ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

УРОК № 27

Тема. Творчество А. Рембо. Стихи «Ощущение», «Пьяный корабль», «Голосівки»

 

Цель: углубить знания учащихся о символизме; ознакомить с материалом о жизненный и творческий путь французского поэта А. Рэмбо; углублять навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать углублению знаний школьников о французский символизм; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: учебник; портрет А. Рэмбо; выставка его произведений; тексты стихотворений А. Рембо (в переводах на выбор учителя или учащихся).

ХОД УРОКА

Я - это кто-то другой.

Артюр Рембо

 

Творческий путь Артюра Рембо - это беспрецедентная

приключение в истории искусства.

Стефан Малларме,

французский поэт-символист

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1) Анализ трех-четырех письменных работ учащихся.

2) Выразительное чтение наизусть стихотворений П. Верлена (3-4 ученика).

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ учащимися новых ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Среди выдающихся поэтов французского символизма ли не самой трагичной является фигура Артюра Рембо. Метеором ворвался он в литературу (начал писать еще в школе, и навсегда оставил поэзию уже в 20-летнем возрасте), но его творчество, лихорадочная и отчаянная, трагическая и энергичная, взволновала современников и потомков. «Ангелом и демоном» назвал писателя Поль Верлен, восхищаясь «стремительным его полетом поэтической фантазии, что витала в разных, порой противоречивых сферах человеческого духа». Сам Рембо считал себя бунтовщиком, который смог подняться над своей эпохой и заглянуть «в невиданные глубины личного мира, с которым никогда не может быть согласия, как и с человечеством».

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь А. Рэмбо

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции.

Его отец, Фредерик Рембо, был военным, служил в Алжире. Мать, Мари-Катрин-Витали Клиф, происходила из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец покинул семью, и с того времени мать сама занималась воспитанием сына. Она прививала детям благотворительность, любовь к Богу.

С детства Артюр подарил родителям нешуточные надежды: был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Способности Рэмбо всех поражали. Учитель Жорж Ізамбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет Артюр начал писать прозу, а потом стихи. В пятнадцать лет написал стихотворение «Сенсация», опубликован без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869-го. В этом же году напечатал несколько стихотворений на латинском языке. В это время Рембо много читает, увлекается произведениями Рабле и Гюго, а также поэзией «парнасцам». Стихами «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как символист. В. Гюго, высоко оценил талант молодого Рембо, назвал его «ребенком Шекспира».

Первый период творчества художника (до 1871 года) отмечен влиянием авторитетов, что не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной эстетики, так и против буржуазных порядков провинциального Шарлевіля, где, по словам поэта, «никогда ничего не происходит». Ориентируясь на В. Гюго и Ш. Бодлера, начал писать стихи, которые обличали ничтожность мещанства («Заседатели»), Вторую империю («Неистовство кесаря»), лицемерие служителей церкви («Наказание Тартюфа»). Рэмбо увлекается революционными идеями, которые привели монархию к краху. В те времена свои надежды на переустройство общества он связывал с Республикой.

1871 года, узнав, что провозглашено Коммуну, Рембо бросает лицей и, добравшись до Парижа, участвует в революционных событиях. По воспоминаниям современников, поэт жил вместе с коммунарами, некоторое время был даже в национальной гвардии. Строго - ритмический «Свободный гимн Парижа», трогательный образ девушки-комунарки в стихотворении «Руки Жанны-Мари» - яркие свидетельства его настроений. Но после разгрома Коммуны, отчаявшись в социальной борьбе, А. Рэмбо в письме к другу от 10 июля 1871 года просит уничтожить свои произведения о коммунаров.

Писатель ищет иного пути в поэзии, которая, по его мнению, должно стать пророчицей и ясновидящей. В письме 1871 года до своего школьного учителя Жоржа Ізамбара Рэмбо утверждает, что поэт - прорицатель и провидец - должен быть Прометеем, идти впереди человечества.

В августе 1871-го, вернувшись к Шарлевіля, он посылает свои стихи Полю Верлену. Парень из провинциального городка своими строками очаровал известного поэта, и тот приглашает его к себе. Знакомство перерастает в дружбу. Верлен и Рембо отправляются из Парижа на поиски новых впечатлений в Бельгию, а затем в Лондон. Целый год они путешествовали вместе по Европе.

