I семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 27
Тема. Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубно. Главы VII—VIII
 
Цель: показать героизм запорожцев в  бою под Дубно; продолжать подбор материала  к образам Остапа, Андрия и Тараса; совершенствовать навыки составления плана к  тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать уважение к  славной истории родины; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа:  логичность, последовательность, доказательность.
ХОД  УРОКА
І. Актуализация опорных  знаний, умений и навыков
1. Проверка  домашнего задания
На доске записано 2 плана VII главы,  2 плана обрабатываются устно, затем записываются 2 плана VIII главы и 2 плана  корректируются устно.
Рецензирование, коррекция планов  одним учеником — VII главы, другим — VIII главы.
2. Фронтальный  опрос
1) Что произошло ночью в лагере  осаждавших?
2) Какой приказ отдал кошевой  атаман?
3) Какая мысль все утро мучила  Тараса?
4) В чем он был совершенно уверен и  чего боялся больше всего?
5) Стал бы так Тарас сомневаться в  Остапе?
6) Кто развеял сомнения старого  полковника?
7) Что больше всего поразило Тараса?  («Скажи, что отец — теперь не отец мне, брат — не брат, товарищ — не товарищ и  что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»)
8) Зачем казаки, стоя под стенами  осажденного города, осыпали насмешками вражеское войско?
 
ІІ. Формирование новых знаний, умений и  навыков
1. Работа  над описанием отдельных эпизодов боя
• Обратить внимание на образные,  художественные средства, используемые Гоголем для придания выразительности  описанию.
Подтвердить примерами. (Сравнения.  Постоянные эпитеты. Повторения. Единоначалие предложений (анафора).)
• Какой из литературных жанров вам  это напоминает?
• Какой из эпизодов боя наиболее  важен для главных героев? (Выборы Остапа куренным атаманом)
• Обратить внимание на ответ Остапа  и реакцию Тараса.
2. Работа  над описанием совета по поводу разделения казачества на два отряда
• О чем свидетельствует разделение  казачества на две части?
• Какое важное событие связано в  этом эпизоде с главными героями?
• Зачем Гоголь так подробно  рассказывает о казаках, называя даже их имена?
• Что предложил Тарас товарищам на  прощание?
3. Словарная  работа («оселедец», «накаВНОй атаман», «Бульбенко» 
 по отношению к Остапу)
Учитель. Тарас сказал, прощаясь:  «Перед нами дела великого поту, великой казацкой доблести!»
Посмотрим, как автор оценивает  результат данного похода и всей доблестной истории казачества.
4. Выразительное  чтение текста (с середины последнего абзаца: «Не погибнет ни одно великодушное  дело...»)
• Какова главная мысль этого  отрывка?
• Можно ли сказать, что здесь речь  идет также и об огромном значении литературы в жизни человека и общества?
 
III. Подведение итогов урока
(с  использованием приёма «свободный микрофон»)
• Что было главным в делах и мыслях  запорожцев?
• За что больше всего ценили они  своих собратьев и чем награждали?
• Какая еще самая большая награда за  доблесть называется в книге?
 
IV. Домашнее задание
Читать главу ІХ, составить план; выписать цитаты к  образам Остапа, Андрия и Тараса; подготовить устный комментированный пересказ  эпизодов боя (первая часть главы); отметить слова, которые описывают поведение  казаков в бою.
Индивидуальное задание:  выразительное чтение речи Тараса о товариществе.