ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 27

«СМЕШНЫЕ МЕЛОЧИ» «ПЕСТРЫХ РАССКАЗОВ» АНТОШИ ЧЕХОНТЕ

 

Тема: Функции художественной детали в прозе А. Чехова. Антитеза как художественное средство и композиционный прием. Ирония как средство построения произведения.

Цель: выяснить значение антитезы и иронии в произведении; определить элементы композиции художественного произведения, углубить знания о роли художественной детали в создании образа и характера. Прививать чувство комизма, развивать аналитическое отношение к компонентов художественного произведения. Учить формированию собственного мнения по поводу прочитанного, выражению личного отношения к проблемам, которые поднимаются в произведениях.

Тип урока: изучение художественного произведения.

 

Ход урока

 

1. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

• Что такое антитеза?

Противопоставление чего в художественном тексте называется антитезой - от греческого antithesis. Антитеза в художественном произведении не обязательно строится на антонімах.

Возникновения антитезы достигает еще тех времен развития культуры, когда первоначальное восприятие мира как хаотического царства случайностей менялось определенным упорядочением представлений, основывающихся на принципе двойственности: море - суша, небо - земля, свет - тьма, правый - левый, юг - север...

Разные понятия или персонажи ставятся в зависимость от признака, по которому их противопоставлено.

 

2. Работа над текстом. Значение антитезы и иронии в произведении. Сущность конфликта.

2.1. По какому признаку противопоставляет персонажей своих рассказов Чехов?

Ремесленник Хрюкін - полициант Очумелов;

полициант - генерал;

толстый - тонкий;

высокий ранг начальника - среднего звена служащий.

Итак, Антон Павлович Чехов использует антитезу по признаку принадлежности героев до определенного ранга на социальной ступеньке общества.

2.2. Почему Очумелов меняет свое решение?

Вспомните, как мы передавали характеры героев, читая по ролям. Найдите в тексте рассказа место наибольшего напряжения? Мотивируйте свой выбор.

Как называют в структуре композиции место наибольшего напряжения? (Кульминация). Зачитайте отрывок.

«Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ...» (с. 53 учебника).

 

АНТИТЕЗА

 

«Разве он достанет до пальца? Он маленький, а ты вон какой здоровяк!» (с. 54 учебника).

2.3. Для чего автор обращается к антитезису? (На противопоставлении ярче проявляется противоречие - конфликт).

2.4. Что такое конфликт? Обратитесь к заметкам в тетради.

2.5. В чью пользу решается конфликт? (Конфликт решается в пользу собаки. «Возьми его... Собаченятко ничего себе» ).

А теперь вспомните позу и жест, когда городовик и полицейский надзиратель застали Хрюкина.

2.6. То, в конце концов, кому показывает большой палец, поднятый кверху, золотарь?

Итак, еще в самом начале повествования автор закладывает ироничный намек на разрешение конфликта.

Противопоставление реализуется по признаку принадлежности «нарушителя закона» - собаки - до бродячих или к собственности генералова брата.

В рассказе «Толстый и тонкий» повествование также построено на антитезе.

2.7. Какие качества персонажей острее, ярче выделяет автор на антитетичному сравнении? (В обоих рассказах высмеивается подхалимство, чинопочитание).

2.8. Какие средства комического использует Чехов в своих рассказах?

2.9. Каким образом ирония реализуется в ткани произведения?

 

3. Речевая характеристика персонажей.

Давайте проследим по тексту, как с помощью речи характеризуются участники конфликта. Результаты

наблюдений занесем в таблицу. (Средняя колонка заполняется последней).

Лексические характеристики - до кульминации (говорит Очумелов) Авторская речь Лексические характеристики - после кульминации

Пес - стерва, бродячая скотина, бешеный, черт знает что, бродячий «Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В сльозавих глазах его выражение тоски и ужаса» Маленький, может дорогой, нежная животное, собачка, собаченятко, шельма, щенок

Хрюкін Человек в ситцевой рубашке с півп'яним лицом Здоровяк, черт, гребаная человек, свинья, балбес

Выводы

О собаке - лексика сниженного стиля, грубая. О Хрюкина - ничего «Толпа хохочет с Хрюкина».

В авторской повествования отсутствуют лексические экспрессивно-стилистические характеристики персонажей. Он только называет явления, предметы, события О пса - льстивыми словами, о Хрюкина - грубо, обидно

Итак, комическое заложенное автором и в уста каждого из персонажей, за что читатель сразу понимает отношение каждого из них к конфликту. Сам автор отказывается от критики прямым текстом.

 

4. Решение конфликта.

Мы выяснили в начале урока, что конфликт построен на противопоставлении (антитезе). Основой конфликта стала собака, которая укусила ювелира за палец. Автор противопоставляет действия и реакции чиновников (Очумєлова и Єлдиріна), которые должны поступать по справедливости, соблюдать закон в зависимости от того, чья собака. Давайте проследим по тексту, как решается спор (конфликт). Справедливым является его решения? Результаты наблюдений занесите в таблицу. (Средняя колонка заполняется последней).