Во второй период кратковременной творчества (с начала 1871 до начала 1872 года) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание. Особенно выделяется стихотворение «Пьяный корабль», Стефан Цвейг назвал «фантасмагорическим сновидением, бунтом красок, причудливой симфонией лихоманячих слов». Корабль, который сбился с курса и потерял управление, символически отражает творческие и жизненные поиски Рэмбо.

В символістському сонете «Голосівки» декларировались новые принципы искусства: преобразование слова на символ, внимание к смысловой окраски звуков, большое значение ощущений в восприятии мира и отражении духовной жизни человека.

В третий период творчества (1872-1873) Рембо пишет цикл «Озарения», который показал рождения необычной формы стиха, что можно назвать стихотворением в прозе, и ритмизованной прозой. Очаровательной красотой веет от загадочных картин, навеянных лихорадочной свободной фантазией поэта. Главное в «Озарениях» - фиксация личных настроений и ощущений, независимо от того, что их вызвало: «Есть в лесу птица, его пение задерживает вас и заставляет краснеть. Есть часы, который не звонит. Есть выбоина с гнездом белых зверушек. Есть собор, который загорится, и озеро, которое поднимается. Есть маленькая тележка, что, заброшенный в роще или же разукрашенный лентами, катится по тропинке. Есть труппа маленьких актеров в костюмах, которые появляются на дороге перед стеной леса. Есть, наконец, и такие, что тебя прогоняют, когда ты жаждущий и голодный».

Артюр Рембо имел непостоянную и капризную натуру. Как в творчестве, так и в жизни он искал разных путей, иногда совершенно противоположных. Среди современников пользовался славой «скандального» поэта, который, по словам П. Верлена, «любил так же страстно, как и ненавидел». Возможно, вследствие этого дружеские отношения между двумя писателями нередко заканчивались ссорами. Однажды, разгоряченный полемикой о религии, Рэмбо ударил Верлена дубиной и продолжал избивать, пока тот не потерял сознание. А в июле 1873 года во время очередной бурной споры Верлен стреляет в Рембо, ранит его и сам попадает в тюрьму. Взволнованный Рэмбо впадает как будто в лихорадке. Криком души, криком человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во вселенной кого-то неизвестного, стала книга «Сезон в аду» (1873), единственная коллекция, изданная при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не мог оплатить, и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятков лет, до того существовала легенда, будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие средств, духовная неустроенность привели Рембо до острого творческого кризиса. В последних произведениях поэта чувствуется боль и отчаяние одинокой души, обреченной на бесполезную мольбу: «Приходите все, даже маленькие дети, чтобы я смог утешить вас, раздать вам свое сердце, прекрасное сердце! Придите, бедолаги, рабочие! Я не хочу молитв, хватит мне вашего доверия, она даст мне счастье».

«Пьяный корабль» судьбы Рембо окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не утолило «боли жгучих противоречий», и Рэмбо решил изменить свою жизнь. После того, как ему исполнилось двадцать лет, он не написал ни одной поэтической строки. Отказавшись от искусства, Рэмбо бродил Англией, Германией, Бельгией, торговал всякими мелочами на европейских базарах, нанимался косить траву в голландских деревнях, был даже солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Капри, в Занзибаре. Рэмбо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну против Италии. В последние годы работал в торговой фирме «Віанне, Барде и К°», которая продавала кофе, слоновые бивни, кожу.

Разрыв А. Рембо с поэзией исследователи трактуют по-раВНОму. Французский писатель А. Камю видел в этом «самоубийстве духа», австрийский прозаик С. Цвейг - «оскорбление искусства, пренебрежение им». Существует версия, что поэт бежал из Парижа, чтобы найти себя в другом, чтобы утвердиться, но потом все же вернуться независимым и свободным, избавившись от «пьяного сна». В некоторых современных исследованиях утверждается мысль о том, что поэт подошел в своих экспериментах со словом до крайнего предела и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл поэтического творчества. Однако загадка поэзии Рембо и до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его отход от искусства, а прежде всего те произведения, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

Тридцати семи лет, уставшим, но еще полным сил, вернулся Артюр Рембо во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, и 1891-го у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября того же года Рембо умер в марсельской больнице. Похоронен поэт в Шарлевілі.

