ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 28

Тема. Внеклассное чтение. Бурные человеческие страсти в новеллах П. Мериме

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством французского писателя П. Мериме, помочь понять идейно-философский смысл его новелл; углублять навыки самостоятельной работы, анализа прозаического произведения, выразительного чтения, пересказа; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать расширению читательского кругозора школьников.

Оборудование: портрет П. Мериме; выставка его произведений; тексты новелл писателя (в переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Любовь - дитя, дитя свободы...

Ария Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Проспер Мериме - один из известных французских писателей-реалистов XIX века, блестящий драматург и мастер художественной прозы. Его произведения привлекают внимание читателей жизненной энергией, совершенной формой, глубиной психологического анализа, яркими характерами и бурными страстями.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизнь и творчество П. Мериме

Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года в семье образованного химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Окончив курс юридических наук в Париже, он получил назначение на должность секретаря графа д'Арту, который был одним из министров июньской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции. Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 году он подружился с графом де Тебом и его женой, дочь которых, Евгения, впоследствии стала французской императрицей, женой Наполеона III. В 1853 году Мериме стал сенатором и пользовался полным доверием и дружбой Наполеона III. Несмотря на удачную и быструю политическую карьеру, политика играла в его жизни второстепенную роль. Настоящим призванием Мериме была литература.

Как писатель он дебютировал довольно рано, когда ему исполнилось только 20 лет. Первым произведением стала историческая драма «Кромвель», что ее одобрением встретил Стендаль. Но, несмотря на высокую оценку Стендаля, Мериме остался недоволен своим произведением и потому драма не попала в печать. Позже писатель написал несколько драматических пьес, которые были напечатаны под названием «Театр Клары Газуль». Интересно, что Мериме в предисловии к книге заявил: автором произведений является якобы неизвестная испанская актриса странствующего театра.

В течение 1828-1829 годов из-под пера писателя выходят драма «Жакерия», исторический роман «Хроника времен Карла IX», новеллы «Маттео Фальконе», «Таманго», «Этрусская ваза» и ряд писем из Испании.

в 1839 году Мериме предпринял поездку на Корсику. Его всегда привлекали экзотические страны, обычаи других народов и цивилизаций.

Писатель написал несколько сочинений по истории Греции, Рима, Италии. Отметим, что его исторические изыскания о короле Кастилии пользуются популярностью даже среди специалистов.

Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяет его среди французских писателей. В частности, Мериме одним из первых французских художников оценил русскую литературу, овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. Он боготворил Пушкина, в 1849 году перевел его повесть «Пиковая дама». По воспоминаниям И. Тургенева, П. Мериме в присутствии самого В. Гюго называл Пушкина лучшим поэтом эпохи. в 1851 году вышел этюд Мериме о Гоголе, а в 1853-м - перевод «Ревизора». Писателя интересовала история Петра I, Смутного времени. Мериме был поклонником И. Тургенева, написал предисловие к его роману «Отцы и дети», опубликованного в Париже в 1864 году.

Писатель отрицательно отнесся к перевороту 1851-го, в результате которого Луи Наполеон Бонапарт объявил себя императором Наполеоном III. Благодаря супруге императора Евгении Мериме окружили милостями двора, наградили орденом Почетного легиона, а летом 1853 года назначен сенатором. Однако в сенате Мериме будет играть скромную роль: за семнадцать лет лишь трижды он брал слово. И близкие отношения с императором не сложились, хотя императрица и относилась к нему как к родному человеку.

В 50-е годы Мериме жил очень одиноко. После смерти отца он больше пятнадцати лет прожил с матерью. 1852 года Анна Мериме умерла. У Проспера не было ни братьев, ни сестер, ни жены. Сужался круг его друзей. Еще в 1842 году умер Стендаль, с которым Мериме дружил на протяжении двадцати лет. Отношения с Валентиной Делессер приносят ему много страданий. 1852 года Валентина покинула Мериме, он болезненно переживал ее поступок. Теперь писатель чувствовал приближение старости, пошатнулось его здоровье (он болел астмой).

