I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 26
Тема. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Сказочные мотивы в пьесе
Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, особенности драматического произведения; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделения главных эпизодов, характеристики героев; умение высказывать свое мнение по поводу прочитанного; воспитывать гуманистические идеалы - совести, справедливости, добра и милосердия.
Оборудование: портрет писателя, разные издания пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», иллюстрации к ним.
Теория литературы: драматическое произведение, пьеса-сказка, действия, картины, диалоги, монологи, реплики, ремарки.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Читая пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», вы, наверное, заметили, что некоторые ее персонажи очень похожи на героев народных сказок. Например, добрая, трудолюбивая падчерица, злая мачеха, жестокая и капризная ее дочь (или дочери).
Действительно, в основу своего произведения С. Маршак положил мотивы славянских сказок (словацкой и чешской) про братьев-месяцев. Но многие писатель добавил и от себя, поэтому эта сказочная история заиграла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезными проблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. Итак, наше знакомство с драматическим произведением продолжается.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Выполнение тестовых заданий
(каждый правильный ответ - 1 балл)
Задания выполняются письменно; проверяется в парах методом взаємоперевірки под руководством учителя.
Тест
1. Какую работу выполняла Баба, обсуждая с Дочерью приказ Принцессы о подснежники?
а) Стирала белье;
б) выкачивала тесто;
в) варила обед.
2. Что делала в это время Дочь?
а) Перебирала корзины;
б) примеряла новую одежду;
в) любовалась собой в зеркальце.
3. Что Принцесса пообещала тому, кто принесет корзину подснежников в декабре?
а) Пол королевства;
б) корзину золота;
в) женить на принце.
4. Кто говорил о Падчерицу: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!»?
а) Принцесса;
б) бабушкина дочь;
в) соседи.
5. В связи с чем Дочь говорит: «хоть и жаль вас, и золота жалко, а еще больше себя жаль!»?
а) В связи с тем, что она посылает мать в лес по подснежники;
б) в связи с тем, что она бедная и несчастная, никто не берет ее замуж;
в) в связи с тем, что ее не пригласили на бал к Принцессе.
6. Как Баба надевала свою неродную дочь?
а) Как и свою родную дочь;
б) в старый, потертый одежду;
в) лучше, чтобы люди не осудили.
7. Как характеризуют Бабу и Дочь слова девушки: «Неужели вам меня совсем-совсем не жалко?»?
а) Они не понимают, что делают;
б) у них не было другого выбора;
в) они жестокие, бессердечные люди.
8. Кто разбудил Падчерицу?
а) Белка;
б) воробьи;
в) сова.
9. Как характеризует Падчерицу начало ее разговора с братьями-месяцами?
а) Как смелую и решительную девушку;
б) как образованную и сообразительную девушку;
в) как очень приветливую, вежливую девушку.
10. Откуда братья-месяцы хорошо знали Падчерицу?
а) Им о ней рассказал Солдат;
б) потому что видели, как она работала каждого времени года;
в) им рассказал о ней волшебное зеркальце.
11. Для чего Апрель подарил девушке кольцо?
а) Чтобы она могла позвать братьев на помощь;
б) чтобы она стала самой красивой и самой богатой невестой в селе;
в) чтобы ей позавидовала бабушкина дочь.
12. О чем попросил Январь Падчерицу?
а) Чтобы она рассказала о них Принцессе;
б) чтобы она никому не показывала короткой дороги к ним;
в) чтобы она ни в коем случае не оглядывалась, когда шла от них.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Выразительное чтение (лицами) третьего действия пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Самуил Маршак
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Что вызывает грусть, а что - смех в разговоре Принцессы и ее подданных, Принцессы и Бабы с Дочерью? (Смешные и одновременно грустные требования Принцессы, ее капризы; подхалимство придворных; ложь, выкручивание и глупость Бабы)
• Какие сказочные мотивы присутствуют в пьесе? («Бродячий» сюжет - противопоставление родной дочери и падчерицы; волшебный предмет (кольцо - кольцо); волшебные помощники (двенадцать месяцев) и волшебные события (фантастически быстрая смена времен года).)
• На какую мысль относительно источников пьесы наталкивают эти ответы? (Одним из источников литературной пьесы-сказки является сказка народная.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
- Отгадайте, кого из героев сказки касаются эти надписи и рисунок:
(Это ответ Принцессы на задание Профессора и его приказ о введении 32, 33, 34, 35, 36, 37 декабря)
VI. Домашнее задание
Прочитать 1 картину 4 действия, научиться пересказывать, характеризовать героев. Подготовить материалы к уроку по методу проекта.
Комментарий для учителя
Через два занятия будет проводиться урок по методу проекта, вернее, его заключительный этап. Для реализации проекта класс делится на 4 группы по временам года (за днями рождения, с помощью простой считалки: зима, весна, лето, осень или как-то по-другому, например с помощью цветных бумажек - кто достанет). Каждая группа находит свою пору года стихи, пословицы, загадки, народные приметы; подбирает иллюстрации, аудио-записи; готовит инсценировку по пьесе «Двенадцать месяцев» с участием месяцев своей поры года, творчески дорабатывая ее. Можно изготовить папки, альбомы, стенгазеты, видео-презентации; предложить собственные стихи, сказки, рассказы. К следующему уроку подготовить план работы в группах и распределить обязанности.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Меня заинтересовало...
• Я удивился (удивилась), что...
• Мне кажется, что королева никогда...