После смерти к художнику пришла всемирная слава. Его имя стало символом мирового поэтического авангарда. Без ясновидения Рембо не было бы великой поэтической революции Г. Аполлинера, французских сюрреалистов, других поэтов. Его творчество привлекало внимание и украинских поэтов. Значительный интерес к ней проявляли Юрий Клен и Василий Бобринский. Поэзии Рембо также переводили М. Терещенко, Г. Кочур, М. Лукаш, Д. Павлычко, В. Стус, В. Ткаченко, М. Москаленко и др.

Во второй половине XX века наблюдается новая волна интереса к личности А. Рембо. Так, в частности, его интересовал образ кинорежиссеров. Наибольшую популярность имел фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), созданный по одноименной пьесе американского режиссера и сценариста Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнял Леонардо Ди Каприо (хотя достоверность образов Рембо и Верлена в этом фильме многими ставится под сомнение).

 

3. Слово учителя.

А. Рэмбо осознавал свой путь в поэзии как «вечное блуждание и порывы в дебрях духа». Все, что идет извне («общепринятые» нормы морали или универсальные «законы разума», «здравый смысл» или «хороший вкус»), он воспринимал как невыносимые путы, мешающие порухам его души и тела. Поэт не терпел не только никакого насилия, но и «приручение к среде», чувствуя себя существом, принадлежащим к «другой расе», «чужаком» в мире, настолько же неприятным для окружающих, насколько оно было неприятным ему.

Поэтому поэзии Рембо свойственны стремление к «бегству» и «бунтарства». «Я тот, кто страдает, и кто взбунтовался»,- писал художник в «Озарениях». Речь идет о бунт не только против внешнего мира, а прежде всего против себя, поскольку больше всего он ненавидел именно свое «я» - продукт воспитания психологических, моральных, интеллектуальных привычек. Это «я» для него не исчерпывало человеческой сути, оно - маска, за которой скрываются другие, неизвестные иррациональные силы, что творят истинную сущность человека и нуждаются в освобождении. В одном из стихотворений поэт писал:

Как гордо голову подняла вновь Человек!

И Бога лучом своим первичная красота

На плотськім алтаре в тремкий повергло состояние.

Счастлива от добра, поблідла от страданий.

Человек хочет все пройти и познать!..

 

4. Работа с эпиграфами к уроку.

- Выразительно прочитайте эпиграфы к уроку.

- Как вы понимаете слова А. Рэмбо, что служат первым эпиграфом? (В словах А. Рэмбо чувствуется некая раздвоенность личности, которая была характерной для него, поиски собственного «я».)

- Дайте свой вариант толкования высказывания С. Малларме о А. Рембо. (Действительно, в истории мировой литературы, пожалуй, нельзя найти писателя, звезда которого так быстро бы вспыхнула и канула в вечность, который бы за жизнь, отказался от занятий поэзией.)

 

5. Слово учителя.

Стихотворение «Пьяный корабль» А. Рембо написал, когда ему было 15 лет. Хотя через два года он исправил некоторые строки. Прочитав это произведение, П. Верлен отметил, что в нем есть то, «чем должна обогатиться современная и будущая поэзия». И, действительно, «Пьяный корабль» стал новаторским явлением в тогдашней французской литературе.

 

6. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Пьяный корабль».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе В. Ткаченко или другом на выбор учителя.)

Пьяный корабль

По течению рек равнодушным течением гонимый,

Я не зависел более от группы моряков:

Сделали из них мишень крикливые Индианы,

Прибив гвоздями к красящих стояков.

 

На грузы свои я не обращал внимания,-

Или хлеб фламандский виз, из Англии сукно,

И, едва прервался крик матросской ватаги,

Я отправился туда, куда давно хотел.

 

Бешено хлюпали океанские приливы,

А я, когда-то глухой, как мозг детворы,

Все за водой плыл! И мятеж гигантский

Сняли полуострова, просторы и ветры.

 

Мое пробуждение благословили шквалы.

Словно пробка, танцевал я на морских валах,

Что их візничими утопленных прозвали,

И десять суток огней не видел по ночам.

 

В сосновый корпус мой текла вода зеленая,-

Сладкая, как малым кисличний сок, она,

Отбросив в сторону и якорь, и демено,

Рвоту вымыла и пятна от вина.

 

В настое звездному, в Морской Поэме милой

Я плавал и глотал зеленую синь тогда,

Как мертвец задумчивый выныривает из-под волны,

Как будто тусклый знак погружения в воде;

 

Там, вдруг синеве подкрасив водовороты,

Медленные ритмы и шал в день светлую,

П'янкіші от вина, мощнее лиры,

Создают горькую любовную рябизну!