Состояние Мериме ухудшилось еще и от того, что Франция 19 июля 1870 года объявила войну Пруссии. Он понимал: война ведет к катастрофе, глубоко сочувствовал императрицы, провозглашенной регентшей. Несмотря на болезнь, Мериме дважды делает визиты к Евгении.

11 сентября 1870 года писатель приезжает в Канны. Своему врачу он сказал: «Франция умирает, и я хочу умереть вместе с ней». 23 сентября 1870 года в девять часов вечера Проспер Мериме неожиданно умер. Ему было 67 лет.

После смерти П. Мериме русский писатель И. Тургенев написал: «Под внешним равнодушием он скрывал любящее сердце; он был до конца верен своим друзьям».

 

3. Слово учителя.

П. Мериме известен как мастер новеллы. Одним из наиболее ярких его произведений является новелла «Кармен» (1845). Отметим, что в основу сюжета одноименной оперы Ж. Бизе, музыка которой чрезвычайно популярна и в наши дни, взято именно это произведение.

 

4. Беседа.

- В чем заключается особенность композиции новеллы? («Кармен» - это рассказ в рассказе. В новелле несколько рассказчиков: автор-археолог и контрабандист Хосе Наварро. Благодаря этому повествование несколько замедляется.)

- Где происходит действие? (В Испании, в Кордове.)

- Кто является героями произведения? (Автор - археолог, этнограф и лингвист, контрабандист Хосе и цыганка Кармен.)

- Расскажите, как автор-рассказчик познакомился с Хосе. (Они встретились на Каменской равнине.)

- Найдите описание Хосе. Что поражает в его портрете? (Суровый и гордый взгляд.)

- Что поразило рассказчика при первой встрече с Кармен? В какое время суток это произошло? (Его поразила красота женщины, но это холодный взгляд ученого. Ее «дикая красота» и чувственный и одновременно жестокое выражение глаз. Это произошло ночью.)

- Найдите описание портрета Кармен. («В волосах у нее был большой букет главного гуцульского жеребца жасмин, лепестки которого издают вечером одуряющий запах. Одетта была она просто, пожалуй, даже бедно, во все черное, как большинство гризеток по вечерам».)

- Какой образ больше всего подходит Кармен? (Хищной кошки, прыгает за добычей.)

 

5. Пересказ текста.

- Расскажите историю жизни Хосе.

- Расскажите, что вам известно о Кармен.

 

6. Продолжение беседы.

- Какими были отношения Хосе и Кармен? (Достаточно сложными, хотя она и говорила, что любит Хосе.)

- По вашему мнению, можно считать Кармен положительной героиней? (Нет, она впитала очень много плохого от того воровского окружения, в котором жила. Она не может не врать, всегда готова принять участие в любой авантюре.)

- Чем героиня привлекает внимание? (Искренностью и честностью в любви, что является основой ее естества, гордостью, жаждой свободы, готовностью пожертвовать всем, даже жизнью, ради внутренней независимости.)

- Есть что-то общее между героями? (Они оба готовы отдаться всепоглощающее чувство любви.)

- Охарактеризуйте образ автора. (Это заинтересованный исследователь и путешественник, немного ироничный, спокойный наблюдатель за тем, что происходит.)

 

7. Слово учителя.

Образ Кармен неоднократно привлекал внимание художников. К нему обращались А. Блок (цикл «Кармен»), Г. Цветаева (стихи о Кармен), Же. Бизе (опера «Кармен»), Г. Щедрин (балет «Кармен-сюита»). (По желанию учителя можно использовать названные материалы.)

В 1829 году П. Мериме создал новеллу «Маттео Фальконе», которая публиковалась во всех сборниках, которые выходили при жизни автора. При создании этой новеллы автор воспользовался заметкой в газете, из которой взял сюжетную основу произведения.

 

8. Беседа.

- Где происходит действие произведения? (На юго-восточном побережье острова Корсика.)

- Что известно о главном герое Маттео Фальконе? (Он был богатым хозяином, «он жил честно, то есть ничего не делаия, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место».)

- Чем он был известен? (Был хорошим стрелком.)

- Как звали его сына? (Фортунато.)

- Расскажите, что случилось на дворе Маттео Фальконе. (Фортунато, польстившись на предложенный часы, выдал беглеца, который спрятался в сене на дворе Маттео Фальконе.)

