ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 25

Тема. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Цель: помочь ученикам глубже усвоить ведущие идеи произведения, выраженные в художественных образах; развивать навыки определения основных мыслей, высказывания и обоснования своих соображений; воспитывать высокие моральные качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек»,- эта истина, высказанная Достоевским, близка к библейской, актуальна и в наше время. Писатель-гуманист стремился, чтобы такого мнения придерживались, так поступали и политики, и власть, и обычные граждане друг относительно друга.

Идеи, которые писатель проводит в своем романе, мы рассмотрим сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Работа в парах

Составление вопросов по содержанию романа, озвучивание лучших, самых интересных вопросов.

 

2. Мини-тестирование

1) Замысел романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» возник...

а) под влиянием наблюдения за окружающей действительностью;

б) из опыта собственной жизни и рассуждений;

в) на основе конкретного случая, о котором прочитал в газете.

2) По жанру роман Ф. Достоевского есть.

а) детективно-реалистичным;

б) социально-психологическим;

в) философско-психологическим.

3) В чем заключается новаторство Достоевского?

а) В смешении стилей, родов и направлений;

б) в поліфонізмі романа;

в) в политической злободневности.

4) вставные конструкции в романе?

а) Дневниковые записи героя;

б) вставные рассказы;

в) письмо, сон.

5) Кого Раскольников сравнивает, ставит на одну ступень с нравственностью?

а) Соню и сестру Дуню;

б) мать и Екатерину Ивановну;

в) Разумихина и Порфирия Петровича.

6) Раскольников верил.

а) в силу разума и трезвого расчета;

б) в силу особых влияний и совпадений;

в) в силу сердца, собственной интуиции.

 

V. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Учитель. Исследуйте идеи произведения с помощью текста, учебников, дополнительной литературы в группах.

Задача

I группа определяет философские идеи романа «Преступление и наказание»;

II группа определяет социальные идеи произведения;

III группа определяет психологические идеи произведения;

IV группа определяет морально-этические идеи романа.

 

2. Сообщение о результатах работы групп

I группа. Доказывает недопустимость теории агрессивного индивидуализма: «тварь я дрожащая или право имею».

Долгие и одинокие размышления о ходе человеческой истории убедили бывшего студента-юриста в том, что исторический прогресс основан на насилии, страданиях, жертвах и не возможен без этого. Человечество делится на два неравных «разряды» - на людей «обычных» и «необычных». Он даже написал об этом статью в газете.

«Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеон - символом власти, «сильной личности». Власть нужна герою, чтобы освободить мир от зла, насилия, спасти Солнышке, мать, сестру, сирот Мармеладных и тысячи им подобных. Идя на преступление, Раскольников хочет еще и выяснить, к какому разряду принадлежит он сам: «смогу Ли я переступить или не смогу?.. Тварь я дрожащее или право имею?»

Дальнейшая история этого героя доказала пагубность и для личности, и для общества агрессивного индивидуализма, основой которого является пренебрежение к морали, эгоцентризм, проповедование «вседозволенности».

 

II группа. До причин, толкнувших Раскольникова на преступление, бесспорно, принадлежат невыносимые нищета, полуголодное существование в каморке, невозможность оплатить обучение в университете, постоянное унижение. Но на вопрос Сони: «Ты был голоден! Ты... чтобы матери помочь? Так?» - герой отвечает неуверенно и почти отрицательно: «Нет, Соня, нет,- бормотал он, повернувшись и опустив голову,- не был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно...» Он объясняет Соне, что его положение не было таким уж безвыходным, можно было найти какую-то работу («Уроки случались; по полтиннику предлагали. Работает же Разуміхін!») Раскольников, по его словам, обозлился, душа его взбунтовалась, потому что была «поражена» не только личными страданиями, но и бедствиями и несчастьями окружающего мира.

Способ борьбы с социальным злом Раскольников видит в том, чтобы получить личную власть, а потом уже делать благородные дела на свое усмотрение. Эта теория была обречена на поражение, вместо власти герой получил угрызения совести и отчуждения от общества. За убийство процентщицы мир не стал лучше, наоборот: в нем прибавилось невинных жертв - таких, как Лизавета и ее еще нерожденный ребенок.

 

III группа. Достоевский считал, что социальная обусловленность характера, определенность его условиями существования как основной принцип реализма не исчерпывает всей сложности проблемы личности. Характер следует объяснять еще и психологически.

Раскольников от природы добрый, отзывчивый, великодушный. Последние деньги он отдает семье Мармеладных. Помогал бедному товарищу, ухаживал за его отца. Вместе с тем он чрезвычайно уязвим, самоуверенный, с уязвленной гордостью. Достоевский считал, что в тенденции обвинять во всем «среда», обстоятельства, а не человека, является недооценка личности, ее унижение. Поэтому Раскольников противостоит «страшному миру» не только как его «продукт», его жертва, но и как активная, психологически сложная личность.

Многие герои Достоевского имеют раздвоенное «я», для них характерны болезненное воображение, «метание», сомнения души, и писатель пытается в этом разобраться.

 

IV группа. В морально-этическом плане Раскольников принципиально отличается от своих литературных предшественников - пушкинского Германа из «Пиковой дамы», бальзаковского Растіньяка, Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также чувствовали «внутренний бунт», несправедливость общества, но заботились при этом свои интересы - карьера, благосостояние. Героя Достоевского побуждает идея жалости к поруганных и обиженных. «Не бывать этому миру!» - говорит он и приходит к мысли о «переступания» через «кровь». Такая всепоглощающая идея, которую автор назвал «идеей-страстью», «идеей-чувством», руководит человеком и обществом в переламні моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает крайности, противоречия.

Наказывая зло «(процентщицу), Раскольников лишает жизни и невинного человека (Лизавету), и это свидетельствует о том, что одно зло нельзя ни прекратить, ни преодолеть другим злом.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Проблемный вопрос

¦ Не делает значительное количество идей роман сложным философским трактатом, не лишает художественности?

 

VII. Домашнее задание

Повторить особенности философских, социальных, психологических и морально-этических идей произведения; подобрать цитаты к образу Раскольникова.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• По теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю...

• Самым близким мне является идея...

• Очень хотелось бы...