 

Я молниями разорвано небо знаю,

Прибое, течения, заката голубые,

Рассветы, возбужденные, словно голубиные стаи,

И то, что может лишь примаритись тебе.

 

Я созерцал солнце в пострахах мистических,

Что зблисло сгустками фиалковых луч;

Валы злые, словно актеры античных драм,

Віконничний свой дрожь катили вдаль.

 

Я снив и видел снег среди ночей зеленых,

Поцелуй на глазах морей, и ясную гладь,

И соков круговерть, хмельных и непостижимых,

Певучих фосфоров пробуждение от сна!

 

Разъяренные валы в звериной истерии,

Что брали штурмом риф, сполна видел я,

Не зная, что блеск от блестящих ног Марии

Умиротворяет запыхавшиеся моря.

 

На берегах Флорид мне случалось видеть

Цветки, подобные пантерячих зрачков!

Языков сяйні вожжи, снип радуг раВНОобразный

К лазурових стад стремів на полную мощь!

 

Я видел, как шумят топи и верші,

Где в камышах гниет морской Левиафан!

Как падают в штиль первые гигантские волны,

Как даль врезается в бездонный океан!

 

Ледники, солнца, и небеса, и зарева!

Гадские обмілі среди рыжих заливов,

Куда облеплены насекомыми удавы

Падут в смраде из искореженных ветвей!

 

Хотел бы показать я гомінкій малышей

Певчих рыб, дорад, что блискотять между волн.

И пена вквітчана мои качала побега,

И ветер добавлял мне не раз усилий.

 

А море - мученик в безбережнім мире -

Меня поднимало на схлипах злых своих,

Оно несло мне свои тенистые цветы,

А я, как девушка, стоя на коленях, затих...

 

И, взявшись на своих бортах качать

Их распри и помет, я, почти островок,

Едва пятился, когда в мои тонкие канаты,

Ища ночлег, цеплялся пухлый мертвец!

 

Под гривой заливов я - корабль пропащий,-

Заброшенный в высь етерну без птиц,

Откуда ни монитор, ни парусник лучший

Не вырвут острова, от воды опьянел;

 

Я, в сиреневой мгле медленно так пролазил,

Довбаючи, как стена, красный горизонт,

Где видно - в нектар сладких віршомазів! -

Небесные сопляки и солнечный лишай;

 

Я, весь плямований вогнистою дугой,

Что гнал и гнал эскорт из морских коньков

(Ультрамариновое небо надо мной

Постигло их, плавясь в огненных ямах),

 

Я, проникнутый ужасом, ибо потусторонний округ

Дрожал от ревища Мальштремів и Быков,

Ясных застиглостей вивідувач вечный,-

Я за Европой древней тосковал!

 

Архипелаги зрение и неведомые острова

Я зрел, где небеса открыты для пловцов:

- В такие вот ночи ты дремлешь в изгнании,

А стая злотых птиц, Снаго грядущих дней?

 

Довольно я плакал! Жестокие все рассветы,

Горькие все солнца и адский парень;

Задело мне от февраля любовь.

Пусть трещит мой киль! Окунуться в поток!

 

По европейской грустя водой,

Холодную и грязную лужу вижу я,

Где вутлий корабль, как мотыля весной,

Пускает в полумгле огорченное мальчик.

 

И я, купаясь в ваших млостях, волны,

Не могу больше идти в кильватере купцов,

Под глазом злых мостов я пропливать не в силе,

Ни сбивать спесь с огней и флагов.

 

7. Анализ поэзии.

- Можно ли определить о чем этот стих? (Стих имеет множество интерпретаций, вызывает у читателей разные ассоциации. Одни видят в нем бунт против серой обыденности, другие - аналогию с событиями Парижской коммуны, третьи говорят о том, что в этом произведении автор предсказал свою собственную судьбу, четвертые видят в нем изложение философско-эстетической концепции художника. В стихотворении описаны странствия корабля, потерял управление и носится безграничным океаном.)

- В чем заключается особенность этого произведения? (В стихотворении наблюдается слияние объективного и субъективного первоисточников. Именно поэтому описанные события могут ассоциироваться как с реальной жизнью, так и с философским обобщением (блуждания и порыв лирического героя в просторах духа, жизни, поэзии).)

