ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 25

 

Тема. Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния.

Цель: продолжить изучение драмы «Вильгельм Телль»; анализировать причины и характер противостояния Вильгельма Телля и Геслера; развивать критическое мышление учащихся.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

Помогать не умею я словами.

А вот как настоящее дело закипит -

позовите Телля, и пойдет он за вами...

Ф. Шиллер

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Работа над предложенными учениками кроссвордами

 

 

1. Один из главных организаторов демократического объединения кантонов. (Штауффахер)

2. Название кантона. (Швиц)

3. Наместник австрийского императора в Швейцарии. (Ландфогт)

4. Населенный пункт в кантоне Ури, где был прикреплен шляпу. (Альторф)

5. Имя сына Вильгельма Телля. (Вальтер)

6. Имя наместника австрийского императора в кантоне Ури. (Геслер) Ключевое слово: автор драмы «Вильгельм Телль». (Шиллер)

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. На предыдущем уроке мы определили основную тему драмы Шиллера «Вильгельм Телль» - освободительная борьба народа.

Однако много внимания автор уделяет и теме противостояния двух главных персонажей произведения Вильгельма Телля и Геслера. Сегодня мы об этом противостоянии поговорим подробнее. (Ученики записывают тему урока в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Вступительное слово учителя

Телль не поклонился австрийском шляпе Геслера, за что и был наказан: ему приказали стрелять в яблоко на голове собственного сына Вальтера, который полностью доверяет отцу. В душе Телля некоторое время идет внутренняя борьба. Он даже извиняется ландфогта, но Геслер решений не меняет, не шутит. Телль очень волнуется, прячет еще одну стрелу за пазуху (ландфогт это увидел), стреляет и попадает в яблоко. Этот исключительный героизм не удивил палача, который за правдивый ответ о назначении спрятанной стрелы заключает героя. Заключенный Геслером, Телль освобождается во время бури на озере, убегает от ландфогта и становится мстителем, усматривая свой долг в мести обидчику. В своих размышлениях Телль обосновывает и социальную вину ландфогта и решает наказать Геслера. Выбрав удобное для выстрела место вдоль кривой дороги, по которой должен был ехать ландфогт, Телль становится еще и свидетелем столкновения Геслера с бедной женщиной Армгардою, которая на коленях молит об освобождении заключенного мужа. Когда женщина в отчаянии бросается под ноги коню Геслера, Телль выпускает свою стрелу, попав ландфогта в сердце, который перед смертью успевает понять: «Это выстрел Телля». Цели достигнуты: угнетателя убиты, народ - свободный.

Сегодня мы остановимся на вопросе противостояния Телля и Геслера.

 

2. Причины и характер противостояния

Беседа

Почему Телль отказался почтить шляпу? Было ли это проявлением бунта?

Почему эту сцену считают одной из центральных в драме?

К чему приводит поступок Телля? Еще - сигнал к бою.)

Сразу готов Телль к борьбе?

Что делает его мстителем?

Как вы относитесь к требования Геслера стрелять в яблоко на голове

Вальтера?

О чем свидетельствует такое требование?

Мог ли Телль поступить по-другому?

Какие черты характера Телля и Геслера раскрывает этот эпизод?

3. Устное словесное рисование. Образы Вильгельма Телля, Геслера Ученикам предлагается словесно обрисовать героев, дав им и их поступкам собственную аргументированную оценку.

 

IV. Рефлексия

 

1. Составление гроздей на темы «Вильгельм Телль», «Геслер»

 

 

2. Выводы урока

Геслер - самоуверенный, жестокий палач швейцарского народа, он с ненавистью относится к швейцарцев, ждет от них лишь повиновения: «А Геслер - самый младший в роду, / Лишь рыцарским плащом он владеет, Поэтому и на счастье честного человека / Он злобным глазом искоса поглядывает».

Как гласит эпиграф к уроку, Телль имеет доброе и отзывчивое сердце, поэтому он помогает всем, кто в этом нуждается. Он стремится не только социальной, но и духовной свободы. Телль - не просто мститель. Это не только романтичный, но и реалистичный герой. Он - рачительный крестьянин, охотник и стрелок, заботливый отец и муж; он - гуманный человек.

Запись в тетради

Связь народной драмы с идеологией Просвещения - в произведении воплощены идеи равенства австрийцев и швейцарцев, естественного права последних на самоопределение и государственную самостоятельность; идея недопустимости нарушения естественных прав человека (Геслер не имел права приказывать Теллю сбить яблоко с головы сына); идея гуманности и личной свободы каждого человека.

 

V. Домашнее задание

 

Характеризовать другие образы драмы; нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию); для ученика -«историка»: подготовить сообщение «Историческая основа драмы Шиллера "Вильгельм Телль"».