I семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 25
Тема. Глава II. Картины украинской степи, их связь с главными событиями повести
 
Цель: показать выразительность  гоголевских описаний природы, их созвучность мыслям героев и событиям повести;  учить подбору цитатного материала к характеристике Остапа и Андрия;  совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, составления  плана к тексту; развивать связную речь учащихся: работа над устным пересказом;  воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность,  последовательность, доказательность, эмоциональность.
Оборудование: иллюстрации к повести  (гл. I, II) художника Д. Шмаринова.
ХОД  УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего  задания
На доске записано 4 плана второй  главы.
2 плана проверяются устно.
После этого работы рецензируются,  проводится коррекция.
2. Блиц-опрос
• В каком возрасте Бульба отдал  сыновей в бурсу?
• В каком городе они учились?
• Можно ли знания, полученные в  бурсе, практически применить в жизни?
• Каковы были первоначальные успехи  Остапа?
• Что заставило его выйти в лучшие  ученики?
• Что можно сказать о поведении  братьев в бурсе?
• Кого из них чаще наказывали и  почему?
3. Работа над устным пересказом (от  лица Остапа и Андрия рассказать о последнем годе учебы в бурсе)
 
ІІ. Формирование новых знаний, умений и  навыков
1. Работа  над иллюстрациями (необходимо назвать эпизод, соответствующий иллюстрации)
1) Мать, обнимающая спящих сыновей.
• Какое сравнение употребляет  Гоголь, говоря об этой несчастной женщине? («Как степная чайка»)
• Где можно встретить подобное  сравнение?
• С чем ассоциируется у нашего  народа образ матери?
• Почему Гоголь сознательно  использует образ, характерный для фольклора?
2) Тарас на коне.
• Какие строки (строка) могут  послужить подписью под иллюстрацией? («Старый Тарас думал о давнем»)
• О чем мог думать (вспоминать)  Тарас? (Это были, скорее всего, воспоминания о прежних днях на Сечи и мечты о  ней.)
3) Остап и Андрий на конях.
(Впереди братьев ожидают  неизведанные дали и новые встречи, прежняя жизнь как бы отрезана.)
Кто из братьев вспомнил о доме и о  матери?
2. Чтение  описания степи
• Каким образом достигается яркость  описания? (При помощи цветовых и звуковых характеристик)
• Почему  Гоголь создает такой необычный пейзаж? (Описание природы родного края служит  фоном, который подчеркивает стремление казаков служить на благо родине.)
• Работа над выразительным чтением.
3. Знакомство  с Запорожской Сечью. Беседа с элементами текстологического анализа
• Какой ее увидели Остап и Андрий?
• Какими были первые впечатления?  (Спящий посреди дороги казак олицетворяет могучую волю, которая царит вокруг.)
• Что искал на Сечи и над чем  задумывался Бульба?
• Найти слова о значении Запорожской  Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие,  как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»)
 
IV. Подведение итогов урока
Учитель. По дороге на Сечь молодые  казаки более глубоко осознают цель поездки — защита родины. Чувство родины  воплощается в описании родной украинской степи, любви к матери, родному дому.
 
V. Домашнее задание
Читать главы III-VI, составить план  к ним; обратить внимание на нравы и обычаи Сечи.
Глава V. Выписать цитаты об  овладении боевой наукой Остапа и Андрия.