- Определите композицию стихотворения. (Композиция стихотворения состоит из трех частей. Завязка - гибель команды и потеря управления кораблем, развитие действия - воображаемые странствия лирического героя в морской стихии, кульминация - столкновение возвышенной фантазии с обыденной реальностью, развязка - отказ героя от прагматичного жизни.)

- Какие виды конфликта в произведении? (В стихотворении есть два вида конфликта: внешний и внутренний. Внешний - столкновение лирического героя со стихией и обыденностью, внутренний - борьба, которая ведется в душе лирического героя за духовное пробуждение, личный независимый мир, мечты.)

- Какова главная тема произведения? (Странствия души лирического героя в жизни и в мире собственного воображения.)

- Проследите этапы «пробуждение» души лирического героя. (Стихотворение начинается с мотива пробуждения лирического героя. («Я отправился туда, куда хотел давно»; «Мое пробуждение благословили шквалы»; «когда глухой.., я за водой плыл».)

- Что, по вашему мнению, символизирует образ корабля? (Образ корабля, что наконец-то освободился, символизирует поезд лирического героя к поиску другого мира, отличного от обычного, свободного в своих фантазиях, мыслях, мечтах.)

- Как чувствует себя лирический герой в этом плавании? (Его привлекает опасность: «Я молниями разорвано небо знаю, / Прибое, течения, заката голубые, / Рассветы, возбужденные, словно голубиные стаи, И то, что может лишь примаритись тебе».)

- Что увидел герой во время плавания? (Все раВНОобразие мира, с его сложностями и многогранностью. Но его не пугают ни штормы, ни молнии, ни сложности, связанные с поисками тайного смысла бытия.)

- В стихотворении есть два мира. Как их воспринимает лирический герой? (Реальный мир для лирического героя является настоящей трагедией, поскольку в нем нет простора для полета мыслей и чувств. Свободнее он чувствует себя в мире ірреальному.)

- Какой прием использует автор для изображения этих двух миров? (Прием контраста: бескрайний бушующий океан и холодная и грязная лужа, свободный «пьяный корабль» и «вутлий корабль», что его в сумерках пускает огорченное мальчик.)

- Какой финал стихотворения? (Финал отражает результат духовных и эстетических поисков автора, который осознал преимущество внутренней жизни над ограниченностью внешнего пространства.)

- Какие образы-символы есть в стихотворении? (Образ пьяного корабля, моря, символы-цвета.)

 

8. Комментарий учителя.

Название стихотворения тоже является символическим. Многих исследователей и читателей волнует вопрос: «Почему корабль пьяный?» В произведении неоднократно звучит мотив опьянения. С одной стороны, это означает забвение скучной обыденности, серой жизни, а с другой - ощущение прилива неуемной фантазии и энергии. Лирического героя пьянит раВНОобразие чувств, невиданные красота и тайна ирреального мира, что открылся в его душе. В стихотворении чувствуется удивительное слияние героя со стихией, что пробуждает в нем поэтическое вдохновение.

Море в поэзии выступает многозначным символом. Это и чувства, и капризная жизненная судьба, и поэзия.

В стихотворении есть и символы-цвета: зеленый цвет моря, «зеленая синь морских глубин. Как известно, у символистов эти два цвета означали надежду.

 

9. Проблемный вопрос.

- Некоторые исследователи называют стихотворение А. Рембо «Пьяный корабль» поэмой. Согласны ли вы с таким мнением? (Известно, что поэма как жанр сочетает в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Все эти признаки являются в произведении А. Рембо.)

 

10. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Ощущение».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе Г. Кочура или другом на выбор учителя.)

Ощущение

В голубые вечера тропами пойду я;

Колоть стерня, траву начну топтать:

Почувствует свежесть пиль тогда нога моя,

Я ветра голову позволю овівати.

 

Поэтому молчу себе, сповільнюю ходу.

В душе безграничной любви лишь приливы;

Все дальше и дальше, как тот бродяга, пойду,

С Природой, словно с женщиной, счастлив.

 

11. Анализ поэзии.

- Каким предстает в произведении лирический герой? (Лирический герой представлен путешественником.)

- Какой он видит природу? (Природа для него становится живым существом в образе женщины, которую он способен познать лишь с помощью ощущений.)

- К чему стремится лирический герой? (До слияния с природой, что придает ему гармонии и счастья.)

- Какова композиция стихотворения? (Стихотворение делится на две части. В первой отражена воображение лирического героя, упоминаются уже пережитые впечатления. В этой части преобладают глаголы будущего времени, поскольку чувства проецируются на будущее. Во второй - лирический герой словно переносится в воображаемую действительность, что воспринимается как реальность. Здесь преобладают глаголы настоящего времени.)

