I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 25
Тема. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
Цель: помочь ученикам глубже усвоить ведущие идеи произведения, выраженные в художественных образах; развивать навыки определения основных мыслей, высказывания и обоснования своих соображений; воспитывать высокие моральные качества.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: формирование умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек»,- эта истина, высказанная Достоевским, близка к библейской, актуальна и в наше время. Писатель-гуманист стремился, чтобы такого мнения придерживались, так поступали и политики, и власть, и обычные граждане друг относительно друга.
Идеи, которые писатель проводит в своем романе, мы рассмотрим сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах
Составление вопросов по содержанию романа, озвучивание лучших, самых интересных вопросов.
2. Мини-тестирование
1) Замысел романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» возник...
а) под влиянием наблюдения за окружающей действительностью;
б) из опыта собственной жизни и рассуждений;
в) на основе конкретного случая, о котором прочитал в газете.
2) По жанру роман Ф. Достоевского есть.
а) детективно-реалистичным;
б) социально-психологическим;
в) философско-психологическим.
3) В чем заключается новаторство Достоевского?
а) В смешении стилей, родов и направлений;
б) в поліфонізмі романа;
в) в политической злободневности.
4) вставные конструкции в романе?
а) Дневниковые записи героя;
б) вставные рассказы;
в) письмо, сон.
5) Кого Раскольников сравнивает, ставит на одну ступень с нравственностью?
а) Соню и сестру Дуню;
б) мать и Екатерину Ивановну;
в) Разумихина и Порфирия Петровича.
6) Раскольников верил.
а) в силу разума и трезвого расчета;
б) в силу особых влияний и совпадений;
в) в силу сердца, собственной интуиции.
V. Формирование умений и навыков
1. Работа в группах
Учитель. Исследуйте идеи произведения с помощью текста, учебников, дополнительной литературы в группах.
Задача
I группа определяет философские идеи романа «Преступление и наказание»;
II группа определяет социальные идеи произведения;
III группа определяет психологические идеи произведения;
IV группа определяет морально-этические идеи романа.
2. Сообщение о результатах работы групп
I группа. Доказывает недопустимость теории агрессивного индивидуализма: «тварь я дрожащая или право имею».
Долгие и одинокие размышления о ходе человеческой истории убедили бывшего студента-юриста в том, что исторический прогресс основан на насилии, страданиях, жертвах и не возможен без этого. Человечество делится на два неравных «разряды» - на людей «обычных» и «необычных». Он даже написал об этом статью в газете.
«Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеон - символом власти, «сильной личности». Власть нужна герою, чтобы освободить мир от зла, насилия, спасти Солнышке, мать, сестру, сирот Мармеладных и тысячи им подобных. Идя на преступление, Раскольников хочет еще и выяснить, к какому разряду принадлежит он сам: «смогу Ли я переступить или не смогу?.. Тварь я дрожащее или право имею?»
Дальнейшая история этого героя доказала пагубность и для личности, и для общества агрессивного индивидуализма, основой которого является пренебрежение к морали, эгоцентризм, проповедование «вседозволенности».
II группа. До причин, толкнувших Раскольникова на преступление, бесспорно, принадлежат невыносимые нищета, полуголодное существование в каморке, невозможность оплатить обучение в университете, постоянное унижение. Но на вопрос Сони: «Ты был голоден! Ты... чтобы матери помочь? Так?» - герой отвечает неуверенно и почти отрицательно: «Нет, Соня, нет,- бормотал он, повернувшись и опустив голову,- не был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно...» Он объясняет Соне, что его положение не было таким уж безвыходным, можно было найти какую-то работу («Уроки случались; по полтиннику предлагали. Работает же Разуміхін!») Раскольников, по его словам, обозлился, душа его взбунтовалась, потому что была «поражена» не только личными страданиями, но и бедствиями и несчастьями окружающего мира.
Способ борьбы с социальным злом Раскольников видит в том, чтобы получить личную власть, а потом уже делать благородные дела на свое усмотрение. Эта теория была обречена на поражение, вместо власти герой получил угрызения совести и отчуждения от общества. За убийство процентщицы мир не стал лучше, наоборот: в нем прибавилось невинных жертв - таких, как Лизавета и ее еще нерожденный ребенок.
III группа. Достоевский считал, что социальная обусловленность характера, определенность его условиями существования как основной принцип реализма не исчерпывает всей сложности проблемы личности. Характер следует объяснять еще и психологически.
Раскольников от природы добрый, отзывчивый, великодушный. Последние деньги он отдает семье Мармеладных. Помогал бедному товарищу, ухаживал за его отца. Вместе с тем он чрезвычайно уязвим, самоуверенный, с уязвленной гордостью. Достоевский считал, что в тенденции обвинять во всем «среда», обстоятельства, а не человека, является недооценка личности, ее унижение. Поэтому Раскольников противостоит «страшному миру» не только как его «продукт», его жертва, но и как активная, психологически сложная личность.
Многие герои Достоевского имеют раздвоенное «я», для них характерны болезненное воображение, «метание», сомнения души, и писатель пытается в этом разобраться.
IV группа. В морально-этическом плане Раскольников принципиально отличается от своих литературных предшественников - пушкинского Германа из «Пиковой дамы», бальзаковского Растіньяка, Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также чувствовали «внутренний бунт», несправедливость общества, но заботились при этом свои интересы - карьера, благосостояние. Героя Достоевского побуждает идея жалости к поруганных и обиженных. «Не бывать этому миру!» - говорит он и приходит к мысли о «переступания» через «кровь». Такая всепоглощающая идея, которую автор назвал «идеей-страстью», «идеей-чувством», руководит человеком и обществом в переламні моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает крайности, противоречия.
Наказывая зло «(процентщицу), Раскольников лишает жизни и невинного человека (Лизавету), и это свидетельствует о том, что одно зло нельзя ни прекратить, ни преодолеть другим злом.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Проблемный вопрос
¦ Не делает значительное количество идей роман сложным философским трактатом, не лишает художественности?
VII. Домашнее задание
Повторить особенности философских, социальных, психологических и морально-этических идей произведения; подобрать цитаты к образу Раскольникова.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• По теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю...
• Самым близким мне является идея...
• Очень хотелось бы...