I семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 28
Тема. Прославление боевого товарищества казаков, осуждение предательства. Глава IX
 
Цель: показать героические,  гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества;  совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического  анализа произведения; воспитывать чувство товарищества, патриотизма, а также  культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность,  доказательность, умение отстаивать свое мнение, воспитывать умение  устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства.
Наглядность: иллюстрации Д.  Шмаринова к ІХ главе повести.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний  учащихся
1. Составление  планов
4 плана записываются на доске и 2  плана обрабатываются устно. Рецензирование, коррекция планов.
2. Блиц-опрос
1). Какие приготовления к  предстоящему сражению сделали казаки?
2). Что сделал перед боем Тарас  Бульба? (Произнес речь о товариществе)
3. Выразительное  чтение (заранее подготовленным учеником) речи Тараса о товариществе
• На какие слова, по-вашему, нужно  обратить особое внимание? («Породниться родством по душе, а не про крови может  один только человек»)
4. Работа  с иллюстрациями к IX главе.
(Эпизод боя, гибель отдельных  казаков)
Учитель. Как вы думаете, почему  художник выбрал такую цветовую гамму? Какими бы словами вы ее охарактеризовали?  (Демонстрация иллюстрации. Задание: зачитать эпизод гибели одного из  запорожцев, соответствующий ей.)
 

 
Худ. Д. Шмаринов.  Бой
 
• Что напоминают вам последние слова  казаков, ответом на что звучат? (Речь Тараса)
 
ІІ. Формирование новых знаний, умений и  навыков
1. Беседа  с элементами текстологического анализа по второй части главы
1) Что повлияло на перелом в сражении?
2) Прочитать описание Андрия. Что  это нам напоминает? Есть ли в его отношении к битве то, что ещё раньше подметил  в нём старый Тарас?
3) Почему Тарас решил не просто  убить сына в бою, а заманить его к лесу одного?
4) С кем сравнивает автор Андрия  перед последней встречей с отцом?
Что дают нам для понимания его  поведения слова:
«Как школьник, неосторожно задравши  своего товарища...»;
«И видел он перед собою одного  только страшного отца»?
5) Почему Тарас не только принял  такое страшное решение, но и взял на себя его исполнение?
6) Что в поведении Андрия укрепило  решение Тараса? («Это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было  имя прекрасной полячки»)
7) С чем сравнивает автор Андрия в  его последние минуты? Почему Гоголь дает такое сравнение?
8) Почему Гоголь не просто описывает  Андрия в последние минуты, но и любуется его красотой? («Чем не казак был?» —  «Пропал бесславно, как подлая собака!»)
9) В какое мгновение — до или после  выстрела — изобразил Д. Шмаринов Тараса? (Обращение к иллюстрации) Почему?
 

 
Худ. Д.  Шмаринов. Тарас убивает Андрия
 
10) Жалеет ли Тарас сына?
11) Прочитать слова Остапа о брате.  Почему он спросил: «Это ты убил его?», а не: «Зачем ты убил его?» Жалеет ли он  брата?
12) Почему Тарас даже не похоронил  сына?
13) Каким словом называли Тараса  казаки, обращаясь к нему в тяжелую минуту? Что значит сейчас для него это слово  — «батько»? (Обращение к атаману как к «батьке» означало «породниться родством  по душе, а не по крови...»)
 
2. Выразительное чтение (заранее  подготовленным учащимся) эпизода «но не выехали они еще из леса...» до конца с  уточняющими вопросами
• Как показывает автор жар сражения?
• Докажите, что Бульба изо всех сил  старался спасти сына.
• Только ли сыну стремился он  помочь?
• С чем сравнивает Гоголь теряющего  сознание Тараса? Почему автор выбирает именно это сравнение?
 
ІІІ. Подведение итогов урока
• Почему Бульба убивает Андрия и изо  всех сил старается спасти Остапа?
• Как выглядят казаки в час своей  героической смерти?
• Как вы относитесь к героям  повести?
 
VI. Домашнее  задание
Читать главы Х, ХІ, составить к ним план; подобрать  цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь»,  «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».