- Цветовая символика стихотворения? (В стихотворении доминирует голубой цвет, который символизирует чистоту чувств и духовных порывов героя к миру красоты.)

- Какие художественные средства использует автор? (Эпитеты: «голубые вечера», «безграничной любви»; сравнения: «все дальше и дальше, как тот бродяга, пойду»; метафоры: «я ветра голову позволю омывать».)

- Какова роль тропов в стихотворении? (Они раскрывают приподнятое настроение героя, душевный покой, преисполненный ощущением свободного пространства и свежего воздуха.)

 

12. Слово учителя.

Стихотворение А. Рембо «Голосівки» сразу привлек внимание читателей и критиков, вызвав различные толкования. Многие литераторы видели в нем развитие мысли в Ш. Бодлера о «соответствия» между звуками, цветами, запахами, человеческими чувствами. Другие говорили, что в этом стихотворении Рембо отразил детские воспоминания о красочный букварь, по которому его учили читать. Существуют и символические прочтения произведения. Но этот стих, видимо, останется самой большой загадкой поэта А. Рембо.

 

13. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Голосівки».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе Г. Кочура или другом на выбор учителя.)

Голосівки

А черное, белое Е, красное И зеленое

В, синее О,- о вас я бы рассказал:

А - черный мух корсет, вокруг свалок

Кружение их прудке, жужжание тороплене;

 

Е - шатер в белой мгле, копья ледников,

Утренних испарений дрожь непостижимое;

И - пурпур, крови ток, прекрасных уст безумное,

Опьяненное раскаяния или безудержный гнев;

 

В - жмуры на морях божественно-глубокие,

И покой пастбищ, и морщин мудрый покой -

Печать посвященных алхимии ночей;

 

О - неземная Сурьма, где скрыта скрежет острый,

Молчание Ангелов, Миров безмолвный простор,

Омега, блеск его фиалковых Глаз.

 

14. Анализ поэзии.

- Определите жанр произведения. (Сонет.)

- Чем сонет Рембо отличается от всех других произведений подобного жанра? (А. Рэмбо исключает строгость в выборе темы сонета, сдержанность формы, четкость ритма. Его сонет построен как ряд ассоциаций лирического героя. «Голосівки» поражают читателя своей динамикой, подвижными образами и чувствами, изменением интонации, что помогает автору раскрыть многогранный мир человеческих ощущений, впечатлений, ассоциаций.)

- В чем заключается новизна произведения? (А. Рэмбо предлагает новое поэтическое видение, когда сочетаются звуки и цвета в одно целое, душевное состояние природы и человека, земное и божественное.)

- В чем особенность ассоциаций лирического героя? (На первый взгляд, ассоциации лирического героя довольно разрозненные. Но они связаны между собой отношениями контраста: черный - белый (духовная смерть - чистота вечного бытия), красный - зеленый (страсть - мудрый покой). Но поэт не видит каких-то непреодолимых противоречий, ведь одно не существует без другого, поскольку в мире все взаимосвязано.)

 

15. Комментарий учителя.

В «Голосівках» поэт искал новый язык поэзии. Он писал: «Я изобрел цвет гласных! Я согласовал форму и течение каждой согласной и льстил себя надеждой с помощью инстинктивных ритмов изобрести такое поэтическое слово, которое рано или поздно будет доступно всем чувством. Я хранил толкования. Сначала это было обучение. Я записывал безмолвие ночи. Я записывал неописуемое. Я фиксировал головокружение».

Эксперименты А. Рэмбо были продолжены следующими поколениями символистов, которые искали таинственного смысла в области звуков и удивительных образов.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Заключительная беседа.

- Подумайте, почему А. Рэмбо считают символом поэтического авангарда?

- По вашему мнению, какую роль сыграли длительные путешествия поэта?

- В чем заключается трагизм судьбы А. Рэмбо?

- Какие новаторские тенденции присущи поэзии художника?

- Какова роль поэта в развитии мирового литературного процесса?

- На кого из украинских поэтов имела влияние творчество А. Рэмбо?

- Назовите переводчиков стихов А. Рэмбо украинском языке.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать новеллы П. Мериме «Кармен», «Маттео Фальконе», «Венера Ілльська».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве П. Мериме.