ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 26

Тема. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Сказочные мотивы в пьесе

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, особенности драматического произведения; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделения главных эпизодов, характеристики героев; умение высказывать свое мнение по поводу прочитанного; воспитывать гуманистические идеалы - совести, справедливости, добра и милосердия.

Оборудование: портрет писателя, разные издания пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», иллюстрации к ним.

Теория литературы: драматическое произведение, пьеса-сказка, действия, картины, диалоги, монологи, реплики, ремарки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Читая пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», вы, наверное, заметили, что некоторые ее персонажи очень похожи на героев народных сказок. Например, добрая, трудолюбивая падчерица, злая мачеха, жестокая и капризная ее дочь (или дочери).

Действительно, в основу своего произведения С. Маршак положил мотивы славянских сказок (словацкой и чешской) про братьев-месяцев. Но многие писатель добавил и от себя, поэтому эта сказочная история заиграла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезными проблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. Итак, наше знакомство с драматическим произведением продолжается.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

Выполнение тестовых заданий

(каждый правильный ответ - 1 балл)

Задания выполняются письменно; проверяется в парах методом взаємоперевірки под руководством учителя.

Тест

1. Какую работу выполняла Баба, обсуждая с Дочерью приказ Принцессы о подснежники?

а) Стирала белье;

б) выкачивала тесто;

в) варила обед.

2. Что делала в это время Дочь?

а) Перебирала корзины;

б) примеряла новую одежду;

в) любовалась собой в зеркальце.

3. Что Принцесса пообещала тому, кто принесет корзину подснежников в декабре?

а) Пол королевства;

б) корзину золота;

в) женить на принце.

4. Кто говорил о Падчерицу: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!»?

а) Принцесса;

б) бабушкина дочь;

в) соседи.

5. В связи с чем Дочь говорит: «хоть и жаль вас, и золота жалко, а еще больше себя жаль!»?

а) В связи с тем, что она посылает мать в лес по подснежники;

б) в связи с тем, что она бедная и несчастная, никто не берет ее замуж;

в) в связи с тем, что ее не пригласили на бал к Принцессе.

6. Как Баба надевала свою неродную дочь?

а) Как и свою родную дочь;

б) в старый, потертый одежду;

в) лучше, чтобы люди не осудили.

7. Как характеризуют Бабу и Дочь слова девушки: «Неужели вам меня совсем-совсем не жалко?»?

а) Они не понимают, что делают;

б) у них не было другого выбора;

в) они жестокие, бессердечные люди.

8. Кто разбудил Падчерицу?

а) Белка;

б) воробьи;

в) сова.

9. Как характеризует Падчерицу начало ее разговора с братьями-месяцами?

а) Как смелую и решительную девушку;

б) как образованную и сообразительную девушку;

в) как очень приветливую, вежливую девушку.

10. Откуда братья-месяцы хорошо знали Падчерицу?

а) Им о ней рассказал Солдат;

б) потому что видели, как она работала каждого времени года;

в) им рассказал о ней волшебное зеркальце.

11. Для чего Апрель подарил девушке кольцо?

а) Чтобы она могла позвать братьев на помощь;

б) чтобы она стала самой красивой и самой богатой невестой в селе;

в) чтобы ей позавидовала бабушкина дочь.

12. О чем попросил Январь Падчерицу?

а) Чтобы она рассказала о них Принцессе;

б) чтобы она никому не показывала короткой дороги к ним;

в) чтобы она ни в коем случае не оглядывалась, когда шла от них.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Выразительное чтение (лицами) третьего действия пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 

 

Самуил Маршак

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Что вызывает грусть, а что - смех в разговоре Принцессы и ее подданных, Принцессы и Бабы с Дочерью? (Смешные и одновременно грустные требования Принцессы, ее капризы; подхалимство придворных; ложь, выкручивание и глупость Бабы)

• Какие сказочные мотивы присутствуют в пьесе? («Бродячий» сюжет - противопоставление родной дочери и падчерицы; волшебный предмет (кольцо - кольцо); волшебные помощники (двенадцать месяцев) и волшебные события (фантастически быстрая смена времен года).)

• На какую мысль относительно источников пьесы наталкивают эти ответы? (Одним из источников литературной пьесы-сказки является сказка народная.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

- Отгадайте, кого из героев сказки касаются эти надписи и рисунок:

 

 

(Это ответ Принцессы на задание Профессора и его приказ о введении 32, 33, 34, 35, 36, 37 декабря)

 

VI. Домашнее задание

Прочитать 1 картину 4 действия, научиться пересказывать, характеризовать героев. Подготовить материалы к уроку по методу проекта.

Комментарий для учителя

Через два занятия будет проводиться урок по методу проекта, вернее, его заключительный этап. Для реализации проекта класс делится на 4 группы по временам года (за днями рождения, с помощью простой считалки: зима, весна, лето, осень или как-то по-другому, например с помощью цветных бумажек - кто достанет). Каждая группа находит свою пору года стихи, пословицы, загадки, народные приметы; подбирает иллюстрации, аудио-записи; готовит инсценировку по пьесе «Двенадцать месяцев» с участием месяцев своей поры года, творчески дорабатывая ее. Можно изготовить папки, альбомы, стенгазеты, видео-презентации; предложить собственные стихи, сказки, рассказы. К следующему уроку подготовить план работы в группах и распределить обязанности.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Меня заинтересовало...

• Я удивился (удивилась), что...

• Мне кажется, что королева никогда...