ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 26

 

«СМЕШНЫЕ МЕЛОЧИ» «ПЕСТРЫХ РАССКАЗОВ» АНТОНИ ЧЕХОНТЕ

 

Тема: Главные средства создания комического и их роль в характеристике персонажей и раскрытии идеи произведения. Комический смысл имен в рассказе А. Чехова «Хамелеон».

Цель: выяснить смысл авторского замысла рассказа «Хамелеон», значение средств комического в раскрытии авторского замысла; определить элементы композиции художественного произведения, углубить знания о роли художественной детали в создании образа и характера. Прививать чувство комизма, развивать аналитическое отношение к компонентов художественного произведения. Учить формированию собственного мнения по поводу прочитанного, выражению личного отношения к проблемам, которые поднимаются в произведениях.

Тип урока: изучение художественного произведения.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя. Обоснование темы урока.

Прежде чем взяться за перо, писатель решает множество вопросов, которые встают перед творческим воображением художника.

1. Что я хочу сказать читателю? (Идея произведения).

2. О какую историю рассказать, чтобы выразить свою идею? (Тема сочинения).

3. Где будет происходить действие и когда?(Время и пространство в произведении).

4. С кем будет происходить действие?(Система образов).

5. Что приведет к обострению противоречий между интересами и взглядами персонажей? (Конфликт).

6. Как построить рассказ (с чего начать, чем закончить, кто будет рассказчиком, какова будет структура повествования)? (Композиция).

Решение этих вопросов и составляет единый композиционный принцип.

 

1.1. Словарная работа (записать в тетради или распечатать каждому ученику).

Композиция (от лат. composition - расположение, составление) - построение произведения, целесообраВНОе сочетание всех его компонентов. Задача композиции - непрерывное движение художественной мысли и чувства. Каждый композиционный элемент должен работать на главную идею произведения. Только тогда произведение будет восприниматься читателем целостно.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение, столкновение) - столкновение противоположных интересов и взглядов, крайнее обострение противоречий, что приводит к активных действий, осложнений, борьбы. Конфликт может воплощаться в художественной структуре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров. Избрание автором путей решения конфликта выявляет замысел автора.

«Смешные мелочи» в рассказах А. П. Чехова играют характеротворчу функцию. Характер создается через описание поступков персонажей. Фамилии, имена, портретные детали, речь - все имеет комический оттенок. Комическое - от греч. komikos - смешной.

Методический комментарий. Психолого-возрастные особенности учащихся не дают возможности подать комическое как эстетическую категорию. Поэтому ограничиваемся лишь значением слова.

К средствам комического относятся:

Ирония (греч. еігопеіа - лукавство, насмешка, притворство) - средство художественной выразительности, который выражает насмешливо критическое отношение художника к тому, что он изображает. Это насмешка, замаскированная внешней благопристойным форме.

Юмор (лат. humor - влага, жидкость) - раВНОвидность комического, отображение смешного в жизненных явлениях и человеческих характерах. Автор юмористического образа симпатизирует тому, о ком рассказывает.

В отличие от юмора, сатира (лат. satira, от satura - смесь, всякая всячина) - форма комического, острое, осуждение осмеяние отрицательного, что осуждает и разоблачает главные, существенные недостатки в образе, явлении. Автор не симпатизирует герою или явлению, а негодует, осуждает его.

 

2. Выяснение значений имен, характеристика персонажей (проверка домашнего задания).

 

2.1. Какие фамилии в рассказе «Хамелеон» имеют участники действа?

Очумелов - от рус. «очуметь» - потерять рассудок, потерять понимание, одуріти - намек на...

Пичугин - от рус. «пичуга» - небольшая птичка - намек...

Хрюкін - от звукоподражания «хрю-хрю». Звуки какого животного наслідуються?

Єлдирін - от разговорного рус. «елда» - что-то большого размера...

Жигалов - выстроим ряд: рус. «прожигать жизнь» (разг.) - вести беспорядочный, легкомысленных! образ жизни; « прожигатель жизни» (разг.) - легкомысленный бездельник, кутила.

Вспомните, на Прошлом уроке мы уже вели разговор об этом приеме: толстый из рассказа «Толстый и тонкий» - Мышь, тонкий - Порфирий.

• Средство комического прослеживается в именах героев?

