ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

 

УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОК 26

Тема. Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VІ

 

Цель: показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрия; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, обраВНОсть; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между раВНОжанровыми произведениями искусства.

Оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика — V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.

Рецензирование, коррекция планов всем классом.

2. Обсуждение законов, нравов и обычаев запорожской сечи

• За что больше всего наказывали на Сечи?

• Почему законы были такими жестокими?

• Как это соотносится с «вечными истинами» и библейскими заповедями («Не укради», «Не убий»)?

3. Работа с репродукцией картины и. Е. репина «запорожцы пишут письмо турецкому султану»

• Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев?

• Можно ли составить представление о характере запорожцев, изображенных на этой картине?

• Кто из героев «узнаваем» на полотне?

 

 

Худ. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

 

4. Выступление ученика, проводившего словарную работу («кошевой атаман», «куренной атаман», «ляхи», «литавры», «палица»)

5. Устное изложение-миниатюра — «вхождение в образ»

От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать о боевой подготовке Остапа и Андрия. Уточняющие вопросы:

• Почему из уст отца прозвучало: «Не Остап, а добрый, добрый также вояка!»?

• Почему Тарас настаивал на походе?

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

Беседа с элементами текстологического анализа.

• С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход?

• В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубно?

• Кто пришел ночью в казацкий лагерь?

• Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для панночки и ее матери? Заключается ли в этом предательство?

• Собирался ли Андрий просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения?

• Кто из табора казаков обратил ночью внимание на хождения Андрия?

• Была ли панночка уверена в том, что Андрий пришел насовсем?

• С чего собственно начинается измена Андрия?

• Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрия в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся.)

 

III. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

• К чему подводил нас Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? (Для автора главное — святость товарищества, ответственность перед обществом)

• Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андрием в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать о товарищах, об общей пользе и желании Андрия выделиться)

• Что стало причиной предательства Андрия?

• Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка?

• Можно ли понять и оправдать героя?

 

IV. Домашнее задание

Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI — об Андрии, гл. VII — об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для «толмача» («переводчика»).