ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 26

 

Тема. Особенности драматического конфликта в произведении и его художественное воплощение.

Цель: сформулировать особенности драматического конфликта в произведении; воспитывать у учащихся чувство гуманности и толерантности; формировать навыки работы с информацией и умение аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Оборудование: иллюстрации к драме Шиллера «Вильгельм Телль».

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. «Окна»

Учитель до начала урока формирует 4 равноценные группы, которые без перегруппировки будут работать весь урок.

Задание для групповой работы: получив листе бумаги формата А2 (или АЗ), заполнить «окна» по схеме:

Основная тема драмы (конфликт)

3 каких элементов состоит (схематично)

Ассоциации, сравнения

Примеры

На выполнение отводится 5 мин. Представители групп презентуют результаты работы. Листы крепятся на видном месте.

 

2. Работа с ученическими иллюстрациями (или иллюстрациями, подобранными учителем, кадрами из экранизаций)

 

II. Работа над темой урока

 

Сообщение ученика - «историка». Историческая основа образа Вильгельма Телля

Ориентировочное содержание сообщения

Вильгельм Телль, один из символов Швейцарии, олицетворяет мужество ее народа, силу и стремление к свободе. Его история такова: 1307 года большей частью будущей Швейцарии правили монархи из династии Габсбургов (их столицей был Вена). Один из наместников повесил на площади города шляпу австрийского герцога и издал приказ, чтобы каждый, кто проходит мимо него, кланялся шляпе. Телль отказался это сделать и был немедленно арестован. Однако ему пообещали свободу, если он выстрелом из арбалета собьет яблоко с головы своего сына. Телль сделал это блестяще, но опять поссорился с австрийцем, заявив, что если бы попал в мальчика, то следующей стрелой убил бы наместника, и был заключен. По дороге он бежал и этим дал повод для начала восстания, которое закончилось победой народа, причем Телль был одним из лидеров повстанцев. Австрийцы потерпели поражение 1315 года, и на политической карте Европы появилось новое государство - Швейцарская Конфедерация.

Вильгельм Телль, который разделался с жестоким наместником (он убил его выстрелом из арбалета), героически погиб 1354 года, пытаясь спасти ребенка, которая тонула. Вильгельм Телль стал героем литературных произведений, их авторами были такие титаны, как Фридрих Шиллер и Макс Фриш. А пьеса Шиллера легла в основу сюжета оперы Джоаккино Россини.

Однако это всего лишь легенда, которая хорошо иллюстрирует настоящую историю. Первые письменные упоминания о героического швейцарского стрелка появились лишь через полтора века после появления Телля на авансцене событий и грешат многочисленными противоречиями (только историю с выстрелом в яблоко описывают одинаково).

Современные историки (например Фриц Матис и Жан-Франсуа Берже) считают, что основу этой истории представляют древние германские саги, которые стали казками. их персонажи получили другие имена и действуют в условиях, больше похожих на те, что были в средневековой Швей-царці!. Авторы рассказов про Вильгельма Телля, очевидно, успешно соединили древние мифы и новую реальность. В частности Телль никак не мог стрелять из арбалета, потому что этот вид оружия впервые появился в Швейцарии только через века после описанных событий. Исторические хроники, которые сохранились, в описаниях борьбы за независимость также не упоминают Телля, называя совсем другие причины начала восстания и приводя другие имена его руководителей.

 

2. Характеристика других образов драмы

Работа продолжается в уже созданных группах. Время на подготовку сообщения - 10 мин.

Задание для группы 1

Подготовить сообщение о Руденца.

Ожидаемый ответ

Руденц сначала сомневался. Он был влюблен в богатую Берту Брунек, поэтому ради нее хотел присягнуть австрийским властителям. Но на пути его намерениям сначала становится родной дядя, который обо всем догадался, потом - сама Берта. Спохватившись, Руденц вступает в спор с Геслером, когда тот издевается над Телля. После второго выстрела Телля Руденц становится одним из предводителей крестьян-ского восстания, подает руку крестьянину Мельхталю, отпускает на волю своих крепостных.

