ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 28

Тема. Соотношение «преступления» и «наказания», семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

 

Цель: систематизировать и обобщить изученное; проследить поиски идеала автором романа и его героями; показать значение романа как философско-психологического, полифонического произведения; развивать навыки обобщения, выделения главного и деталей, высказывания своей мысли и ее доказательство; воспитывать потребность в творении добра, в соблюдении общечеловеческих моральных норм.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Любовь много терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превоВНОсится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не заканчивается. Теперь эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них большая»,- так говорится в Библии, Книге Книг (1-е Послание к коринфіян 13; 4-13). Мы не зря обратились к Писанию, ведь человечество выработало не так уж и много истин, и осознавались они поколениями каждый раз по-своему, как и каждым человеком также. Эти истины заключены в моральных законах: «Не убивай», «Не укради», «Не обманывай», «Возлюби ближнего своего как самого себя.» В течение предыдущих уроков мы прослеживали процесс поиска «человека в человеке», постижения им истины. Какова же позиция самого автора, какую истину постиг он и хотел донести до читателей? Об это сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

1. Композиционное сравнение

Учитель. Заполните и прокомментируйте таблицу «Преступление и наказание».

 

Преступление

Кара

Разработка, обоснование теории о «сверхчеловеке»;

двойное убийство

Угрызения совести;

страх перед разоблачением со стороны полиции;

страшные сны, бред;

осуждение со стороны близких;

отчуждение от людей, одиночество;

каторга;

крах идеи, теории

 

Ожидаемый ответ

· Композиционная пропорция составляет 1 : 6; это подтверждает авторскую идею: по христианской доктриной и законами справедливости преступление должен быть наказан.

 

2. Эвристическая беседа

¦ Согласны ли вы с мнением, что наказание Раскольникова началось задолго до преступления?

¦ Можно ли угрызения совести героя считать его главным наказанием?

Почему после признания Соне герой чувствовал себя более несчастным? (Он не ожидал такой любви от Сони)

¦ О какой любви идет речь? (Христианскую любовь к ближнему)

¦ Можно ли Свидригайлова считать художественным антиподом Раскольникова? Почему?

¦ Почему Раскольников ставит рядом (нравственностью) Соню Мармеладову и свою сестру Дуню?

¦ Каковы роль и место автора в романе «Преступление и наказание»?

 

3. Олово учителя

Значение и символика названия романа Ф. Достоевского понятны, достаточно прозрачны: «Преступление и наказание». Эти слова стали своеобразным крылатым выражением, афоризмом. Но они не являются однозначными. Как мы уже упоминали, на языке оригинала «преступление» - преступление, преступление через определенную разрешенную христианскую общечеловеческую черту. А вот слово «наказание» (кроме значения «наказание, кара») имеет еще и значение «приказа, пожелания, предосторожности, предосторожности».

 

4. Конкурс на лучшее название книги на украинском языке Примечание. Учитывается точность, благозвучие, отражение основной идеи. Название обосновать. («Преступление и предосторожность», «Предупреждение преступления», «Наказание души за преступление» и др.)

 

5. Самостоятельное анализирование предложенной учителем информации

Учитель. Сделайте выводы по таблице.

 

Жанр

Название

Страна, режиссер (композитор)

Год

Короткометражный фильм

«Раскольников»

Германия

1923

Художественный фильм

«Петербургская ночь»

СССР

1934

Художественный фильм

«Преступление и наказание»

США

1935

Художественный фильм

«Преступление и наказание»

Франция

1956

Художественный фильм

«Преступление и наказание»

СССР, Л. Кулиджанов

1969

Художественный фильм

«Преступление и наказание»

СССР

1970

Художественный фильм

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

СССР

1981

Опера

«Раскольников»

Г. Зугермейстер

 

Опера

«Раскольников»

Е. Петрович

 

Вокальная симфония

На тексты Ф. Достоевского и Ф. Кафки

В. Соммер

 

Музыка к спектаклю

«Преступление и наказание»

А. Онеггер

 

 

6*1. Просмотр (по возможности) фрагментов кинофильмов, спектаклей, сравнение интерпретаций произведения и собственных представлений (или иллюстраций разных авторов)

 

7*. Мини-диспут «Что связывает произведение Ф. Достоевского «Преступление и наказание» с современностью?»

 

8*. Сравнение произведений Ф. Достоевского и Бальзака, Стендаля, И. Франко«Перекрестные тропы»)

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе (произведения).

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• С изученной темы для меня наиболее интересными были такие формы работы, такие проблемы, как...

• Я разделяю (не разделяю) мнение художников и литературоведов о том, что...

• Произведение Ф. Достоевского близок сегодняшнему дню тем, что...

_____________________________________________________________________

1 Задача со звездочкой выполняются по возможности и в соответствии с подготовки плана контрольного произведения (по выбору).