К кульминации Конфликт После кульминации

Хрюкін Хрюкін

«Пусть мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не поворухну» Возместить убытки «У него в законе все сказано... Сейчас все равны... У меня У самого брат в жандармах...»

Очумелов Очумелов

«Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и всякая другая бродячая скотина!» Вернуть закон, как дышло... «Ты, наверное, розколупав палец гвоздиком, а потом и пришла тебе в голову идея, чтобы содрать»

«Ты, Хрюкін, пострадал и дела этого так не оставляй» Чиновники над законом. И родственники чиновников тоже. «Я еще доберусь до тебя»

Следовательно, противопоставление воплощается в зависимости от отношения к разрешению конфликта. Главные средства создания комического в рассказах А. П. Чехова становятся основой для создания характеров, сюжета. Произведение строится на противопоставлении образов, поведения персонажей, отношение к проблеме. Использование антитезы позволяет острее выявить противоречие, ведь на противопоставлении идея сравнить явления, персонажей оказывается очень естественной. Введение антитезы в структуру произведения избавляет автора от необходимости высказывать собственное отношение к проблемам, поднятым в произведении. Автор показывает - читатель делает выводы. Автор критикует, не сказав ни слова критики.

 

5. Функции художественной детали в произведении.

Мы убедились, что А. П. Чехов не выражает мысли прямо, а позволяет делать читателю это самостоятельно. Читатель должен выполнить определенную работу, чтобы понять авторский замысел. Не последнюю роль в этом писатель отводит деталям. Давайте попробуем выяснить, как с помощью деталей писатель описывает внешность персонажей, что он хочет сказать нам таким образом об их характеры, а следовательно, как показывает нам свое отношение к ним и к проблеме «хамелеонства».

Персонаж Детали внешности Личностные черты Замысел автора

Хрюкін В ситцевой накрахмаленной рубашке и расстегнутой жилетке, півп'яне лицо Кашляет в кулак - признак лжи Раскрыть несоответствие необходимости быть аккуратным и в поведении, и во внешности золотых дел мастеру и тому, как ведет себя Хрюкін.

Очумелов В новой шинели... шевеля бровями говорит... лицо заливается улыбкой умиления » Строгость, вдруг меняется подобострастием Резкие смены настроения - отсутствие принципиальности. Только приступил к обязанностям

Єлдирін «За ним ступает рыжий»... с конфискованным крыжовником в руках « Глубокомысленно замечает» Не идет, а ступает (рус. вариант «шагает») - безликость. Единственное, что отличает человека - рыжий

Генерал У генерала собаки дорогие, породистые. Легавые. Не любитель борзых Легавые предназначены для охраны, службы, борзые - для охоты

5.1. Элементы внешности персонажей.

Случайно писатель избрал для развертывания событий базарную площадь? Имеет ли значение место действия для донесения до нас авторского замысла? Давайте разгадаем еще один шифр писателя.

Методический комментарий. Представленная таблица ориентирована на учителя. На уроке исследуются лишь пространственные ориентиры изученных рассказов - «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

5.2. Роль деталей изображения пространства и времени в рассказах Чехова.

Таким образом, уже в ранних рассказах А. П. Чехова оказалась повествовательная манера, что станет характерным для всего творчества

Место действия в разных рассказах Чехова Роль детали Замысел автора

«Через базарную площадь идет...» Базар - шумное место, толпа - зрелище Правосудие оказывается на базарной площади - сатира

«На вокзале Николаевской желеВНОй дороги...» Вокзал - место встреч, прощаний, случайностей Отсутствие необходимости проявлять чинопочитания. Случайно встретились, попрощались и все, но нет...

«Земская больница...» («Хирургия») Земская -

«Вдоль степного пути...» («Счастье») В прахе, грязи, среди огромного пространства степи (выбор).

«Из N., уездного города Те-ои губернии...» («Степь») Отсутствие конкретики, где, обобщение, типизация.

«В Х-ом общественном клубе...» («Маска») Загадочность, таинственность

писателя - объективность повествования, сдержанность, расчет на читателя, который способен сам разобраться в смысловых и эмоциональных глубинах произведений, который не нуждается в авторских характеристик, объяснений, которые «в садах прибиваются к деревьям садовниками и портят пейзаж» (Из письма Григорьевич ).

 

6. Подведение итогов урока.

Какие выводы мы можем сделать на основе проделанной работы?

 

7. Домашнее задание.

1. Указать признаки повествования в произведении «Хамелеон».

2. . Пользуясь различными источниками, собрать сведения о английского писателя Чарльза Диккенса, интересные факты записать в тетради в свободной форме.