- Почему Маттео Фальконе так поступил со своим сыном? (Потому что самым страшным для него была измена. А его сын стал предателем.)

- Как вы считаете, имел ли право Маттео Фальконе на убийство сына? (Это ужасный поступок. Но согласно законам Корсики измена была самым большим позором для всего рода.)

 

9. Слово учителя.

В 1837 году П. Мериме написал новеллу «Венера Ілльська», которую считал лучшим своим произведением. Эта новелла интересна тем, что в ней реальные события искусно переплетаются с фантастическими.

 

10. Беседа.

- Чем эта новелла привлекает внимание читателя? (Необычностью событий, разворачивающихся на страницах произведения.)

- Какое событие лежит в основе сюжета? (В местечковые Илль было найдено античную статую Венеры, которую поставили в парке господина Пейрорада.)

- Что удивляло в статуи? («Презрение, насмешку, жестокость можно было прочесть на этом невероятно прекрасном лице. Право же, чем больше всматривался я в эту поразительную статую, тем сильнее испытывал мучительное чувство при мысли, что такая дивная красота может сочетаться с такой полнейшей бессердечностью».)

Надпись была сделана на цоколе статуи? («Берегись той, которая любит».)

Событие должно было произойти в семье господина Пейрорада? (Его сын Альфонс должен был жениться. Это событие должно было произойти в пятницу. День выбрал отец жениха, поскольку пятница - день Венеры.)

- Расскажите, как проходила церемония свадьбы.

- Что удивляло рассказчика в этом действе? (Альфонс женился потому, что невеста богатая. Девушка была красивой, с чистой душой и не знала всех намерений жениха.)

- Какая удивительная происшествие произошло в этот день? (Альфонс, играя в мяч, скинул старинное кольцо с бриллиантом и надел его на палец статуи. Вспомнил он о ней лишь во время церемонии. На палец невесты он надел другое кольцо. Когда юноша побежал в парк снять кольцо, ему это не удалось. Статуя не отдала ее.)

- Как статуя Венеры наказала Альфонса? (Она пришла к нему ночью и убила жениха.)

- Какое символическое значение имеет в новелле статуя Венеры? (Она становится символом красоты, которую осквернила низость и пошлость мещанского общества. Пейрорад-отец, педант, лишенный эстетического вкуса, исполненный высокой самооценки, провинциальный любитель старины, не способен понять красоту в искусстве. А его сын, распущенный, самовлюбленный буржуа, признает в жизни только одну ценность - деньги.)

- Каково символическое значение финала? (Как известно, Венера - богиня любви. Альфонс опорочил это чувства, растоптал его, поэтому он и наказан. Трагический финал произведения воспринимается как месть статуи Венеры.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Как они связаны с темой урока? (Для героев новелл П. Мериме главным всегда есть свобода и независимость, сила характера.)

2. Задание ученикам.

- Определите особенности новеллистики П. Мериме. (Подчеркнуто объективная рассказ, субъективная манера изложения, присущая романтикам, углубление психологического анализа, что является неотъемлемым от изображения общественных причин, которыми порождены переживания героев. Мериме не любит описывать эмоции, поэтому в его произведениях отсутствуют внутренние монологи. Композиция новелл четко продумана. Автор не останавливается только на картинке кульминационного момента в развитии конфликта. Он охотно рассказывает его предысторию, изображает насыщенные жизненным материалом биографические характеристики своих героев. Большое внимание уделяется образу рассказчика, средствам ввода его в фон произведения. Новеллы Мериме часто построены на контрасте между обыденностью той действительности, которая возникает в обрамлении повествования, и драматизмом, необычностью событий, о которых читатель узнает из самого рассказа. Действие произведений происходит в экзотических странах и автор часто вводит подробные описания этих стран, обычаи народов, которые их населяют. Все это усиливает заинтересованность читателя.)

- Подумайте, чем привлекают новеллы П. Мериме современного читателя. (Изображением сильных человеческих страстей, гордых, мужественных героев, которые умеют отстоять себя и для которых главным в жизни является свобода.)

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к контрольной работе «Творчество М. Некрасова, А. Фета, В. Уитмена, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рэмбо».