ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

 

УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОК 28

Тема. Прославление боевого товарищества казаков, осуждение предательства. Глава IX

 

Цель: показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать чувство товарищества, патриотизма, а также культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать свое мнение, воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства.

Наглядность: иллюстрации Д. Шмаринова к ІХ главе повести.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Составление планов

4 плана записываются на доске и 2 плана обрабатываются устно. Рецензирование, коррекция планов.

2. Блиц-опрос

1). Какие приготовления к предстоящему сражению сделали казаки?

2). Что сделал перед боем Тарас Бульба? (Произнес речь о товариществе)

3. Выразительное чтение (заранее подготовленным учеником) речи Тараса о товариществе

• На какие слова, по-вашему, нужно обратить особое внимание? («Породниться родством по душе, а не про крови может один только человек»)

4. Работа с иллюстрациями к IX главе.

(Эпизод боя, гибель отдельных казаков)

Учитель. Как вы думаете, почему художник выбрал такую цветовую гамму? Какими бы словами вы ее охарактеризовали? (Демонстрация иллюстрации. Задание: зачитать эпизод гибели одного из запорожцев, соответствующий ей.)

 

image37

 

Худ. Д. Шмаринов. Бой

 

• Что напоминают вам последние слова казаков, ответом на что звучат? (Речь Тараса)

 

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Беседа с элементами текстологического анализа по второй части главы

1) Что повлияло на перелом в сражении?

2) Прочитать описание Андрия. Что это нам напоминает? Есть ли в его отношении к битве то, что ещё раньше подметил в нём старый Тарас?

3) Почему Тарас решил не просто убить сына в бою, а заманить его к лесу одного?

4) С кем сравнивает автор Андрия перед последней встречей с отцом?

Что дают нам для понимания его поведения слова:

«Как школьник, неосторожно задравши своего товарища...»;

«И видел он перед собою одного только страшного отца»?

5) Почему Тарас не только принял такое страшное решение, но и взял на себя его исполнение?

6) Что в поведении Андрия укрепило решение Тараса? («Это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки»)

7) С чем сравнивает автор Андрия в его последние минуты? Почему Гоголь дает такое сравнение?

8) Почему Гоголь не просто описывает Андрия в последние минуты, но и любуется его красотой? («Чем не казак был?» — «Пропал бесславно, как подлая собака!»)

9) В какое мгновение — до или после выстрела — изобразил Д. Шмаринов Тараса? (Обращение к иллюстрации) Почему?

 

image38

 

Худ. Д. Шмаринов. Тарас убивает Андрия

 

10) Жалеет ли Тарас сына?

11) Прочитать слова Остапа о брате. Почему он спросил: «Это ты убил его?», а не: «Зачем ты убил его?» Жалеет ли он брата?

12) Почему Тарас даже не похоронил сына?

13) Каким словом называли Тараса казаки, обращаясь к нему в тяжелую минуту? Что значит сейчас для него это слово — «батько»? (Обращение к атаману как к «батьке» означало «породниться родством по душе, а не по крови...»)

 

2. Выразительное чтение (заранее подготовленным учащимся) эпизода «но не выехали они еще из леса...» до конца с уточняющими вопросами

• Как показывает автор жар сражения?

• Докажите, что Бульба изо всех сил старался спасти сына.

• Только ли сыну стремился он помочь?

• С чем сравнивает Гоголь теряющего сознание Тараса? Почему автор выбирает именно это сравнение?

 

ІІІ. Подведение итогов урока

• Почему Бульба убивает Андрия и изо всех сил старается спасти Остапа?

• Как выглядят казаки в час своей героической смерти?

• Как вы относитесь к героям повести?

 

VI. Домашнее задание

Читать главы Х, ХІ, составить к ним план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».