УРОК № 27
Тема. Урок развития речи. Рекламное представление произведений Ф. Шиллера
Цель: обобщить знания о жизни и творчестве Ф. Шиллера; развивать устная и письменная связную речь, творческие способности учащихся, умение аргументировано отстаивать и представлять собственную точку зрения.
Тип урока: развитие свяВНОй речи; комбинированный.
В одной из сказок Андерсена засохший
куст среди жестокой зимы покрывается
белыми душистыми цветами, потому что
к нему прикоснулась добрая человеческая
рука. Эта сказка могла быть написана
об Фридриха Шиллера.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Считывание письмо литературного героя драмы Ф. Шиллера (3-4 ученика по желанию).
Представление учащимися кроссвордов.
Кроссворд «наоборот»
Задача: придумать задачи - описание слов в кроссворде.
1.
2. Предмет, которому должны были поклоняться швейцарцы.
3. Жанр произведения «Вильгельм Телль».
4. Одна из самых известных пьес поэта и драматурга.
5. Имя ландфогта.
6. Государство, стремилась завладеть Швейцарией.
7. Автор драмы о борьбе швейцарского народа за независимость.
8. Вильгельм ... .
9. Название страны, с которой связаны годы жизни и творчества Шиллера.
10. Социальный статус борцов за независимость.
11. Название кантона.
12. Поляна на берегу озера, где состоялось совещание.
13. Имя жены Вильгельма Телля.
14. Время начала восстания.
Ключевое слово: эпоха в истории западноевропейских культур XVIII ст.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Эстетические поиски Шиллера привели его к осознанию красоты как необходимого условия существования человечества: «Красота должна вывести человека на истинный путь». Со времени Шиллера идея красоты как спасательной силы («красота спасет мир») поддерживается многими деятелями последующих поколений. Мыслитель пытался найти связь между красотой и полеВНОстью. Даже в драме «Вильгельм Телль» он поэтизировал борьбу за национальную независимость и свободу личности.
Трудно понять человека, не заглянув в ее душу. Конечно, это удается не всем. Но мы имели возможность частично это сделать. Поэтому на сегодняшнем уроке мы попробуем помочь другим открыть мир Шиллера. Для этого создадим своеобразную рекламу произведений поэта.
III. Работа над темой урока
Создание «рекламы» произведений Ф. Шиллера
Ученики самостоятельно объединяются в произвольные группы. Каждая группа готовит презентацию одного из произведений Ф. Шиллера (по выбору учащихся). На подготовку отводится 15-20 мин. (в зависимости от количества групп).
Подготовившись, ученики «рекламируют» выбранные ими произведения.
IV. Рефлексия
1. «Свободное письмо» (эссе) на тему «Шиллер»
2. Итог
Учитель. Нам остается сказать Фридриху Шиллеру: «До встречи!». Он же оставил нам завещание:
Будь твердым в беде, Помощь обиженным давай, Повсюду правду знай единую...
V. Домашнее задание
Повторить изученное по теме «Литература XVIII в., Просвещение»; подготовиться к тематической аттестации № 3.