ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 26

Тема. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Цель: помочь учащимся проследить развитие образа Раскольникова, определить авторское и личное отношение к персонажу и его идей; развивать навыки работы с текстом, характеризування образов в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений; воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должна быть наделена и «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Заполнение таблицы «Идеи произведения Ф. Достоевского “Преступление и наказание”»

 

Философские

Социальные

Психологические

Морально-этические

Развенчание теории «сильной личности», «сверхчеловека»

Осуждение социальной несправедливости, власти денег

Человек не может оправдывать свои действия только социальными обстоятельствами; многое зависит от ее психологического склада, характера

Даже благородная цель не может оправдать любые средства, есть граница, которую нельзя пересекать

 

V. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя с элементами эвристической беседы

Прежде чем подробно рассмотреть образ главного героя, вспомним, где происходит действие произведения.

¦ Охарактеризуйте Петербург, каким он предстает в романе. (Это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и символ жизни ненормального, аморального. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием героев.)

Когда Раскольников бродит по городу, размышляя о преступлении, то «трудно дышать», везде «громада мертвого камня, где человеку некуда идти»; и другие герои задыхаются «под тяжелым петербургским небом». Здесь страдают от голода, от бедности люди, и в их головах рождаются преступные мысли, реальность переплетается с грезами и кошмарами. Свидригайлов назвал Петербург «городом напівбожевільних».

Главный герой мечтает о другой, прекрасный город, созданное для счастья людей, и (такой парадокс!) когда идет на преступление, то думает... об обустройстве фонтанов!

¦ Вспомним портрет Раскольникова. («...Он был удивительно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, стройный, рост выше среднего». Был очень плохо одет.)

¦ Докажите, что сначала Раскольников был скромным, интеллигентным человеком, хорошим студентом, способным сочувствовать чужому горю. (Сон об издевательствах с коня, отдал деньги семьи Мармеладных, помогал больному товарищу и его отцу, переживал за судьбу матери и сестры.)

¦ С какой целью герой задумал совершить преступление, убить старуху-процентщицу?

а) Чтобы разбогатеть, помочь сестре и матери;

б) чтобы отомстить богачам за обиженных ими;

в) чтобы проверить свою теорию «сверхчеловека»;

г) чтобы очистить город от «скверны».

Примечание. Каждый ответ - правильный и неправильный - обосновать.

¦ Что принесла Раскольнікову его «попытка»? (Отчаяние и страдания)

¦ Мог бы преступление не состояться? (Мог бы, ведь герой случайно узнал о том, что сестры процентщицы не будет вечером; он случайно услышал разговор в трактире о Алену Ивановну; с другой стороны, одержимая идеей человек все равно стремится ее воплотить.)

¦ Были люди, которые думали так же, как Раскольников? Приведите цитаты из текста. (Студент и офицер в трактире)

¦ Что не учел Раскольников в своей теории «сверхчеловека»? (Насилие над собственной душой, муки совести. Желая привести человечество и отдельного человека к счастью, Раскольников предложил путь к «светлому будущему» через несчастья, через насилие.)

¦ Которым может быть символическое значение фамилии главного героя романа? (Раскольников - от «раскол», раздвоение в душе: «раскольнічество, раскольнік» - отступник от веры.)

¦ Кому первому Раскольников сознается в преступлении и почему? (Сони, у нее он спрашивает, что делать, как жить дальше, хотя перед этим несколько раз порывался идти в полицию с признанием.)

¦ Или сразу Раскольников пришел к покаянию? (Нет, даже после суда и приговора он считал, что не имеет «особой страшной вины». Только постепенно, анализируя свои поступки, размышляя над своим ужасным сном про «мировую язву-мор», он чувствует себя способным к раскаянию и возрождению, особенно под влиянием благодатной и всепрощенської любви Сони.)

 

2. Анализ этапов эволюции образа Раскольникова

Учитель. Запишите и объясните эволюцию образа Раскольникова по этапам.

Ожидаемый ответ

Добрый, умный человек теория «сильной личности» замысел преступления совершения двойного убийства угрызения совести, решения под влиянием Сони признаться признание, каторга размышления и покаяние, приход к Богу.

 

VI. Домашнее задание

Проанализировать образ главного героя (с учетом его сложности и противоречивости).

 

VII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• До Раскольникова я отношусь...

• Теория «сильной личности» и в наше время...

• Меня удивляет (поражает)...