Задание для группы 2

Подготовить сообщение о барона Вальтера фон Аттінгаузена.

Ожидаемый ответ

Швейцарский дворянин барон Вальтер фон Аттінгаузен - найшляхетніший среди представителей господствующих классов. В споре с племянником он ведет себя как сын своего времени, когда крестьяне жили дружно с швейцарскими дворянами, ходили с ними в военные походы на зов императора. Он высокого мнения о швейцарцев. Чувство патриотизма он пытается привить и Руденцу. Единение прогрессивной части дворянства с народом усиливается в сцене, когда к Аттінгаузена в замок приходят предводители крестьян (Вальтер, Фюрст, Штауффахер, Мельхталь и Баумгартен), чтобы выслушать его завещание. В последние минуты своей жизни, узнав, что Руденц присоединился к своему народу, Аттінгаузен умоляет главарей восстания, объединили кантоны на демократической основе, чтобы они всегда держались вместе и дружили с дворянством. В национальном единении и независимости народа не только герой, но и его создатель, усматривали смысл жизни. Умирая, Аттінгаузен предсказывал победу восставшим. Призыв Аттінгаузена: «Объединяйтесь!» - является указателем и для будущих поколений.

Задание для группы 3

Подготовить сообщение о Парріціду.

Ожидаемый ответ

Не со всеми дворянами следует дружить. Шиллер нарушает острую моральную проблему, создав образ Парріціди (буквально: отцеубийца): убив императора, швабский герцог думал, что приблизился к духовно Телля, который уничтожил Геслера (его наместника). Сам Телль, народный герой, не хочет иметь ничего общего с преступником, потому что тот убил родственника: «...Он дядя / И император ваш! И как земля Вас терпит?..». Парріціда, совершив преступление, преследовал только личные интересы, поэтому ему принадлежит лишь раскаяться и молить Бога о прощении.

Задание для группы 4

Подготовить сообщение о женские образы драмы. Ожидаемый ответ

Среди женских образов особо следует отметить жену Телля Гедвігу, Берту Брунек, жену Штауффахера Гертруду, крестьянку Армгарду.

Гедвіга тонко чувствует состояние души Телля, хотя и не знает, что тот «с растерзанным сердцем и душой, под страхом смерти» должен был стрелять в яблоко. Также она интуитивно чувствует «черную душу черники» - графа Паріцціди, который, удирая от погони, попал в нее.

Берта Брунек, несмотря на принадлежность к дворянству, оказалась патриоткой Швейцарии. Именно под ее воздействием окончательно изменил свои взгляды Руденц.

Гертруда во всем поддерживает своего мужа; она является достаточно разумной женщиной, именно она нашла объяснение нечеловеческой злобе и жестокости Геслера. Армгарда, верная и любящая жена, молит о свободе для заключенного мужа, но, не вызвав сочувствие в Геслера, с детьми бросается под ноги его коня.

 

III. Рефлексия

 

Подведение итогов

(Ответы коллективно формулируются и записываются в со-шить.) Беседа.

Кратко сформулируйте идею драмы Шиллера «Вильгельм Телль». (В поэтической драме изображены справедливую борьбу за независимость народа, который объединился на демократической основе.)

Кого автор считает «идеальными» героями? (Воспетые поэтом душевно чистые герои: Вильгельм Телль, его сын Вальтер, тесть Вальтер Фюрст, жена Гедвіга; Штауффахер и его жена Гертруда, ее «позасценічний» отец; дворяне Аттінгаузен и Руденц; Берта Брунек; крестьяне Баумгартен, Мельхталь и другие.)

• В чем заключается суть драматического конфликта? (В протистоян ни Геслера і Телля: непримиримый конфликт вольнолюбства и тирании, естественных прав и несправедливых общественных законов, свободной личности и тиранической власти)

 

IV. Домашнее задание

 

Повторить сведения о жизни и творчестве Шиллера; прочитать поэзии Шиллера (по выбору); написать письмо литературного героя драмы Шиллера (по выбору учащихся) или составить кроссворд по теме «Шиллер».