ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 27

Тема. Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественные особенности произведения, мастерство автора в изображении сложности духовного мира человека; развивать навыки анализа художественного текста, раскрытие психологии героев, умение сравнивать литературные явления с жизненными, высказывать свои суждения и обосновывать их; воспитывать уважение к общечеловеческим жизненным ценностям, стремление их соблюдать.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков (урок-исследование).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру»,- писал академик Д. Лихачев.

Читательская мысль, читательская оценка становятся необходимым условием понимания теории Раскольникова и его самого, других героев, души которых полны противоречий, страшных, нечеловеческих, но достаточно убедительных аргументов. Сегодня на уроке мы попробуем добраться до глубинной сути противоречий, которые бередят души героев, заставляют их до тех или иных действий и поступков.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Составьте схему путей развития Раскольникова, эволюции его образа.

 

 

Примечание. Ученикам предлагаются только исходные и конечные данные, остальное они заполняют самостоятельно.

 

V. Формирование умений и навыков

1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

1) Определение «двойников» главного героя и его «антиподов»

 

 

2) Распределение героев романа с теорией Раскольникова на людей «обычных» и «необычных»

 

«Обычные» люди

«Необычные» люди

Разуміхін - нашел свое место в современном мире, не нарушает закона, соблюдает законы здравого смысла, ума, отсюда и его фамилия.

Пульхерия Александровна, Дуня, Соня, Лизавета, Катерина Ивановна - живут реальной жизнью, часто жертвуют собой ради других.

Мармеладов - теряет человеческий облик, деградирует, ломается через трудности жизни.

Порфирий Петрович - стоит на страже законов, пытается разобраться в человеческой душе и помочь

Лужин - хищник «нового времени», капиталистического. Не останавливается ни перед чем ради богатства и власти. Деньги - его бог и совесть. Перспективный предприниматель, из провинции переносит свое «дело» до столицы.

Алена Ивановна - хищница «прошлого дня», всю жизнь обогащалась за счет других, пользуясь их положением.

Свидригайлов - аморальный и преступный, не знает угрызений совести, играя жизнью и людьми ради своего удовольствия.

Сам Раскольников определяет себя как «необычную» человека, но сомневается, проверяет себя, совершив преступление - двойное убийство

 

2. Коллективная работа (или работа в группах)

Учитель. Охарактеризуйте героев с цитатами из произведения (можно сначала узнать их).

Мармеладов. «Надо, чтобы у каждого человека было место, где ее пожалели»; «Бедность не порок. Убожество является пороком»; «Я тварь»; «Для того и пью, что в пьянстве сем сострадания и чувства ищу».

Разуміхін. «Это был необыкновенно веселый и компанейский парень, добрый до простоты. Однако за этой простотой прятались и глубина, и достоинство. Был он умный, хоть и действительно порой очень простоват. ...Иногда он буянил и слыл силача. ...Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли подавить его. Он был очень беден и самостоятельно содержал себя, добывая деньги раВНОй работой. Он знал множество источников, где мог почерпнуть хоть какой-то заработок»; «в то же Время он ясно сознавал, что мечта, которая загорелась в его мыслях, совсем несбыточная,- такая неосуществима, что ему даже стыдно стало ее, и он как можно быстрее перешел к другим, более насущных забот и сомнений.»

Лужин. «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано» (вспомните Гобсека!); «...выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать»; «Если мне, к примеру, до сих пор говорили: «Возлюби», и я возлюбляв, то что из этого получалось?.. получалось то, что я разрывал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голыми по русской пословице: «Погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь»».

Свидригайлов. «В разврате есть нечто постоянное, основанное на природе...»; «...я ничьей мнением особенно не интересуюсь...»; «Кто я такой? Вы знаете дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге ошивался, потом вступил в брак с Марфой Петровной и жил в селе. Вот моя биография!» «Мы одного поля ягоды!»

Порфирий Петрович. «Вышло-таки подло, но вы все-таки не безнадежный подлец»; «Но вот что скажите: как же отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? ...так, согласитесь, когда возникнет путаница и один из одного разряда начнет думать, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия». то здесь уже...»; «Страждання. великая вещь. В страдании есть идея?»

 

3. Проблемный вопрос

¦ Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», кроме главного героя, показался вам неоднозначным, сложным по характеру? Почему? (Противоречивые размышления героев, неоднозначность их суждений, отношение к миру. Свидригайлов, Порфирий Петрович и др.)

 

4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Составьте сравнительную характеристику образов Раскольникова и Сони Мармеладової.

 

Раскольников

Соня

Совместное

Молодые, бедные, оба преступили закон и мораль, один стал преступником, вторая - проституткой

Отличное

Вывел свою теорию; совершил преступление ради себя; пострадали другие

Имела твердую веру в Бога, придерживалась христианской морали, пересекла границу ради других; пострадала сама

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Мини-диспут

Ученики висловляюються и доказывают свое мнение (в форме мини-диспута на тему «прав Ли Достоевский, утверждая: «Мир необходимо изменить, начнем с себя... Я считаю, что мир нужно изменить, но... первый шаг в том, чтобы начать именно с себя»?»).

 

VII. Домашнее задание

Повторить особенности системы образов романа во всей ее сложности, противоречиях и взаимосвязях.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения:

• Я понял (-ла), что...

• Самым сложным на уроке было...

• Мне запомнилось...