолійські стихи» - это означает, что Гораций писал на латыни, используя стихотворные размеры, изобретенные Сапфо, Архілохом, Алкеєм.)

• Что необычного есть в поэзии поэта? (Во-первых, он сводит памятник себе сам, не дожидаясь, пока его увековечат в мраморе или бронзе. Во-вторых, поэт настолько уверен в своем таланте, что считает себя достойным лаврового венка Мельпомены.)

 

4. Сравнение разных переводов поэзии на украинском языке

К МЕЛЬПОМЕНЕ

(III, 30)

Свиток я памятник свой. Дольше, чем медь звенящая,

Высший ед пирамид царских, простоит он.

Дождь его не разъест, не всколыхнет зимой,

Впав в ярость, Аквилон; череда стремительных лет -

 

Времени бег круговой - в прах не сотрет его.

Смерти все не скорюсь: не западет в мглу

Доля лучшая моя. Между потомками

Буду в славе цвести, пока с Весталкой

 

Пойдет понтифик-жрец до Капитолия.

Там, где Авфід бурлит, где рільникам когда

Давно за властелина был среди сухих полей,-

Будут знать, что и - славный с убогого -

 

Впервые составить сумел по-итальянски

Еолійські песни. Горда по праву,

Мельпомено, и звінчай, мило улыбаясь,

Лавром солнечных Дельф сейчас и мое чело.

(Перевод Андрея Содомори)

 

К МЕЛЬПОМЕНЕ

(III, 30)

Мой памятник стоит более длительный от меди.

Вознесся он над лбом царские пирамиды.

Его не сточить дождь язвительный, гризький,

Не свалит налітний северный ураган,

 

Ни лет длинный ряд, ни времени лет непрерывный;

Я не умру целиком: естества моего часть

Переживет меня, и от человеческих сердец

Принимать хвалу, пока понтифик-жрец

 

Еще сходит с девой в высокий Капитолий.

И где шумит Авфід несдержанной произвола,

Идет сказочный Давн ратайський народ судил,-

Везде будут говорить, что сын простых родителей,

 

Я первый положил на итальянскую мере

Эллады древней пение. Так не таїсь от мира,

И лавром, что взрастил святой дельфийский гай,

О, Мельпомено, ты чело мое звінчай.

(Перевод М. Зерова)

 

5. «Литературные параллели»

Стихотворение Горация «К Мельпомене» стал первым среди стихотворений, посвященных осознанию поэтом достижений своего творческого пути.

Мотив увековечения памяти поэта в его творчестве, который будет нужен будущим поколениям, является ведущим также в стихотворениях русских поэтов Г. Г. Державина и А. С. Пушкина.

Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация.

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру: но часть меня большая,

Вот тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенная будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простота беседовать о боге,

И истину царям с улыбкой говорит.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай,

Непринужденною рукой, неторопливой,

Человеческого твое зарей бессмертия венчай.

Г. Г. Державин

1796

 

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

 

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жил будет хоть один пиит.

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгуз, и друг степей калмык.

 

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не самом венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

О. С. Пушкин

1836

 

Гораций

Державин (1796)

Пушкин (1836)

Мой памятник стоит более длительный от меди.

Вознесся он над лбом царские пирамиды.

Его не сточить дождь язвительный, гризький,

Не свалит налітний северный ураган,

Ни лет длинный ряд, ни времени лет непрерывный;

Я не умру целиком: естества моего часть

Переживет меня, и от человеческих сердец

Принимать хвалу, пока понтифик-жрец

Еще сходит с девой в высокий Капитолий

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру: но часть меня большая,

Вот тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенная будет чтить

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жил будет хоть один пиит

 

Первые строки стихотворения похожи между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В стихах Горация и Державина отмечается, что он выше, чем царские пирамиды; ни дождь, ни буря, ни гром не смогут ему навредить. В стихотворении Пушкина говорится лишь о том, что памятник «выше Александрийского столпа». Некоторые исследователи считают, что речь идет не о Александрийскую колонну, возведенную на Дворцовой площади в Петербурге, а об одном из чудес света. Таким образом, во всех стихах памятник сравнивается с чудесами света, даже превосходит их.

Во всех стихах говорится о бессмертии души поэта, которая «от тлена убежав, по смерти станет жить», и о неизбежности славы, что придет к художнику. Интересно, что каждый из поэтов ограничивает время своей славы различными причинами. Для Горация - это существование Рима, для Державина - уважение мира к славянам, для Пушкина - наличие в мире хотя бы одного поэта.

 

Гораций

Державин

Пушкин

И где шумит Авфід несдержанной произвола,

Идет сказочный Давн ратайський народ судил,-

Везде будут говорить, что сын простых родителей,

Я первый положил на итальянскую мере

Эллады древней пение. Так не таїсь от мира,

И лавром, что взрастил святой дельфийский гай,

О, Мельпомено, ты чело мое звінчай

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге.

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простота беседовать о боге,

И истину царям с улыбкой говорит.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай,

Непринужденною рукой, неторопливой,

Человеческого твое зарей бессмертия венчай

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не самом венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца

 

Поэты предусматривают, что слава их переживет их самих и распространится на Родине. Гораций убежден, что его будут помнить в Италии, Державин и Пушкин перечисляют большое количество народов, живущих на бескрайних просторах России.

Гораций и Державин акцентируют на том, что стали известными именно благодаря своему поэтическому творчеству.

Своей заслугой перед людьми римский поэт считает то, что он начал писать на латыни стихи в стиле древнегреческой поэзии, которая была образцом, идеалом, моделью для римлян и не только для них.

«Круги Вена»

 

 

Подвести итоги попытки сравнительного анализа стихов можно, используя прием «Круги Вена». Таким образом, сразу можно понять, что есть общего и отличного в этих произведениях.

И Державин, и Пушкин подчеркивают, что их достижения - это как литературное творчество («Что первый я дерзнул в забавном Русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить»), так и влияние на формирование моральных качеств читателей, высокий уровень нравственности, что несет и сам автор, и его поэзия:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Обращение к музе в последних строках стихов у Горация связано с правом художника на увенчание лавровым венком. Державин и Пушкин не стремятся немедленного признания и спокойно благословляют музу на непростой путь:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не самом венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

 

IV. Итоги урока

«Продолжите фразу».

• Я знаю о Горация...

• Мне известно, что ода - это...

• Тема оды «К Мельпомене» - ...

• Идея оды «К Мельпомене» - ...

• Стихотворение Горация «К Мельпомене» вызвал немало подражаний, потому что...

 

V. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Горация «К Мельпомене».