ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 25

Тема. С. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать учащихся и побудить их к чтению; дать понятие о драматическом произведении; развивать навыки выразительного чтения драматических произведений, инсценировки, творческие способности; воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Оборудование: элемент костюмов и декораций для инсценировок; портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации к ним.

Теория литературы: драматическое произведение, пьеса-сказка.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Едва успели мы завершить литературное путешествие с мужественной и преданной девочкой Гердой, как на пороге уже новая сказка, новые сказочные приключения, и на этот раз - не совсем обычные, ведь речь пойдет о драматическое произведение, о театре, для которого предназначен этот произведение. Литературные герои оживают на сцене. Искусная игра актеров заставляет зрителей жить их жизнью, переживать их приключения, плакать и смеяться, осуждать или сочувствовать. Это незабываемое впечатление. Кстати, в давние времена люди считали театральные спектакли важным государственным делом, хорошим развлечением и мощным средством воспитания граждан.

Именно сегодня каждый из вас будет иметь возможность попробовать себя в роли актера или режиссера-постановщика.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Постановка подготовленных учащимися инсценировок по эпизодам из сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева»

Возможные варианты инсценировок

• Герда в саду у бабушки-волшебницы.

• Встреча Герды с воронами и принцем и королівною.

• Герда и маленькая разбойница.

• Герда с северным оленем в мудрой финки.

• Встреча Герды и Кая во дворце Снежной королевы.

 

2. Слово учителя, эвристическая беседа

- Итак, мы еще раз вспомнили эпизоды из замечательной сказки Андерсена «Снежная королева».

• О чем же эта сказка? (Ответы учащихся, итог учителя.)

- Эта сказка о приключениях маленькой девочки Герды, которая ради дружбы отправилась в трудный путь, преодолела много препятствий и спасла Кая. В широком понимании эта сказка о добре и зле, о силе дружбы, о красоте и уродстве.

Это и является темой произведения.

 

Записи в литературоведческом словничка

Тема - это то, о чем идет речь в художественном произведении (в обобщенном виде).

• Какую же главную мысль утверждает автор? (Ответы учащихся, итог учителя.)

• Автор утверждает, что искренние человеческие чувства сильнее льда и холода, они способны творить чудеса; верная дружба - это настоящее богатство.

- Главную мысль еще называют идеей.

Записи в литературоведческом словничка

Идея - это главная мысль произведения, то, что утверждает, одобряет или осуждает автор.

• Чем интересна сказка Андерсена? (Ответы учащихся, итог учителя.)

- Сказка «Снежная королева» имеет интересный, напряженный сюжет, в котором реальное сочетается с фантастическим, решаются серьезные проблемы, которые волновали людей во все времена. Кроме того, в сказке много красивых описаний, юмор, выразительные детали, антитеза. Даже природа радуется или грустит вместе с героями. В сказке, как всегда, побеждает добро. Необходимо, чтобы так было и в жизни. К этому призывает нас автор, этого хотим все мы.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

- Сегодня многие из вас выполняли и роли актеров, и в роли зрителей. Вы не только читали отрывки из сказки или рассказывали и изображали написанное движениями, мысленными действиями, интонацией, мимикой, жестами. Кстати есть произведения, специально предназначенные для постановки в театре, и называются они драматическими.

Записи в литературоведческом словничка

Драматическое произведение (драма, пьеса - это произведение, предназначенное для постановки в театре. Состоит из диалогов и монологов.

Диалог - разговор двух лиц.

Монолог - большое по объему высказывание одного лица. Реплика - это высказывание каждого персонажа в диалоге. Ремарка - замечание автора относительно места и времени действия, действий героев, их реакции.

- Пьеса делится на части - действия и картины. Хоть все зрители понимают условность происходящего на сцене, иногда искусная игра актеров настолько захватывает, слова их так волнуют, вызывают вполне реальные переживания - радость, смех, печаль, сочувствие, даже слезы.

Драматическим произведением, пьесе есть сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев», с которой мы начнем знакомиться. Но сначала прочитайте сообщение о ее автора.

 

2. Самостоятельная работа с учебником (Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко - С. 85-86, Есть. Волощук - С. 98-99)

 

3. Знакомство с действующими лицами сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», чтение с лицами (или одним лицом, возможно, учителем) первого действия произведения

 

4. Словарная работа за вопросами учеников

 

5. Обмен впечатлениями о прочитанном

• С какими героями мы познакомились в действия первой пьесы-сказки?

• Какие народные сказки вам вспомнились во время знакомства с героями?

• Странным и непривычным вам показалось в рассказе о юную королеву?

• Что больше всего вас поразило в прочитанном. Почему?

• Какую разницу вы заметили между обычной литературной сказкой и пьесой-сказкой (не учитывая того, что слова расписаны по ролям)?

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Отгадайте, какому месяцу относятся слова:

1) «Гори, Гори ясно,-

Ягод будет густо!» (Июнь)

 

2) «На полях пшеница

Будет колосится». (Июль)

 

3) «Цветы везде яснітимуть,

Пчелы будут носить мед». (Май)

 

4) «Ветры, бури, ураганы,

Дмухайте вовсю.

Хуги, вихри, бураны,

Розгуляйтесь смело!» (Февраль)

 

5) «Снег теперь уже поблід,

Потемнішав в поле.

На озерах треснул лед,

Словно раскололи». (Март)

 

6) «Разбегайтесь, ручьи,

Дзюркотіть по полю.

Виповзайте, букашки,

Из щелей на волю!» (Апрель)

 

VI. Домашнее задание

Прочитать самостоятельно второе действие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», уметь пересказывать, характеризовать героев.

 

VIII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите высказывания.

• Лучшим актером сегодня был (была)...

• Больше всего мне понравилось...

• Я сделал (сделала) для себя вывод, что...

• Как бы мне хотелось...