Итак, в именах персонажей, которые имеют непосредственную связь с поступками и характером персонажей, заложен юмор, иронию. Очумелов потерял рассудок из-за чинопочитания. Подумайте, случайно ли автор сделал его полицейским надзирателем. Ведь задача полиции - охранять закон, беречь порядок...

Хрюкін - плавильщик, мастер тонкой профессии - и вдруг «свинья», как говорит Очумелов.

Генерал - служитель Отечества - и Жигалов.

Єлдирін - городовик - что-то здоровое и безполеВНОе.

2.2. Обратитесь к тексту и обоснуйте «говорящие имена».

 

2.3. С какой целью автор обращается к такому приему? На какие черты характера персонажей указывают расшифрованы имена?

2.4. Проследите, какие детали внешности делают персонажей соответствующими их фамилиям.

«И скажи, чтобы его не выпускали на улицу... Он, может, дорогой. А если каждая свинья ему в нос будет тыкать сигаретой, то может и испортить» (с. 54 учебника).

С древних времен бытовало мнение о том, что имя влияет на характер человека, несет в себе некую закодированную информацию. В те далекие времена люди могли иметь несколько имен. Одно получали при рождении, другое человеку давали, когда она проявляла свои таланты, способности, достигала чего-то, третье - для чужаков, потому что считалось, что знать настоящее имя - владеть ее душой. Имя имело определенный сакральный (тайный) смысл. Поэтому писатели стали использовать такой художественный прием, как «имена, что говорят», который помогает раскрыть замысел художника.

 

3. Использование жестов как средства характеристики персонажа. Особенности конфликта рассказа.

Обратите внимание на текст рассказа: «Очумелов делает півповорот ...видит он, стоит... человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец... да и сам палец имеет вид знамения победы» (с. 53 учебника).

Попробуйте повторить этот жест.

 

3.1. Что он означает?

Этот жест означает победу еще со времен проведения гладиаторских боев в Римской империи. Большой палец правой руки, поднятый вверх - победа, жизнь, опущенный вниз - поражение, смерть. Хрюкін же выставил палец совсем по другим причинам. Художественный прием говорить или через пластический средство показывать противоположное тому, что подразумевается, насмешка, замаскированная внешней благопристойным форме, называется... (Ирония).

 

3.2. Можем ли мы утверждать, что жест, показанный Хрюкіним, выражает противоположные чувства, чем те, которые в этот жест заложены традиции? Докажите примером из текста, что именно в этой сцене повествование зарождается конфликт.

 

3.3. Определение понятия «конфликт».

Обратитесь к своим записям. Что такое конфликт? В чем заключается конфликт рассказа?

В основе конфликта возложена всегда какая-то противоречие, противостояние, проблема. Виновник конфликта - пес, который укусил Хрюкина. Золотарь демонстрирует палец толпы, жалуется надзирателю. Следовательно, речь не идет о победе. Смысл жеста не совпадает с текстом - рождается ирония. В этом случае ирония автора-творца.

Какие образы рассказа «конфликтуют»?

 

4. Характеристика Очумєлова.

• Как называется рассказ?

• Кто такой хамелеон? За помощью обратитесь к учебнику.

 

4.1. Словарная работа (по учебнику, с. 55).

Хамелеон - это ящерица, которая меняет цвет кожи соответственно внешней среды с целью маскировки под него, для защиты.

4.2. Кого из персонажей рассказа назван хамелеоном и почему?

Если ящерица меняет цвет кожи, а Очумелов течение повествования меняет свое решение относительно собаки, наказания, вины Хрюкина, то что служит кожей Очумєлову?

«Сними-ка, Єлдирін, с меня пальто», - говорит полицейский надзиратель после каждого сомнения относительно владельца собаки. Итак, шинель является как бы кожей Очумєлова-хамелеона: «Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запинаясь шинелью, идет дальше базарной площадью».

4.3. Если ящерица маскируется для защиты от хищников, то с какой целью маскируется Очумелов?

 

5. Чтение рассказа по ролям.

 

6. Подведение итогов урока.

Какие выводы мы можем сделать на основе проделанной работы?

В создании конфликта произведения, в изображении внешности персонажей Чехов прибегает к иронии. В основе иронии лежит противопоставление замысла и восприятия.

 

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы 7, выполнить задания 8 учебника на с. 55.

2. Повторить, что такое антитеза, привести примеры использования антитезы в изученных произведениях.